Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Рассуждение без номера -- этопростизм как угроза критическому мышлению

Некоторое время назад мне довелось вести интернет-беседу с приятной, умной, образованной женщиной. Беседа шла о некоторых феноменах, которые не в силах объяснить современная наука. В качестве примера я привел хрестоматийный опыт с монетой. Загипнотизированному человеку прикладывают к руке монету, внушают, что она раскалена докрасна -- и на коже появляется типичный ожог третьей степени с характерным термическим некрозом тканей.

-- Но это же просто эффект внушения, и все! -- воскликнула моя собеседница. -- Я сама проводила с детьми уроки, на которых таким способом исправляла им некоторые вредные привычки, это моя профессия, и ничего необъяснимого в этом нет.

Этопростизм, приобретший в последние десятилетия характер эпидемии, косит, к сожалению, в первую очередь умных и образованных людей. Его влияние на прочие слои населения не так заметно и имеет не столь катастрофические последствия.

Эта ментальная зараза происходит из глубокой седой древности, когда наши предки верили в магическую власть имени. Им казалось, что стоит узнать имя врага или болезни -- и обретешь над обладателем имени магическую власть, а он, в свою очередь, власть над тобой утратит.

Умение называть вещи своими именами, без всякого сомнения, очень полезно. Но в наше время, особенно среди ученых, распространилась иная, порочная, практика. Им стало казаться, что при встрече с необъяснимым явлением достаточно придумать ему простое, повседневно звучащее имя -- и явление сразу перестанет быть необъяснимым.

"Это просто внушение", говорит инфицированный, и на этом содержательная беседа заканчивается. Ему уже неинтересно выяснять, почему и каким образом происходит это самое внушение -- он его назвал, и все. Между тем за простым словом скрывается отнюдь не простое, и даже пугающее явление -- человек может поверить во что-либо так, что это станет для него реальностью. А путем психической индукции (термин Бехтерева, исследовавшего внушение очень глубоко) он может распространить эту свою реальность и на других людей с похожим складом ума. И наука сейчас не приблизилась к полному объяснению этого процесса ни на шаг по сравнению со временами Бехтерева.

Впрочем, помимо веры в магию имен, этопростизм имеет еще и другой, не менее опасный аспект.

Представим себе, что на Землю прилетел инопланетянин. Умный, доброжелательный, искренне стремящийся установить дружественный взаимовыгодный контакт, похожий на человека в достаточной степени, чтобы не вызывать у людей враждебности. И вот он подходит к вам и спрашивает:

-- Я не могу понять, почему вы, люди, так наслаждаетесь музыкой. Ведь это просто вибрации воздуха на определенных частотах.Они не приносят пользы и даже не стимулируют в вашем мозгу центров удовольствия. Каким же образом они на вас влияют?

И вы не сможете объяснить. Потому что инопланетянин не сумеет догадаться, что воздействие музыки находится на ином, более высоком уровне, чем звуковые колебания. Этот уровень чужд вашему собеседнику настолько, что он и не догадывается о его существовании -- и не догадается никогда, если только каким-то чудом не соприкоснется с ним.

Он может даже сам стать музыкантом. Изучив закономерности тех звуковых последовательностей, которые вызывают у людей сильные эмоции, он сможет сам сочинять музыку, которая будет заставлять слушателей смеяться и плакать. Слушателей -- но не его. Для него истинная сила собственных творений останется тайной за семью печатями.

Но наш воображаемый пришелец хотя бы пытается понять -- а значит, уже не безнадежен. Реальных же, отечественных "инопланетян" этопростизм напрочь лишает самого желания даже предполагать, что другой уровень может иметь место. Мы уже проходили штаммы "любовь -- это просто химическая реакция", "забота о ближнем -- это просто социальный инстинкт", "эффект плацебо -- это просто самовнушение", "религиозные чувства -- это просто индуцированный экстаз" и иже с ними, а в будущем нас, несомненно, ждут иные варианты.

Этопростизм является угрозой критическому мышлению прежде всего потому, что очень успешно под него маскируется. Критически мыслящий человек действительно не должен предполагать наличие смыслового уровня в происходящем, если нет фактов, которые бы о нем свидетельствовали. Именно поэтому, например, критически мыслящий человек не станет безоглядно верить в приметы или астрологию.

Индивидуум же, зараженный этопростизмом, будет отвергать наличие более высокого уровня даже тогда, когда его собственный опыт, его собственные ощущения неопровержимо об этом свидетельствуют. Магию имен он некритично ставит выше фактов -- и гордится силой своего критического мышления.

Вот что печально.
Tags: реплика в сторону
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments