Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Энциклопедия заблуждений: магия и колдовство

Я долго думал, стоит ли вообще браться за эту тему. С одной стороны, я много пишу о том, как человек попадает в секту, что он там ищет и что находит, а почти любая секта так или иначе разделяет хотя бы одно из заблуждений о магии. С другой – это объемная и сложная тема.

За последние двадцать лет мне доставалось и от атеистов, и от верующих, и от эзотериков. Все они негодовали, называли меня разными интересными словами и предсказывали мне насыщенную, но печальную судьбу за то, что я доказывал им, что магия не имеет ничего общего с их представлениями о ней.

В моем собственном блоге я давал несколько ответов на вопрос «что такое магия» и один раз даже отшутился – хотя и совершенно искренне – сказав, что она сопротивляется попыткам ее определить.

Не так давно я сформулировал для себя причину, по которой этой происходит. Под общим словом «магия» скрывается множество совершенно разных занятий и явлений. Единственное, что у них есть общего – видимое отсутствие связи между совершенным действием и ожидаемым результатом.

Иногда такой связи действительно нет. Иногда ее нет по мнению постороннего наблюдателя, а для того, кто делает, она понятна и очевидна. Иногда, наконец, она есть, но ее не видит даже тот, кто делает.

Настоящая магия – прикладная часть религии – тоже входит в это число. Она как раз из тех случаев, когда на взгляд постороннего происходит нечто непонятное, а сам практик в большинстве случаев хотя бы приблизительно представляет, что и зачем делает.

Вкратце напомню, в чем суть этой настоящей магии. Она основывается на своеобразном опыте – переживании всего мира как единого целого, одушевленного и осмысленного. Все, что есть во вселенной – живые символы огромного текста, который непрерывно читает и пишет сам себя. Это значит, что весь мир непрерывно колдует.

Маг учится осознанно и целенаправленно принимать участие в этом процессе. Для этого он может использовать ритуалы и психотехники, но, как ни странно, это в принципе не обязательно. Ведь если магия вокруг тебя, то любое твое действие так или иначе магично.

В результате настоящая магия – не столько род занятий, сколько образ жизни и отношение к себе и миру. Заклинания для мага – просто один из инструментов. Как в известном афоризме, она дает силу, чтобы изменить поддающееся изменению; мужество, чтобы вынести неизбежное; и мудрость, чтобы отличить одно от другого.


Но рядом с этой магией живут другие. Их можно назвать сопутствующими магиями, или карго-магиями, по аналогии с тихоокеанскими карго-культами. Часть из них – подражание магическим действиям без понимания их смысла, часть возникла совершенно самостоятельно.

В отличие от большинства других разобранных мной заблуждений, они возникли отнюдь не недавно, а существуют тысячелетиями. В традиционных культурах, где магия пришла в упадок еще до нашей эры, они почти полностью ее заменили. В результате ученые, изучавшие магию именно по архаическим обычаям традиционных народов, именно их, как правило, магией и называют.

Сегодня я решил перечислить их главные направления.


Суеверия

На самом деле, даже под этим, казалось бы, простым и понятным словом, скрываются три разных явления.

Во-первых, это обряды и приметы, призванные привлечь удачу и отвести беду.

В свое время некий биолог провел интересный опыт с голубями. Рассадив их по клеткам, он поставил в каждой клетке кормушку, которая через случайные промежутки времени выдавала порцию корма.

Не прошло и нескольких дней, как у каждого голубя появился собственный странный ритуал, при помощи которого он надеялся заставить кормушку дать ему еды. Один притопывал левой ногой, другой крутился на месте, третий склонял голову на бок... Все это они проделывали раз за разом, пока кормушка не срабатывала.

Именно так и рождаются такие суеверия. Мы приспособлены учиться на своих успехах и ошибках, а потому все происходящее пытаемся сложить в причинно-следственные цепочки – даже когда на самом деле их нет. Человек связывает свою удачу или неудачу с чем-то, что он в этот момент делал, или с вещью, которая при нем была, или с чем-то, что происходило поблизости.

На свете много людей, чей успех, а то и сама жизнь, зависят от удачи – студенты, биржевые брокеры, летчики, моряки, актеры. Их обряды и приметы бывают порой настолько странными и причудливыми, что им можно посвящать этнографические работы. Насколько мне известно, такие работы есть.

Во-вторых, третий закон Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Если ты не знаешь, что в черном ящике, то можешь только методом проб и ошибок выяснять, что получается в ответ на те или эти команды. В результате у тебя будет список правильных действий, приводящих к нужным результатам, и тебе останется только свято соблюдать эти правила.

Многие суеверия нашего времени – остатки таких древних рекомендаций. Уже все забыли, откуда они взялись, да и сама жизнь изменилась настолько, что следование им больше не приводит к нужному эффекту, но традиция укоренилась настолько, что избавиться от нее невозможно.

По понятным причинам, особенно много таких рудиментов в религиях. Сейчас мало кто может сказать, какой практический смысл стоял за иудейским обрезанием, общесемитским запретом на свинину, католическим целибатом священников – а он почти наверняка был, и в те времена все эти предписания и запреты были разумными и осмысленными.

В-третьих, даже работающа, но непонятная технология предсказуема лишь до тех пор, пока все идет по плану. Любая поломка, ошибка, отказ – и ты уже не знаешь, что делать. Остается делать буквально что угодно в надежде, что как-нибудь случайно ты попадешь в точку и исправишь положение.

Специалисты, делающие вид, что никогда сами не прибегали к таким методам, с оттенком презрения в голосе называют их шаманскими. Если же исправить ошибку неведомым образом все же удалось, то тут можно сказать: «Это было очень сильное колдунство».

Сложнейшие явления нашего времени – это компьютеры, человек и социум. Потому неудивительно, что и самая большая концентрация шаманства и колдунства у нас в компьютерной сфере, в медицине и в социальных науках, от психологии до экономики.

Заметим, что эксперты в этих областях крайне редко называют себя колдунами или магами. Но занимаются они в сущности тем же самым, что и их предшественники в древних племенах.


Имитативные обряды

Еще Фрэзер заметил, что среди магических обрядов «примитивных» народов большинство – имитация желаемых событий.

Первобытный охотник протыкает копьем изображение зверя в надежде, что на охоте поразит настоящую добычу. Шаман племени тем временем разжигает костер и метлой разгоняет дым от этого костра, чтобы рассеять тучи и сделать погоду ясной.

Ревнивая жена добывает волосы соперницы и, приделав их к голове восковой куклы, сжигает эту куклу в огне или протыкает иглами, чтобы причинить вред обладательнице волос.

Это и есть два главных вида магии подобия – проделать действие с изображением цели или с ее частью. Бывает, кстати, и наоборот, когда цель реальна, а вот действие имитируется. Так колдун, желая навести на неугодного соплеменника смертную порчу, стреляет в него из маленького лука маленькой стрелкой. Современные колдуны могут с той же целью кинуть пиковым тузом из гадальной колоды.

Если люди, практикующие такие обряды, и дают какое-то объяснение своим действиям, то, как правило, ссылаются на «закон подобия» – мол, что случилось с подобием, то случится и с оригиналом, уж так это работает.

Тот же самый Фрэзер, однако, обращал внимание на то, что эта вера непоследовательна. Если колдун завладеет обрезками волос или ногтей туземца, то может навести на него порчу, поджаривая эти обрезки на углях. Туземец очень этого боится, поэтому сам сжигает их, чтобы они не достались колдуну. При этом он совершенно не боится, что сожжение обрезков причинит ему какой-то вред.

Другое, более логичное объяснение – вера в существование особой колдовской силы, которая передается через прикосновение. А поскольку подобие и оригинал связаны, то и колдовская сила может передаться одному через другое.

Насколько эти обряды действенны – спросите любого японца. В свое время во многих японских фирмах появились специальные комнаты с куклой, изображающей начальника. Любой сотрудник, которого начальство взбесило, мог пойти в такую комнату и как следует избить куклу, выместив на ней свой гнев. И хотя руководители в Японии, случается, умирают от переутомления на рабочем месте, делают они это ничуть не чаще, чем их подчиненные. Очевидно, избиение кукол никак не сказывается на их оригиналах.

В наше время самый популярный вид имитативной магии – визуализация. Воображение позволяет строить у себя в уме какие угодно радужные картины, а вера заставляет думать, что все, что ты себе вообразишь, непременно воплотится в жизни.

Те, у кого фантазия не так богата, выписывают себе чеки от имени «закона Изобилия» и собирают вырезки с фотографиями роскошных машин и домов на «доску желаний». Этот последний обряд даже имеет некоторый смысл, если использовать его для самомотивации, чтобы не забывать о поставленной цели и отмечать, насколько ты к ней приблизился. Но ждать, что он сам по себе притянет к тебе желаемое – это уже колдунство.

Жители тихоокеанских островов строили церемониальные аэродромы, надеясь привлечь американские самолеты с едой и одеждой. Авторы небезызвестной книги «Секрет» советуют построить в своей жизни место для мужчины своей мечты, и это место непременно притянет его к вам. Как говорится, найдите десять отличий.


Социальная магия

Это, собственно, то, что обычно первым делом приходит в голову любому человеку, стоит ему услышать о магии и волшебстве. Из этого чуть менее чем полностью состоит работа любого профессионального мага. Сглазы, порчи, привороты, отвороты, венцы безбрачия – а главным образом защита от всего перечисленного.

Имитативные обряды, о которых я сказал выше, чаще всего используются именно с этой целью (хотя и не только с ней).

Одна моя знакомая сказала, что деятельность профессионального мага – на семьдесят процентов психология, на двадцать процентов наглость и только на десять – собственно магия. Практика показывает, что без последних десяти процентов с легкостью можно обойтись, потому что социальная магия, в общем-то – чистой воды психология.

Давайте вспомним самый популярный в России вид смертной порчи, известный со средних веков и проживший до наших дней. Для него не требуется бросать во врага пиковым тузом, и даже не обязательно быть колдуном – справится кто угодно. Достаточно пойти в храм и поставить свечу за упокой своего врага. Особенно если ты еще и зажжешь ее не с того конца.

Этот же самый обряд в других регионах России использовался для отворота, причем не того, который «рассорить мужа с разлучницей», а того, который «истребить в своем сердце безответное чувство».

Психология очевидна. В обоих случаях ритуал создает настрой «этот человек для меня мертв». Как это работает в случае отворота – объяснять не нужно, тут все понятно. Настоящий ритуал прощания с умершим и его проводов в иной мир тоже предназначен не в последнюю очередь для того, чтобы родные и близкие могли оставить потерю в прошлом и жить дальше.

А вот его использование в качестве смертной порчи – наследие давних времен, когда изгнание из общины и в самом деле обозначало смерть, а приговор как раз и символизировал отсечение человека от племени. Публично «похоронив» преступника, его соплеменники начинали относиться к нему, как к мертвому – не заговаривали, не замечали, соболезновали родным. Даже жена – то есть вдова – могла надеть траур, а затем выйти за другого.

Вспомните последний раз, когда вы без подготовки, внезапно, сталкивались с немотивированной агрессией или нежданной большой бедой. Вспомните неприятное сосущее чувство страха, растерянности и беспомощности, которое всегда при этом возникает. Это и есть оружие смертной порчи – только вы испытали его на себе на короткое время и не слишком сильно, а для проклятого оно было неизменным спутником до конца его дней. Ничего удивительного, что конец дней после этого наступал достаточно быстро.

Если же у заказчика нет возможности лично общаться с жертвой, или жертва чихать хотела на мнение заказчика, то и порча, как правило, не действует. Вспомним хотя бы хрестоматийный пример Черчилля, которого заслуженно ненавидели буквально миллионы, но он, тем не менее, прожил долгую, насыщенную жизнь и до конца дней его не беспокоили ни здоровье, ни совесть. Да и та же немотивированная агрессия безвредно отскакивает, если вы успели морально к ней подготовиться и отстраниться от орущего на вас хама.

Приворот тем же способом создает настрой «этот человек уже мой, только еще об этом не знает». Думаю, вы легко вспомните, что именно этот настрой все современные пикаперы называют залогом успешного флирта.

Так что приворот – не всемогущее оружие порабощения чужой воли, а эзотерический аналог пикапа. Те же обещания, та же степень эффективности, только чуточку другой подход.

Вообще, традиционная социальная магия – это тогдашний вариант социальной психологии. Она направлена не столько на «жертву», сколько на душевное спокойствие заказчика и/или исполнителя. Она дает выход эмоциям, позволяет избавиться от навязчивых желаний, создав иллюзию их исполнения.

Многие ее методы сейчас взяты на вооружение теми же психологами – например, некоторые тоже рекомендуют провести погребальный обряд над фотографией человека, которого вы хотите забыть. Пока еще никто от этого не умер, насколько мне известно.

