Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О невидимом мире и тщете парапсихологии

Думаю, я ни для кого не открою Америку, если скажу, что не существует ни науки парапсихологии, ни научной специальности «парапсихолог». Все ученые, уделявшие внимание исследованиям паранормального — а таких ученых немало — специализировались на совершенно других сферах и дисциплинах, и это, естественно, сказалось на их подходах и теориях.

Физики искали неизвестные поля, энергии и законы природы.
Биологи — неизученные способности человека общаться и действовать на расстоянии.
Психологи — влияние сознания на материю и влияние мистического опыта на сознание.
Этнографов вообще волновало не паранормальное само по себе, а связанные с ним верования, обычаи и традиции людей с каменного века до наших дней. Их они и изучали.

А в результате у парапсихологии нет ни собственных методов, ни даже сколько-нибудь четкого представления о собственной области. Пожалуй, общее у всех парапсихологов одно — то, что объединяет всех вообще ученых-естественников. Представление, что в любом деле, касающемся человека и его отношений с природой, человек всегда активный субъект, а природа — пассивный объект, у которого нет собственной воли и собственных намерений.

И именно это предположение в парапсихологии решительным образом неприменимо.


Эксперименты по чтению мыслей, угадыванию случайных событий и т.д. очень часто начинаются с серии явных удач, а затем скатываются к обычной статистике. Это настолько частое явление, что оно известно всем парапсихологам. Обычно его списывают на снижение мотивации участников, и я склонен думать, что тут действительно все дело в том, что самому главному участнику процесса попросту надоедает повторять одно и то же. Вот только участник этот — не экспериментатор и не испытуемый.

Кстати, помните анекдот про человека, который любил говаривать, что поверит в ясновидение, как только в газетах появятся заголовки «Ясновидящий выиграл в лотерею»? Физик Рассел Тарг, будучи человеком практичным, решил угадывать не картинки на картах или цифры на кубиках, а изменения цены серебряных фьючерсов.

Первые же девять опытов подряд оказались удачными, и это принесло ему сто двадцать тысяч долларов — вполне хватило, чтобы профинансировать дальнейшие исследования. Из следующих девяти экспериментов успешными оказались восемь. Из следующих — два. Дальше Тарг прекратил опыты, чтобы обдумать результаты.


Еще в 19 веке тогдашние парапсихологи ставили опыты по внушению на расстоянии. Опыты эти часто были весьма и весьма успешными. Вот только говорили они не о том, что у некоторых людей есть способность внушать на расстоянии, а скорее о том, что у некоторых людей есть способность на расстоянии повиноваться.

Чувствительные, очень легко внушаемые сомнамбулы, долго работая с тем или иным гипнотизером, оказывались так тонко на него настроенными, что исполняли его волю, даже если не слышали внушения и вообще находились в другом здании.

А ясновидящие? Очень многие из них говорили, что никак не контролируют свои видения и не могут предсказывать по заказу. Картины будущих событий приходят к ним сами, по собственному желанию и помимо воли.

Тут, кстати, очень интересно вспомнить о тех, с кем такое бывало всего раз в жизни. Обычно им открывалась смерть родственника или какое-то другое печальное событие.

Что важно — практически всегда, когда человек получал информацию паранормальным способом, речь шла о событии, которое нельзя изменить. Ты знаешь, что произошло (или произойдет), не для того, чтобы помешать этому, а лишь для того, чтобы подготовиться, чтобы оно не застало тебя врасплох.

Это наводит на мысль, что ясновидец, гадатель, прозорливец может узнать только о том, что в определенном смысле уже свершилось, только пока еще не проявилось так, чтобы его заметили все.


О полтергейсте я уже писал. Нет людей, которые могут двигать предметы волей, но есть люди, вокруг которых предметы приходят в движение. Иногда кажется, что полтергейст пытается помочь своему агенту, защитить его, наказать тех, кто причиняет ему зло. Иногда — наоборот, он яростно нападает на агента, стараясь его запугать или прогнать. А иногда просто веселится, не ставя никаких целей, как будто играет.

Некоторые события из коллекции Чарльза Форта заставляют думать, что некоторым агентам удавалось не то чтобы контролировать свой полтергейст, но как бы договариваться с ним, получая его помощь и поддержку в нужные моменты. Тогда в полицейских отчетах появлялись необъяснимые кражи или убийства, совершенные невидимым или исчезающим преступником.


В общем, если непредвзято рассматривать все факты, то остается признать, что парапсихологи ошиблись в главном. Пси-феномены субъективны не потому, что зависят от сознания, настроения и мотивации экстрасенсов. Они непредсказуемы и ненадежны, потому что та сила, которая их производит — живая. У нее есть собственные желания, настроения и колебания воли.

Так что религии, населявшие вселенную мириадами богов, демонов и духов, в чем-то правы. Конечно, персонажи мифов чрезмерно персонифицированы, слишком похожи на людей и животных, но в мифах схвачено главное.
Именно поэтому невозможна никакая технология, которая позволяла бы автоматически читать мысли или видеть будущее. Это не ты читаешь мысли другого человека — это непредсказуемая сила по собственному усмотрению тебе их сообщает.

Как говаривал один из самых непризнанных философов мира — Винни-Пух: «Поэзия, Пятачок — это не малина. Это не что-то, что ты находишь. Это то, что находит на тебя. И все, что ты можешь — встать так, чтобы тебя было удобнее найти».

