Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Проклятие Цахеса

В повести Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» говорится о мальчике, который родился уродом – горбатым карликом, не слишком похожим даже на человека, к тому же слабоумным, не способным ни ходить, ни говорить.

Это жалкое создание попалось на глаза доброй фее Розабельверде. Преисполнившись сочувствия, фея решила дать ему шанс на нормальную человеческую жизнь. Даже у сказочного волшебства есть пределы, и она не смогла превратить его в нормального человека, но все же укрепила его ум, чтобы он мог разговаривать, и тело, чтобы он мог стоять на ногах.

Но главное, Розабельверда подарила Цахесу особое благословение. Отныне все хорошее, что будет сделано в его присутствии, окружающие будут приписывать ему, а все плохое, что сделает он сам, припишут кому-то другому, кто случайно окажется рядом.

Ничего удивительного, что с такой поддержкой Цахес пошел далеко, и через двадцать с небольшим лет сделался министром. Правда, закончилось все для него весьма плачевно.

Чары Розабельверды были благословением потому, что действовали на окружающих, а не на самого Цахеса – он-то отлично знал, кто что сделал (правда, воспринимал это как должное и не испытывал к своим благодетелям ни малейшей благодарности). А что было бы, если бы все было наоборот, и чары влияли бы только на самого зачарованного, а не на весь мир вокруг него?

Глядя по сторонам, вы легко заметите людей, которые и в самом деле поражены проклятием Цахеса. Они приписывают себе все хорошее, что было сделано в их присутствии (а уж тем более при их самом незначительном участии), а все плохое, что делают сами, совершенно искренне приписывают другим.

Начальная стадия такого проклятия – обвинение того, кому ты причинил вред, что он «сам вынудил» тебя это сделать, а потому сам и виноват. Но на конечной стадии такие люди действительно считают, что вот это вот сделали не они, а кто-то другой.

Жертва проклятия видит себя средоточием всех мировых добродетелей, а, глядя по сторонам, с ужасом обнаруживает, что окружена злобными уродливыми цахесами.


Я стараюсь не писать о политике и других злободневных темах, но иногда стоит взять пример, если он прямо перед глазами. По ту сторону украинской границы мы можем сейчас видеть проклятие Цахеса, поразившее тысячи людей и уже вошедшее в терминальную стадию.

Для этих людей не было, например, подвига советского народа в великой войне – был украинский народ, который боролся с фашизмом вопреки проклятому Сталину. Если что-то хорошее было при участии украинцев, то это сделали украинцы.

Более того, раз в десятом веке на земле нынешней Украины стояло Киевское княжество – значит, именно оно и было первым государством украинского народа. Все хорошее, что произошло на украинской земле, сделано украинцами.

И наоборот – по Украине ходят отряды штурмовиков под нацистскими флагами, выкрикивают нацистские лозунги, грабят и убивают всех, кто посмеет оказать сопротивление. Все понимают, что это плохо – но проклятие Цахеса заставляет говорить, что Украина, как и семьдесят лет назад, сражается с фашизмом, наступающим на этот раз не с запада, а с востока, из России.

Доходит до того, что в сети и в прессе видные украинцы оплакивают погибших и обездоленных детей Донбасса и шлют проклятия на голову нелюдей-москалей, по чьей вине пострадали невинные. Невинные, которых убивали солдаты, которых послали те самые видные украинцы. Даже Гитлер не догадался публично оплакивать умерших от голода в Ленинграде и сожженных заживо в Хатыни.

Это не лицемерие, не наглость – это проклятие, полностью меняющее взгляд на мир. Эти люди не притворяются – они совершенно искренни. Они и вправду, пролив кровь, видят ее на чужих руках. Вправду ощущают гордость за дела, сделанные не ими.

Гофман мог бы гордиться своим прозрением: он угадал даже детали. Цахес был безобразным карликом – и именно карлика пораженные проклятием Цахеса видят в окружающих. Поищите слово «карлик» на украинских сайтах.

И так во всем. Стоит на Украине произойти чему-то плохому – как проклятие выплеснет десятки статей, где будет написано, что это произошло в России. Стоит в России случиться чему-то хорошему – как проклятие припишет заслугу украинцам.


В книге Гофмана чары Розабельверды были заключены в трех золотых волосках на голове Цахеса. Стоило их выдернуть, как на месте министра все увидели безобразного визжащего карлика. Сделал это бедный студент, чья возлюбленная должна была стать женой Цахеса.

Но вот как вылечить того, кто сам себя заколдовал? Что нужно выдернуть ему, чтобы он пришел в себя и увидел все как есть? Я не знаю.
Tags: злые песни, мировой порядок, психология
Subscribe

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…