Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Что ты делаешь на самом деле?

Сегодня перечитывал давнюю статью моего взаимного френда и хорошего друга lena_malaa о турбо-суслике и сформулировал для себя одно интересное наблюдение.

Мы привыкли разделять цели и средства. То, что ты делаешь – это одно, то, чего ты хочешь этим добиться – совсем другое. Грубо говоря, писатель и астроном делают одно и то же: набирают текст на компьютере. Но один создает произведение, второй набивает результаты наблюдений. Занятия разные, а процедура, при помощи которой эти дела делаются – одна и та же.

Мы привыкли оценивать в первую очередь цели, а уже во вторую средства. Если два человека воюют, но один защищает свою страну, а другой гонится за добычей и славой, то первого мы ценим выше. Если двое добиваются одного и того же, то тогда уже можно сравнивать их средства и методы.

И вот тут лежат корни одной интересной ловушки, в которую мы так часто попадаем, когда речь идет о вещах неочевидных.


Все, что мы делаем, меняет не только окружающий мир, но и нас самих. Меняет физически – знаменитые уши борца, нос боксера и палец снайпера тому примером. Но меняет и внутренне. Не случайно предельный случай такой перемены психологи называют профессиональной деформацией.

И тут уже неважно, какой цели ты хотел добиться. Солдат есть солдат, и его деформации – телесные и душевные – очень слабо зависят от того, завоевательную он вел войну или защищал родину. Важно то, что он воевал, тратил время и силы на то, чтобы убить врага и выжить самому. Потому и бывает, что через много лет после войны ветераны с обеих сторон могут мирно беседовать между собой, вспоминая былое. У них была общая война, и она изменила их одинаково.

Так вот, все психологические, магические и религиозные практики в конечном счете нацелены на то, чтобы изменить практикующего. То есть на первый взгляд здесь основной и побочный эффект совпадают. Ты что-то делаешь, чтобы что-то изменить, просто на этот раз твои действия направлены на тебя самого.

Но это и есть ловушка. Ты не можешь выйти из себя и повлиять на себя извне. Ты – все еще точка, из которой исходят твои силы, а не точка их приложения. И потому тебя по-прежнему меняют не сами действия, а отдача от них, а она по-прежнему не зависит от целей.

Скажем, если ты практикуешь мантру, то ее текст неважен. Важно то, что ты бесчисленное количество раз повторяешь одно и то же сочетание звуков. Его смысл, если он есть, исчезнет уже после тысячного повторения. Цель мантра-медитаций – именно то состояние, в которое ты входишь в результате многократного повторения.

Любой учитель, который говорит тебе: «Наша мантра-медитация – совершенно не то же самое, что их мантра-медитация, потому что мы используем другую мантру и совершенно по-другому на ней сосредотачиваемся», по меньшей мере лукавит.

Аналогично, если ты аскет, то не имеет значения, стремишься ты к спасению или к нирване, в каких богов веришь и веришь ли вообще. Осознанное и контролируемое причинение себе самому страданий – вот то действие, которое на самом деле меняет тебя.

Поэтому все аскеты похожи, будь то в Индии или Египте времен раннего монашества, хотя на первый взгляд их аскеза сильно различается. Один лишает себя сна, другой бичует себя розгами, третий постится, четвертый обмазывает себя нечистотами и смотрит на разлагающиеся трупы. Но в сущности они делают одно и то же – творя то, что противно человеческой природе, ищут выхода за ее пределы.


То же самое верно и для сект и прочих деструктивных организаций. Они могут пользоваться любым словарем: религиозным, политическим, научным, психологическим. Они могут обещать спасение, нирвану, сверхспособности, боевое мастерство или неотразимость для противоположного пола. Они могут обучать медитациям, экстазу, секретным боевым приемам.

Но все, что ты делаешь по их указке, меняет тебя в одну и ту же сторону: делает бездумным, легко внушаемым, рвет связи с миром и формирует зависимость от культа и его руководства. Потому что не имеет значения, что именно ты исполняешь, пока ты исполняешь это без осмысления, на слепой вере, не анализируя и не задавая вопросов.

Гуру нужно именно то состояние, в которое ты загоняешь себя таким исполнением. Остальное – побочные эффекты, в том числе и та польза, которую многие действительно получают, находясь в секте. Ибо – напомню в очередной раз – почти любой культ что-то реально дает своим адептам, иначе в нем никто бы не задержался.


В общем, все это вариации на тему общего закона: неважно, как зовется явление, важно, как оно себя ведет.
Всегда и везде полезно спрашивать себя: как меня меняет то, что я сейчас делаю?
Tags: метафизика, простые истины, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments