Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О грехе и праведности

В любом споре между христианами и атеистами обязательно всплывет проблема соотношения зла и греха.

Неверующий спрашивает: а вот если атеист — добрый человек, всю жизнь помогал другим, он, по вашей вере, грешник и попадет в ад, если не покается? И православные отвечают, что неверие — страшный грех, который перевешивает все добрые дела. Что, более страшный, чем убийство и изнасилование? — риторически вопрошает атеист, и верующий остается с чувством некоторого недоумения.

В последние годы некоторые верующие, которым этот вопрос задавали не раз и не два, начали осторожно отвечать, что только Бог знает, кто спасется, а кто нет. Тем самым подставляя себя под следующий удар: если спастись может и неверующий, если будет делать добрые дела, то зачем вообще нужна ваша церковь?

На самом деле тут все просто, вот только даже не все верующие это понимают, а неверующие и подавно. Все упирается в определение греха.

Когда верующего спрашивают, что такое грех, он обычно говорит, что грех — это злой поступок. Что и вызывает вышеописанную реакцию собеседника-атеиста. Но на самом деле все наоборот. Не «всякий злой поступок является для верующего грехом», а «только греховный поступок является для верующего злым».

Поясню подробнее.

Понятия добра и зла происходят от понятия целей — или, еще точнее, ценностей. Если я к чему-то стремлюсь, то все, к чему я стремлюсь и все, что помогает мне этого достичь, для меня добро. А все, что мне противодействует, что отдаляет меня от цели, соответственно, зло.

Наше время — как ни крути, время гуманизма. И поэтому мы определяем добро как то, что идет на пользу человечеству — всему в целом или в лице конкретных людей. Тогда злом будет то, что приносит людям вред.

Но для верующего единственная цель и ценность — спасение, то есть соединение с Богом. И потому единственное зло — то, что от спасения отдаляет.

А что отдаляет от спасения? От спасения отдаляет свободная воля и ее решения. Любой поступок, совершенный потому, что ты так хочешь, а не потому, что ты должен, и есть грех.

Судите сами. Правитель приговаривает тысячу своих подданных к мучительной казни. Зло это? Несомненно. Грех ли это? Никоим образом: будучи правителем, он обязан карать преступников по всей строгости закона. Бог похвалит его за справедливость.

Тот же правитель выпускает из тюрьмы убийцу-рецидивиста. Зло это? Вероятно, да: оказавшись на свободе, он будет снова убивать. Грех ли это? Никоим образом: будучи правителем, он имеет полное право помиловать осужденного. Бог похвалит его за милосердие.

Мужчина выследил и убил того, кто убил его жену и избежал правосудия. Зло это? Тут мнения расходятся. Грех ли это? Несомненно: он лишил человека жизни по собственной воле, а не по велению закона. Бог осудит его за убийство.

Атеист пожертвовал деньги на операцию больному. Зло это? Никоим образом: это дело милосердия. Грех ли это? Несомненно: никакое добро, сделанное по собственному произволению, не приносит пользы душе того, кто его сделал. Бог осудит его за гордыню.


Грех — понятие не только христианское. Это универсальная основа всех религий, потому что в основе любой традиционной религии лежит понятие избранной группы, чей образ жизни, верования и обычаи единственно угодны Богу. Вначале это было племя, затем избранный народ, теперь — церковь.

Соответственно, тот, кто вступает в церковь и поступает строго в соответствии с той ролью, которую ему назначила церковь, накапливает «положительную карму» — праведность. А тот, кто вне церкви или внутри нее поступает по собственной воле, а не по предписаниям, накапливает «отрицательную карму» — грех.

Не случайно и русское слово «грех», и греческое «амартия» обозначают не злой поступок, а отклонение, ошибку, недостаток. Грех — это отклонение от единственно правильного способа существовать.

И по той же причине в списке смертных грехов нет вообще ни одного поступка — лжи, убийства, воровства... Эти поступки могут и не быть греховными. Грех — дело сугубо внутреннее, и семь смертных грехов — это список того, что может побудить человека поступить по-своему. Если ты солгал ради личной выгоды, или из мести — то это грех. Если солгал потому, что должен был это сделать по правилам церкви, то это не грех.

Чтобы исправить зло, необходимо приложить усилия и что-то сделать в окружающем мире — и это не всегда возможно. Но для верующего это и не имеет значения. Чтобы смыть грех, не нужно ничего исправлять в мире — необходимо только искренне раскаяться в том, что ты что-то сделал по своему произволению, принять то наказание, которое церковь тебе назначит, и отныне поступать только так, как требует церковь. Начать все с чистого листа, так сказать.

Люди традиционных племен смывали с себя грехи, накопившиеся за год, в календарном обряде возрождения мира. Христиане сделали эту процедуру индивидуальной: исповедь, которая когда-то была обрядом воссоединения отлученного, стала регулярной и обязательной для всех.

Отсюда и еще один источник недопонимания: гуманист полагает, что нет смысла каяться, если ты ничего не делаешь, чтобы исправить последствия своих поступков. Но верующему нет дела до внешних последствий, его волнуют только внутренние. Поэтому и прощения он просит у Бога, а не у того, кому сделал зло.

Я помню, что христианство как раз призывает просить прощения у ближних. Даже специальный день для этого церковь выделила. Но и здесь нужно просить прощения только у того, кому ты сделал зло по собственной инициативе. Если ты убил, исполняя свой долг, то на тебе нет греха и прощения просить не за что.

Никто из святых воинов не просил прощения у убитых и искалеченных врагов. Никто из святых царей и князей не просил прощения у казненных и сосланных, даже если это были их родственники. Никто из святых подвижников не просил прощения у родных, которых, уйдя в монастырь, оставил без пропитания — а были и такие, между прочим.


Короче говоря, соотношение между злом и грехом примерно такое, как между злом и преступлением. Никакой злой поступок не является преступным, если он не запрещен законом. Человек может творить сколько угодно зла, но если он чтит уголовный кодекс (и другие аналогичные кодексы), то он не преступник, и в глазах государства он чист. А вот если ты творишь добро, но при этом нарушаешь закон, то в глазах государства ты преступник, и сколько бы людей тебя ни благословляли, ты ответишь за свои дела, как только тебя поймают.

Вот только законы государства можно изменить. И вся история показывает, как постепенно эти законы менялись, подгоняя государственное представление о преступлениях под человеческое представление о злых делах. А церкви свои законы не меняют, потому что убеждены: единственно правильный способ существования получен ими от Бога, и потому не он должен подстраиваться под людей, а люди под него.

Вот, в общем-то, и все, что я хотел сказать по поводу споров верующих с неверующими о грехах.
Tags: злые песни, религиозные штудии
Subscribe

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…