Точно так же силы невидимого мира не подчиняются никаким средствам и способам. Все, что может сделать человек — обратить на себя их внимание и высказать свое намерение.

Для этого тоже нет предсказуемой технологии. Кто-то годами постится в пещере, и небо не откликается ему, а кому-то достаточно один раз поднять глаза и улыбнуться, чтобы им заинтересовались.

А вот дальше у тебя есть четыре возможности — заставить, договориться, упросить или довериться.

В авраамических религиях нашего времени последнее считается единственным вариантом при общении с Богом. Изложи Всевышнему свою просьбу, а затем положись на Его всеведение и мудрость. Если Он сочтет нужным тебе помочь, то сделает все так, как будет лучше для всех. Тебе остается только следовать Его воле.

Однако на практике идея договориться с Богом тоже никогда людей не покидала. Разнообразные обеты во имя исполнения просьбы существовали и будут существовать всегда. Ты сделаешь то, что можешь для меня сделать, а я взамен сделаю для Тебя то, что в моих силах.

Остальные два способа общения с Богом христианин отвергнет как невозможные и кощунственные. Между тем, как ни смешно, именно они описаны и даже рекомендованы в Евангелии.

Вспомним притчу. Жил-был судья, который был жаден, несправедлив, Бога не боялся и людей не стыдился. И вот однажды пришла к нему бедная вдова, у которой не было денег на взятку. И она так долго ходила за судьей и упрашивала его поступить по справедливости, что он махнул рукой и сделал, как она просила, просто чтобы от нее избавиться.

Сказав эту притчу, Иисус подытожил: если даже неправедный и бессовестный судья сделал так, как просила бедная вдова, то уж тем более благой и справедливый Бог сделает по-твоему, если будешь просить Его достаточно долго и упорно.

Можно поступить и иначе. Другая женщина — на сей раз вполне реальная, но тоже упорная — протолкалась через толпу к идущему Иисусу, чтобы коснуться его одежды. Она была убеждена, что если это сделает, то исцелится от кровотечения. И именно так и стало. Но Иисус почувствовал, как из него вышла чудотворная сила, и сразу определил, кто это сделал.

Обычно в церкви не придают особого значения этой истории. А между тем ее значение огромно. Если невидимая сила расположена к тебе, то ты можешь «взять» у нее чудо по собственной воле — именно то, что тебе необходимо сейчас, а не то, что она сама сочтет нужным.


По идее, тут должен был бы следовать религиозный трактат. Сказав «А», нужно говорить и «Б». Раз уж признал, что боги и духи действительно в какой-то степени существуют, то будь любезен изложить, сколько их, как их зовут, за что они отвечают и что им нравится. Ну и заодно — выскажи мнение, откуда невидимая сила взялась и из чего она состоит.

Но я уже отдавал должное религиозным трактатам в этом блоге, и потому не хочу снова говорить о богах, во многом повторяя то, что писал раньше. И уж тем более не хочу высказывать версии о том, о чем у меня нет ни малейшего представления.

Могу лишь поделиться мнением, основанным не столько на фактах, сколько на внутренней убежденности.
Я думаю, что боги и пантеоны религий — своего рода языки, при помощи которых люди выделяют направления, или аспекты, непредсказуемой нематериальной силы. В конечном счете, на любом языке можно высказать любую мысль, но все же язык очень сильно влияет на то, какие мысли приходят в голову его носителю.

И точно так же каждый бог стремится стать единственным Богом, описать всю вселенную своим способом. Для бога войны весь мир представляется непрерывной борьбой, в которой победитель получает все, пока не уступит новой силе. Бог торговли — и его последователи — видит вселенную рынком, где у всего есть своя цена. И одно и то же событие может выглядеть очень по-разному в зависимости от того, чьими глазами мы на него смотрим.

Я полагаю также, что люди не могут придумать нового бога. Мы можем выдумать имя, создать культ, сочинить мифы, но, как только мы начинаем всерьез верить в нового бога, поклоняться ему, искать встречи с ним, как он начинает меняться, постепенно превращаясь в вариацию на тему уже существующих божеств.

Вот один пример. Бог, лежащий мертвой мумией в своей гробнице, но эта мумия — вместилище и источник всех жизненных сил вселенной, великий судья грядущего века, светоч, земным отражением которого служит живой властитель. Кого я сейчас описал — Осириса или Ленина?

Это значит, что исследователь может составить не просто каталог религиозных символов и их смыслов (такой уже сделал Мирча Элиаде), но схему универсального пантеона, вечных образов, вариантами которых являются все боги всех религий. И все силы всех магий, если уж на то пошло — ведь даже если та или иная школа магии объявляет силы вселенной безличными, у нее все равно получается обезличенный вариант какого-то из этих универсальных божеств.

Однако мне эта задача представляется хотя и интересной, но не слишком важной. Мнение Петра о Павле говорит больше о Петре, чем о Павле. И мнение людей о Боге говорит больше о самих людях, об их надеждах и внутреннем устроении.

Невидимая сила, какой она предстает перед исследователем, больше заботится о том, чтобы что-то происходило и ничего не застаивалось на месте, чем о соответствии чьим-то представлениям. Из всех архетипов больше всего ей соответствует трикстер — насмешник и обманщик, не строящий планов и не признающий ограничений.
Tags: метафизика, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments