Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Какие сны увидим в мире том?

– Поезд в самом деле разбился, – негромко сказал Аслан. – Вы все мертвы, как это называют в Землях Тени – и вы сами, и ваши родители. Учебный год завершён, начались каникулы. Сон кончился – настало утро.

К.С. Льюис, «Последняя битва»

У многих народов есть верование, что мёртвые на том свете теряют память о земной жизни.

В греческом Аиде течёт река забвения Лета. Тени пьют из неё, и больше их не терзают воспоминания о неоконченных делах и покинутых друзьях.

Неоплатоники, верившие в перерождения, изменили миф. У них из Леты пьют души, которые отправляются в новую земную жизнь, чтобы не помнить, кем они были раньше.

В индуизме и буддизме точно так же – только самые духовно продвинутые могут вспоминать свои прошлые реинкарнации и даже видеть чужие.

В христианстве с этим сложнее. По учению церкви, грешники в аду помнят свою земную жизнь и мучаются от этого. Но праведникам в раю уже нет ни до чего дела. Даже если их родные и близкие попали в ад, праведников это больше не волнует. Страдания любимых не трогают святых и не уменьшают их блаженства.

Так вот – в искусстве, которое, как известно, есть отражение массового бессознательного, уже много десятилетий живёт один образ, который позволяет взглянуть на это верование иначе.


В искусстве посмертие часто выглядит примерно так.

Вначале к человеку приходит последний сон. Он оказывается в окружении умерших родных и близких, пришедших его встретить, или в каком-то месте, которое любил при жизни, или переживает какой-то яркий момент из своего прошлого – не обязательно приятный, впрочем.

Иногда из этого сна ещё есть выход обратно, в жизнь – помните, как в «Дарах смерти» Гарри Поттеру пришлось выбирать, вернуться и продолжить борьбу или «сесть на поезд дальше»? Но чаще всего выбора уже не остаётся. Погружаясь ещё глубже – или, наоборот, поднимаясь выше – человек уходит на дорогу в один конец, в неизвестность.

Кстати, такие сны – не вымысел авторов, а реальность. Сотрудники хосписов подтверждают: многие подопечные действительно начинают видеть их в последние две-три недели перед смертью. Кто-то разговаривает с ушедшими, кто-то переживает счастливые моменты детства, кто-то собирает вещи, готовясь к долгому путешествию. Возможно, и смерть выглядит для них так же: сон становится слишком сильным и ярким и уже не отпускает.

А ещё есть мечта, которую люди нашего поколения озвучивают весьма часто – чаще, чем хотелось бы, на мой взгляд, ибо она свидетельствует о глубоком несчастье.

«Вот проснуться бы утром и понять, что тебе снова восемь, а вся эта нелепая жизнь тебе просто приснилась».

Кому-то в самом деле хочется переиграть всё заново, избежав совершённых ошибок. Но большинству – нет. Они просто хотят вновь оказаться там, в самом счастливом моменте своего детства, и остановить время, чтобы уже никуда не уходить.

Это своего рода искушение Фауста, только наоборот. Кто-то идёт по жизни в поисках мига наивысшего счастья, когда можно будет с чистым сердцем сказать «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». А кто-то каждую секунду помнит, что это прекрасное мгновение у него уже было, и его больше не вернёшь. И не зря говорят, что сущность адской муки – осознание, что уже слишком поздно.

Эти два образа удивительно легко соединяются друг с другом. Последний сон кажется человеку вовсе не сном, а пробуждением. Он просыпается в счастливом моменте из своего детства. Или в окружении ушедших близких. Или в стране своей мечты.

Как всякое сновидение, прежняя жизнь начнёт тускнеть и забываться, едва ты откроешь глаза. Исчезнет всё, что ты был вынужден делать, всё, кем тебе приходилось быть и казаться. Останешься только ты – настоящий, которым ты всё это время был, даже если сам об этом не подозревал.

И когда сон забудется окончательно, останется только сделать последний шаг – на дорогу.

Элли сорок с хвостом. Элли — "белый воротничок". Она к лацканам улиц приколота, как значок. Но дела хорошо, в то же время и ни о чём. В лексиконе всё чаще встречается слово «чёрт».

Элли делает деньги, карьеру и маникюр, лично знает бармена и ходит на перекур. И звонит на бегу, и обедает на бегу. Язычок у неё ядовитый, как каракурт.

Нет друзей у неё, но, по счастью, и нет врагов. Она дверь в кабинет открывает легко, ногой, но уволиться хочет с работы который год, потому что ночами ей снится один фургон.

Деревянный фургон с толстой масляной полосой. На окне занавески висят, на гвозде — лассо. И когда просыпается Элли в ноль-ноль часов, на зубах почему-то противно скрипит песок.

Элли тянет чернильную тень, тень берет стакан. «Прилети, ураган, забери меня, ураган, только чтобы уже без возврата, наверняка, чтобы дверь в безысходность захлопнулась до щелчка,

и чтоб (кто там за главного?) кинул в воронку ключ.

Если скажешь мне ждать до июля, я потерплю. Я, как глупая птица, сую, где не надо, клюв». И приходит за ней ураган, бесноват, колюч,

и пищит телефон, провалившись случайно в щель, что нельзя выходить из домов никому вообще, что стоит мегаполис, как в сером худом плаще, ну и много ещё очень страшных для всех вещей.

Только Элли идёт, тихим светом своим сочась, ожиданием чуда горящая, как свеча. И вот с этой минуты развеет её печаль та дорога из жёлтого-жёлтого кирпича.

***

Просыпается Элли. Над ухом звенит комар. Говорит маме Элли: «Мне снился такой кошмар. Вроде я, но не я, и была я себе тюрьма, человек-автомат или ядерная зима».

Светит солнце, и маслом плюётся сковорода. «Расскажи сон воде, и его унесёт вода. Не бывают такими ужасными города, даже если бывают — отсюда их не видать.

Здесь тропинка изогнута маковым калачом, здесь, как бабочка, лето попасть норовит в сачок. Здесь на счастье и взрослый, и маленький обречён. Ничего не страшись, Элли-белый-воротничок,

потому что, ну если, а вдруг это сон-вещун, то тебя в страшный сон я обратно не отпущу».

И тогда запирается Элли одна в сарай, башмачки надевает, стирает с лица февраль.

И по небу бежит её жёлтая магистраль, и на небе горит изумрудная пастораль.

Наталья Захарцева, 2020 г.


Tags: массовая культура, религиозные штудии
Subscribe

Posts from This Journal “массовая культура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Posts from This Journal “массовая культура” Tag