К социальной магии тесно примыкает медицинская, уже хотя бы потому, что и она целиком построена на внушении. Правда, список болезней, поддающихся такому лечению, у опытного знахаря несколько больше, чем у современного гипнотерапевта.

Например, при помощи заговоров удавалось останавливать кровотечения, в том числе из крупных артерий, а это и с современным-то оборудованием не всегда получается. Удавалось многократно ускорять заживление ран и переломов. Иногда удавалось даже облегчать положение сумасшедших, изгоняя из них «злых духов».

Христианские заклинатели особенно любили отчитывать эпилептиков, потому что в Евангелии, в описании бесноватого отрока, все симптомы эпилепсии перечислены с почти медицинской дотошностью. Поэтому из всех нервных и психических болезней эпилепсия, пожалуй, дольше других связывалась с одержимостью.

Однако я не случайно употребил слово «удавалось», потому что у магической медицины есть один недостаток по сравнению с обычным лечением: ненадежность и непредсказуемость. Колдовское внушение, как и обычный гипноз, действует на всех по-разному, а на кого-то не действует вовсе. К тому же у него та же слабость, что и у гипноза: оно не сработает, если пациент не знает, что именно должно произойти.


Волшебные ключики

Речь – удивительное явление, просто оно настолько привычно, что мы не замечаем его волшебства. Ты что-то говоришь другому, и он реагирует. Можно попросить о помощи, и тебе помогут. Можно накричать на другого, и он уйдет. Словами слабый может властвовать над сильным, один – повелевать многими.

Беда лишь в том, что власть эта не абсолютна. Тот, к кому ты обращаешься, может ведь и не послушать тебя. Хорошо было бы найти правильные слова – волшебные ключики, дающие безусловную власть. Тогда любое сказанное тобой предложение будет предложением, от которого нельзя отказаться.

Из всех околомагических суеверий нашего времени это – единственное, заслуживающее гордо именоваться ведическим. Именно в Ведах впервые в истории описана вера в то, что правильно проведенные обряды, молитвы и жертвоприношения заставляют богов обязательно исполнить просьбу жреца-брахмана.

Другие культуры предпочитали договорные отношения. Обряд или заклинание действует потому, что когда-то Бог и люди заключили договор, и пока одна сторона выполняет свои условия, другая выполняет свои.

Как легко заметить, этот подход в принципе больше прижился в оформленных религиях, иудаизм и христианство придерживаются его до сих пор. Любой православный вам скажет, что таинства действуют не силой священника, а исключительно Божьим обетованием и волей. При этом все зависит от того, правильно ли рукоположен священник и правильно ли он совершает обряды.

Правда, желания отыскать лазейку у людей от этого не убавлялось. Любого священника, который уделяет хоть какое-то внимание своим обязанностям, быстро начинает тошнить от просьб указать правильную молитву, правильную икону, правильный способ креститься и тому подобные чит-коды, которые «помогают». Не говоря уж о вопросах, какому святому о каких вещах следует молиться. Если верить Евангелиям, то и самого Иисуса апостолы донимали такими просьбами.

Наше время – время атеизма, а потому и ключики, дающие автоматический доступ, люди все чаще ищут не к Богу или судьбе, а к ближнему.

Здесь пасутся такие феномены, как «популярное НЛП» и тому подобные учения, обещающие открыть пароль к сердцу любой принцессы и научить правильному способу говорить, дышать и двигаться так, чтобы никто не мог перед тобой устоять.


Отдельно стоит сказать и о том, что способом приблизиться к Богу во все века считались жертвоприношение и аскеза. В карго-понимании это преломилось в принцип: чтобы Небо обратило на тебя внимание, перед Небом нужно унизиться и отказаться в его пользу от чего-то ценного и нужного.

В результате несть числа людям, которые причиняют себе неприятности и ждут за это благодарности и воздаяния. Иногда от Бога, чаще от ближних. Фразу «Как он мог, после всего того, что я ради него вынес(ла)» можно услышать и в тот, и в другой адрес.

Люди, в отличие от Бога, хотя бы могут объяснить, что вовсе и не просили, чтобы «ради них» человек так убивался, и что многое из сделанного было излишним и даже вредным. Но эти объяснения обычно не помогают, и непрошеное самоистязание по-прежнему считается заслугой.


Стремление к силе

Человек завоевал мир благодаря машинам и инструментам, позволяющим преодолеть ограничения природы. Лодки, чтобы плавать. Копья и стрелы, чтобы убивать. Огонь, чтобы делать пищу удобоваримой. Одежда, чтобы не страдать от мороза и солнца.

И к магии у многих точно такое же отношение – это нечто такое, что можно заполучить, и с помощью чего можно что-то делать. Это такая сила, но она отличается от других тем, что может действовать на расстоянии.

Представление о магии как о силе или субстанции, которая может передаваться от человека к человеку – очень древнее, существующее с каменного века. Но люди прошлых тысячелетий все же различали то, что происходит в мире людей, и то, что происходит в Ином Царстве (мире духов). Магия может принести удачу на охоте или отогнать засуху, но не обработает за тебя поле и не добудет зверя.

А потом физики открыли, что в природе есть поля – силы, действующие на расстоянии, без физического прикосновения. И маги начали объяснять магию через невидимые, неизвестные науке поля: биологические, торсионные, астральные, микролептонные и многие другие. Причем чаще всего теоретики судили по аналогии с самым простым примером «дальнодействия» – магнитом.

Первым был Месмер со своей идеей животного магнетизма, еще в 18 веке. За ним последовали и Рейхенбах с его одической силой в 19 столетии, и Райх с его оргонической энергией в 20 веке, и толпы других.

Результатом стало появление парапсихологии, стремящейся объяснить все магические феномены через паранормальное воздействие человека на окружающий мир.

Не только писатели-фантасты, но и реальные оккультисты и эзотерики задумываются, могла ли наша цивилизация пойти по магическому, а не техническому пути развития; не использовали ли наши предки магию для постройки исполинских статуй и зданий; не могут ли боги и демоны быть представителями иных видов, куда более магически продвинутых, чем мы.

Магическое искусство становится альтернативной физикой, а магия – альтернативным источником энергии, который в идеале способен стать для колдовской цивилизации тем же, чем для нашей стало электричество, до него был пар, а еще раньше – огонь. Некоторые верят даже в то, что и эту энергию, как и любую другую, можно добывать при помощи машин.

Легко заметить, что это заблуждение противостоит всем остальным. Оно рисует совершенно иную картину мира, нежели настоящая магия, на которой так или иначе основываются прочие карго-учения.

В этом мире нет и не может быть настоящей магии. У мира не остается никакого смыслового уровня – только игра полей и энергий, различающихся по степени «плотности».

В ней нет места суевериям, потому что нет места непредсказуемости и случайности. Нет необходимости искать волшебные слова-ключики, потому что все предельно механистично – волшебные ключики строятся из энергий.

Заклинания и ритуалы – способы сфокусировать и направить энергию, а получившиеся чары – что-то вроде невидимой энергетической машины, которая будет действовать, лишь пока не израсходует вложенный в нее при создании ресурс.

Проблема с этой картиной мира только одна – это выдача желаемого за действительное. Нарисованный ею мир больше напоминает американские комиксы – собственно, во многом он их и вдохновил. В нашей же реальности не наблюдается ничего подобного.

Парапсихологические эксперименты принесли множество полезных и интересных результатов, но убедительно показали – от человека не исходит никакой невидимой энергии, способной двигать предметы, и нет никакого канала связи, который бы позволил обмениваться мыслями, как радиосообщениями.

Еще Гельмут Шмидт, один из наиболее основательных исследователей психокинеза, выяснил, что даже если испытуемый может усилием воли добиться, что кубик начнет чаще выпадать пятеркой кверху, он не в состоянии никаким усилием воли изменить давление кубика на подставку даже на миллионную долю грамма. Шмидт вынужден был признать, что никакой передачи энергии при психокинезе не происходит.

Любые попытки при помощи волшебства изменить неизбежное оборачиваются провалом. Поэтому, например, не получится у колдуна выигрывать в казино. Магия способна один-два раза сдвинуть вероятности в твою пользу, позволив «взять» возможный выигрыш не когда-нибудь, а именно сейчас. Но если ты будешь играть достаточно долго, то непременно проиграешь – так говорит статистика, и вся механика казино настроена именно с этим расчетом.

Да и у тех же парапсихологов испытуемые поначалу показывают заметные результаты, но если опыты продолжаются дальше, то статистика неминуемо выправляется к средним показателям.

Магию невозможно свести к альтернативной физике. Любая такая попытка противоречит либо сама себе, либо очевидным фактам, либо и тому, и другому сразу.
Tags: метафизика, психология, энциклопедия заблуждений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments