Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Ловчие слова

Продолжаем нашу постоянную рубрику «Для тех, кто еще не в секте».

Мне часто доводилось слышать мнение, что искренняя убежденная религиозность дает плюс сто к защите от вербовки в культ. Причем слышал я это не только от православных, но и от людей других убеждений. Так написано даже в интереснейшей книжке Александра Прозорова «Как спасти ребенка от секты».

Действительно, разве может воцерковленный православный начать вибрировать с Радастеей или вешать трусы на люстру? Вряд ли. А вот сжечь паспорт и неожиданно для всех оказаться заживо замурованным в яме в ожидании конца света – запросто.

Религиозность защищает от одних сект, но служит настоящим воротами в душу для других. Если на страже этих ворот не стоит отработанный навык сомнения и анализа, конечно.

Более того, даже то, что ты уже в секте, не гарантирует, что тебя не переманит какая-нибудь другая. Отсюда текучесть сектантских кадров.


Мышление человека устроено так, что понять высказывание – значит согласиться с ним. Сомнение включается уже потом, и требует дополнительных затрат энергии.

Из этого следует, что, чем меньше усилий потребует понимание, чем более привычным и знакомым кажется высказывание, тем меньше шансов, что сомнение вообще включится. Человек усвоит новое знание, даже не заметив этого – просто примет его как данность.

Гуру, сознательно или бессознательно, этим пользуются. У каждого из них своя целевая аудитория, и к каждой аудитории нужно обращаться так, чтобы вызвать у них чувство узнавания. То есть надо мимикрировать под их мировоззрение.

Как это делать? Какие составляющие чужой веры следует «пересадить» на свою, чтобы успешнее ловить адептов этой веры?

Богословие, учение? Неплохо, но не обязательно. Учение принимается головой, рассудком, а это для гуру лишнее. В идеале адепт должен использовать голову лишь для самообмана, чтобы самостоятельно дополнять слова гуру там, где тот ошибся.

Внешний антураж? На антураж без содержания попадаются только совсем невзыскательные «захожане», и даже они быстро чувствуют фальшь.

Весь секрет в том, чтобы найти ловчие слова, которые наполнены не просто смыслом, а эмоциями. Создай для потенциального адепта привычную эмоциональную атмосферу, и он окажется в твоих руках безо всяких усилий.

Например, эмоциональная доминанта русского православия – благоговейное сосредоточенное внимание. Скажи православному «убегай искушений, возжигай душу непрестанной молитвой, повинуйся духовному наставнику, пребывай в духе» – и он услышит знакомые ноты, ощутит знакомое состояние. И если и не попадет в твои сети сам, то, по крайней мере, позже кому-то поручится за твою православность и духовность.

Доминанта ислама – простота и ясность. В покорности воле Аллаха мусульманин находит ответ на все житейские вопросы. И потому гуру, который от имени Аллаха даст простые и понятные ответы и советы на все случаи жизни, легко завоюет себе паству среди мусульман. Мы видим в новостях, насколько легко это происходит.

Доминанта буддизма – спокойная отрешенность, принятие всего в его «таковости», без оценок и осмысления. Эта вера всеядна: если что-то служит для тебя путем к просветлению – оно буддийское, а путем к просветлению может стать буквально что угодно. Потому в рамках буддизма, особенно Махаяны, существуют сотни непохожих друг на друга течений и сект, и постоянно появляются новые.

Апостолом неоязычников, благодаря трудам Хиневича, Трехлебова и прочих инглингов, может стать любой дурак. Достаточно регулярно поминать славяно-ариев, наследие ведической Руси, мудрость предков и родных богов. В роли родных богов могут выступать как боги Владимирова пантеона, так и любые другие боги с переделанными на славянский лад именами. Эмоциональная доминанта неоязычества – гордость от собственного, унаследованного от предков величия, плюс чувство отличия от других, порожденное одеждой и поведением.

Поклонники современного нью-эйдж ловятся на своеобразную атмосферу оптимизма – ощущение новой эпохи безграничных возможностей, порожденной технологиями и открытиями, которых адепт не понимает и не желает понимать. «Квантовый», «динамический», «холистический», «вибрации», «позитивный» и прочие термины этого поля известны всем. Американская манера строить фразы и ясный взгляд хиппи со стажем дополнят имидж гуру, работающего в этом направлении.


Но лично для меня намного интереснее, какими ловчими словами пользуются гуру, вербующие хомячков среди оккультистов, эзотериков и магов.

Должен сказать, поскольку я и сам человек оккультно-мыслящий, работа над этой статьей стала для меня работой над ошибками. Я вспомнил свои ощущения от чтения проповедей разных гуру, оценил, что в них вызывало у меня отклик, сравнил с тем, о чем говорили уже завербованные сектанты. И вот что у меня получилось.

Чтобы уловить души начитанных, а порой и практикующих оккультистов – а уж тем более тех, кто не имеет опыта, но хочет его получить – нужно сочетать четыре набора образов: пространство, облик, огонь, звук. Все они очень древние и оказывают прямо-таки гипнотическое воздействие на любого, кто интересуется магией.

С пространством все понятно. Испокон веков человек стремился выстроить свое жизненное пространство по священному образцу, превратить его в микрокосм, миниатюрное подобие всей вселенной.

Облик – почти то же самое. Шаман во время посвящения видит, как духи рвут его на части и собирают заново уже не простым смертным, а человеком и духом одновременно.

Для любого человека оккультно-эзотерического склада ума духовный путь – это тщательное выстраивание своей персональной внутренней реальности, которая в то же время является твоим истинным обликом.

Еще маги-герметики времен Ренессанса выстраивали пространства по астрологическим и алхимическим принципам. Так создавались сады, парки, театры, даже дворцовые комплексы Эскориал в Испании и Версаль во Франции. И собственную духовную сущность герметики строили при помощи ритуалов и амулетов, чтобы уравновесить в себе все элементы и стать совершенным подобием мира и Бога.

В православии – самой магически-ориентированной ветви христианства – подобию микрокосма и макрокосма тоже уделяют немало внимания. Семья – малая церковь. Тело – храм Божий. Да и жилище православного должно быть подобно храму – с обязательным святым уголком, местом молитвы и благоговейного сосредоточения.

Потому и сектоводы активно пользуются этой терминологией.

Анастасийцы чаще всего говорят о пространстве любви, живущем по иным законам, и цель своей жизни видят в том, чтобы распространить это пространство на всю планету. Его зримым воплощением служат родовые поместья, спроектированные так, чтобы быть одновременно и жилищем, и святилищем, в точности как это предписывалось традициями неолита.

Радастейцы превращают свое тело и душу в «скафандр» – гармоничную духовную сущность, неуязвимую для житейских неприятностей, болезней и негативных переживаний. Продвинутые адепты берут себе новые имена сообразно новому Облику, приобретенному в ходе практик. Имя Облика – это его доминанта, понятие, воплощением которого радастеец себя видит. Отсюда нелепо звучащие клички вроде «Инна с Обликом Удобства».

Секта ИДИВО обещает вырастить внутри каждого последователя собственную метагалактику. И здесь продвинутые «идивоты» берут себе новые имена в соответствии с новым обликом, только тут они сложнее и вычурнее и больше напоминают титулы.


Говорят, первое святилище – это дерево, бьющий из-под его корня ручей и положенный рядом камень. Это начало священного, устроенного пространства.

А первый ритуал – пляски в ночи вокруг огромного костра под рокот барабанов. Достаточно просто представить эту картину, чтобы по спине побежали мурашки, а в душе поднялась волна возбуждения. Это наш внутренний охотник откликается на образ, зашитый глубоко в его наследственную память.

Приручив огонь, человек стал человеком. Приручив звук и слово, человек стал разумным. Нет других символов, которые влияли бы так же сильно.

В Ведах Агни, бог огня, соединяет собой все миры, он посредник между людьми и богами, хранитель памяти и тайного знания. Без него никакой ритуал не имеет силы.

В иудейской Каббале Бог – чистое пламя, в котором мгновенно исчезает все сотворенное. Высшие миры наполнены огнем и светом, и самый высокий из них, находящийся у престола Всевышнего, таков, что только самый могучий и праведный из ангелов может туда подниматься, и то ненадолго, иначе и он растворится в божественном огне.

И одновременно с этим всякая душа – голос, у нее есть свое звучание. Звуки в тантре считаются священными – повторяя их, можно призвать любого бога и даже создать нового, потому что основной звук – это и есть душа бога.

Огонь и звук – чистая сила, основа того, что потом можно направить и структурировать пространством и обликом. И потому эти образы тоже горячо любимы сектоводами всех мастей.

Рерихи не случайно назвали свое учение Агни-йогой и много говорили об огне, огненном мире, огненном крещении. Возможно, без этого оно не набрало бы такой популярности и осталось бы таким же маргинальным и «эзотерическим», как скажем, «Роза мира» Андреева.

Симоронцы ищут способ разжечь внутренний огонь, дающий магическую власть.

В Радастее адепты не только собирают скафандры, но и проращивают струны души, да и основное понятие секты – ритм.

Кстати, о струнах. Нить – образ, соединяющий пространство и звук. Из нитей сделана ткань, сеть, паутина, структурирующая пространство, но в то же время нить – это и струна, порождающая звук. Поэтому и этот образ влиятелен, хотя используется не так часто.


Все это написано, конечно же, не затем, чтобы отвратить читателей от всех этих символов и связанных с ними состояний. В них нет ничего плохого, более того – они необходимы.

Я хочу лишь предостеречь от принятия решений сердцем там, где нужно включать голову. Ориентируясь на интуитивное чувство правильности, ощущение «своего», «родного», очень легко оказаться в ловушке, если это чувство порождено грамотным использованием ловчих слов.

Что я в данном случае подразумеваю под включением головы? Анализ деталей, в которых, как известно, дьявол.

Возьмем ту же «Радастею». Сколько бы они ни твердили, что переизлучают убеждения, разуплотняют препятствия, ткут судьбоносное полотно, они не могут скрыть неприглядный факт, что все это они делают, повторяя до посинения бездарные стишки основательницы.

Аналогично, идея анастасийцев – построение поместья-святилища, устроенного по законам мировой гармонии – звучит хорошо, пока не увидишь, какими средствами это предлагают делать, и чего именно от гармоничного жилища ожидают. Родовые гектары анастасийцев, скажем так, не Эскориал – и это еще мягко сказано.

Несоответствие заявленных целей и предлагаемых инструментов – первый звоночек, свидетельствующий, что тебя цепляют на эмоциональную приманку из ловчих слов. Другое дело, что, чтобы это заметить, нужно уже обладать некоторой эрудицией и разбираться в теме.

Однако выбор мировоззрения – вопрос достаточно серьезный, чтобы к нему отнестись, по крайней мере, с той же основательностью, как к покупке холодильника. И если у нас каждый покупатель перелопачивает гору информации, и к моменту покупки разбирается в характеристиках холодильников лучше, чем продавец-консультант в магазине, то и озадачивать гуру и подгурков знанием особенностей их вероучения и подавно сам Бог велел.
Tags: психология, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Сдвиг границ

    Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок. Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments