Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Притворство в магии и религии

Я уже писал, что не следует считать, будто выдумка и ложь — одно и то же. Выдумка — это создание воображаемой реальности, а ложь — разновидность манипуляции, то есть любое слово, сказанное, чтобы человек сделал что-то в твоих интересах. Поэтому самые лучшие выдумки всех очаровывают, но никого не обманывают, а самая эффективная ложь — с помощью вовремя сказанной правды.

Самое первое, известное даже животным, предназначение выдумки — игра. Кошка отлично понимает, что огонек от лазерной указки совсем не похож на мышь, не съедобен, и поймать его невозможно. Но тем не менее она с нескрываемым удовольствием за ним гоняется.

По сути, игра и есть фантазия, только выраженная не в словах, а в действиях. Ты точно так же создаешь воображаемое, виртуальное пространство, в котором действуют иные правила и законы. Ты понимаешь, что они созданы тобой, но, пока игра длится, ты действуешь так, как если бы они были реальны.


Но у притворства есть одна интересная черта — в некоторых условиях оно может стать правдой.

Плацебо — и вообще внушение — действует именно так. Врач и пациент верят, что лекарство поможет, и оно в самом деле помогает.

То же самое относится и к самооценке. Давно замечено: кто ведет себя так, как если бы был силен, спокоен и уверен в себе, постепенно становится таким, и окружающие начинают его по-другому оценивать.

Сторонники позитивного мышления, усвоив эту мысль, довели ее до абсурда и начали учить, что если ты будешь вести себя так, как будто ты здоров, богат и успешен, то вселенная подгонит тебе все это взаправду.

Это очевидным образом не так. Однако иногда вселенная на самом деле делает хитрый выверт и превращает выдумку в реальность.

А как называется игра, от которой ждут реальных результатов? Такая игра называется ритуалом.

Любой маг, шаман, знахарь или жрец — по необходимости не только хороший психолог, но и профессиональный актер и притворщик. Он должен уметь совершать самые нелепые ритуалы, излагать самые безумные учения так, чтобы у зрителей не возникало и тени сомнения — все это работает. Более того, он должен и сам в это поверить.

Так что неудивительно, что среди них так много шарлатанов, которые сами не верят в свое притворство, а только играют на публику ради выгоды и славы. Не так-то просто отличить «настоящего мага» от «простого фокусника», потому что даже у шарлатана иногда, помимо его воли и стараний, получаются настоящие чудеса.

Скептики, видя это, радостно восклицают, что вся магия и есть одно сплошное притворство, и в ней нет ничего реального. Но колдун отличает выдумку от реальности ничуть не хуже, чем кошка, и если он гоняется за красной точкой, то у него есть на это причина.

Колдун предлагает свою игру и свои правила не одним только зрителям, а самой вселенной. И если она примет его предложение, если войдет в его круг и согласится сыграть с ним по его правилам, то эти правила на короткое время станут новыми законами природы.

Вспомните, о каких чудесах говорят легенды и предания. Люди мгновенно оказываются в другом месте, ходят по воде, летают в облаках. Они становятся огромными или крохотными, понимают язык зверей и птиц или сами превращаются в них. Все это каждый много раз испытал во сне, когда сознание бродит по лабиринтам собственных фантазий и впечатлений. Чудо — это сон, ставший явью.


В русской сказке есть очень показательная сцена. Колдун приводит двух братьев на берег моря и рисует на песке лодку. «Видите ли вы эту лодку?» — спрашивает он. «Видим», — отвечают братья. «Ну, коли видите, так садитесь в нее и поезжайте на тот берег».

Путешествие через море в сказке — символ отправки в Иное Царство, в мир волшебства, страну духов. Очевидно, что перед нами руководство: попасть туда можно, когда воображаемая лодка станет для тебя реальной. Фантазия, выдумка, актерская игра и вхождение в образ — не замена «настоящей магии», а ее естественный инструмент, необходимое условие.

Маг притворяется, делает все понарошку, пока это «понарошку» вдруг не превратится во «взаправду». Иногда ритуалы специально бывают бессмысленными и абсурдными, чтобы не забывать, что это не технология, не обычное действие, зависящее только от тебя.

Потому-то магия и опасна. Слишком легко уйти в мир фантазии навсегда, жить в окружении собственных иллюзий; наслаждаться сокровищами и сражаться с чудовищами, созданными воображением. С неосторожными это происходит даже помимо воли и выбора, само собой. Но тот, кто это сделает, попросту сойдет с ума. Может быть, иногда магия и будет делать его фантазии реальностью, но он уже этого не заметит.

Неслучайно среди исследователей паранормального так много параноиков и шизофреников. Не все они были такими, когда начинали. Кое-кого свело с ума погружение в мир неведомого, где то, что происходит только у тебя в голове, может оказаться ничуть не менее важным и действенным, чем то, что видят все, а отличить одно от другого невозможно, если ты заранее не поставил рамки.

Чтобы игра могла приносить пользу, ее следует ограничить, не давая власти над всей своей жизнью. Для нее необходимо строго определенное время и место, чтобы ты сам всегда мог разделить, когда ты живешь реальностью, а когда погружаешься в волшебный мир. И даже во время самой игры ты должен сохранять полную осознанность и самоконтроль, верить, не веря.

Это знает любой артист. На сцене он должен быть в образе, но в то же время не забывать, что это спектакль, и он играет для зрителя. Потерявшись в роли, он погибнет как актер.


Особенную роль воображение играет, когда человек хочет не повлиять на свою судьбу, а узнать ее.

Помните песню «Я спросил у ясеня...»? Осознанно или нет, ее автор посмеялся над гаданиями и оракулами. Ведь лирический герой получил ответ на свой вопрос сразу же, как только спросил у того, кто реально мог ему ответить — у своего друга. Ни ясень, ни тополь, ни облако ответа не дали — потому что и не могли дать.

Так почему же люди тысячелетиями обращались за советом именно к тем, от кого ожидать осмысленного, взвешенного мнения глупо и странно? Чем могут помочь птицы, стебли тысячелистника, руны, облака, внутренности жертвенного барана? Зачем задавать вопросы кофейной гуще?

Думаю, сейчас вы уже и сами можете назвать причину. Дело именно в том, что все они не могут ответить сознательно. Гадатель обращается не к предметам и вещам, а к той магии, которая за ними стоит. Он видит в них воплощение нездешних сил, интерфейс, благодаря которому с этими силами можно побеседовать. Язык, одинаково понятный и по ту, и по эту сторону.

В этом гадание ничем не отличается от любого другого ритуала. Это игра, в которой участвуют двое: гадатель и вселенная. Если она согласится принять участие, то устранит разницу между фантазией и реальностью. Только в другую сторону — не сделает мир таким, каким ты хочешь его видеть, а сообщит тебе то, чего ты о нем не знал.

Поэтому, если оракулом становится человек, правила требуют, чтобы он не мог ответить на вопрос сознательно, от своего ума. Пифии и сивиллы доводили себя до невменяемости наркотиками. Мико и вельвы — буйным экстазом. Народные гадания требуют найти первого встречного и попросить у него ответить «да» или «нет», не зная самого вопроса. Вестниками судьбы считают бессвязно бормочущих юродивых и маленьких детей, чей разум еще не вполне сформировался.


Не нужно думать, будто все это проблемы примитивных шаманов и магов. Любая религия стоит на том же самом.
Что нужно, чтобы хлеб и вино превратились в плоть и кровь Бога? Нужно, чтобы священник провозгласил, что это совершилось, и провозгласил так, чтобы все поверили.

У наших предков воображение было богатым, но конкретным. Они не могли представить, как одна вещь может заменять другую, а потому символом любой вещи для них была только такая же вещь — точное подобие. Плотью и кровью Бога для них могли стать только плоть и кровь жертвы. Поэтому жертва всегда требовала смерти.

Иисус, сказав о хлебе «Это моя плоть», и о вине «Это моя кровь», показал ученикам пример нового воображения, новые правила игры. Настолько новые, что ученики не смогли их полностью осмыслить. Бескровную жертву им пришлось сделать символом кровавой смерти Иисуса на кресте, потому что без смерти и пролития крови они не представляли себе действенного ритуала.

Здесь же ответ на парадокс молитвы. Любой знает, что далеко не каждая молитва получает ответ. Чаще всего чуда не происходит. Но тем не менее, молясь, ты должен без тени сомнения верить, что тебя услышат и ответят. Только тогда твоя фантазия сможет осуществиться на самом деле.

Наверное, по той же причине почитаемым монахам-старцам так любят задавать вопросы о семейной жизни и ведении дел — то есть о том, в чем монах по определению не может разбираться. Ответа ждут не от человека, а от Бога, которому он служит.

Храмы — не только места собрания общин. Святой угол в доме — не просто полочка для икон. Они ограничивают область фантазии, не давая ей распространиться за пределы, отведенные правилами безопасности.

Мы все знаем, что происходит, когда эти правила нарушаются. Люди видят кару за грехи в любом несчастье, особенно чужом. Приписывают темным силам каждую помеху в собственных делах. Усматривают важный религиозный смысл в решетке канализационного слива, в детской книжке, в государственной символике.

Это не ново. В таком же точно мире жили наши далекие предки, в те времена, когда религия, магия и искусство еще не были отделены друг от друга и от повседневной жизни. Не только обитатели пещер, но даже и греки времен Гомера обитали в мире воображения, их сны и фантазии были не менее важны и реальны, чем жизнь наяву, а слова зачастую равнялись делам.

Современный человек посчитал бы, что они впали в детство или сошли с ума. И был бы совершенно прав — они и были детьми и вдохновенными безумцами. Это неизбежный этап взросления, но на нем нельзя останавливаться.
Tags: метафизика, мифология, простые истины, психология
Subscribe

  • Колдующее средневековье

    Есть такое интересное словечко – мнемоистория. История, которую помнят. Эпоха или культура – но не такая, какой она была на самом деле, и…

  • Шоб не сглазить!

    Иногда говорят, что наука постепенно отвоёвывает место под солнцем у религии и магии. Всё больше феноменов, которые раньше объяснялись…

  • Уроки трансфигурации

    Внезапно на Квентина обрушилась мягкая, но огромная тяжесть, надавила на плечи, пригнула вперёд. Он скорчился, стараясь бороться с нею. Он пытался…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment