Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Мировой порядок - 1: о двух верах

— Перегородки между религиями не достают до неба. Бог один для всех.
— Каждая религия служит своему богу. Мой Бог — не Бог тех, кто не исповедует мою религию.

Таковы две полярные точки зрения на соотношение религии и веры. Они касаются соотношения религии и веры. Первая, оптимистическая, придерживается мнения, что, хотя религий много, вера за ними стоит одна и та же. Вторая, непримиримо-твердая, стоит на убеждении, что сколько религий, столько и вер. Иногда приходится слышать даже, что не только у христиан с иудеями, но и у православных с католиками не может быть общего Бога.

Однако обе они неверны. Каждый, кто достаточно долго и осознанно старался жить по заветам своей религии, рано или поздно замечает, что границы между верами никоим образом не совпадают с границами религий — но тем не менее они существуют, и они нерушимы.

Православный может разговаривать с мусульманином, буддистом или атеистом и внезапно осознать — этот человек близок ему по духу. У них разные картины мира, но оба эти мира сотворены и управляются одним и тем же Богом. Такое понимание не значит, что между двумя людьми непременно возникнет полное согласие во всем. Они могут даже воевать между собой из-за идеологических противоречий. Но и воюя, они будут относиться к противнику с уважением и пониманием. Они знают, за что тот сражается, и согласны, что за это сражаться имеет смысл.

С другой стороны, даже при общении со своим единоверцем, с человеком, который ходит с тобой в один храм и говорит с тобой на одном языке, ты можешь понять — у вас разные боги. Ту силу, которую называет Богом твой собеседник, ты не назовешь Богом и не поклонишься ей, даже если от этого будет зависеть твоя жизнь. И если между вами начнется война, это будет война без пощады, потому что ты знаешь — той вере, которую исповедует твой враг, не место на Земле.

И самое удивительное, что враг ощущает то же самое. Он легко найдет общий язык именно с теми, с кем ты общего языка не находишь. Он будет отзываться о них с уважением и пониманием, потому что у них общая вера.

Присмотревшись еще внимательнее, понимаешь, что вера на свете не одна, но их и не множество. Их ровно две, и они противоположны друг другу во всем, в чем только могут существовать противоположности.


Любой человек, кем бы по мировоззрению он себя ни считал, верит, что события видимого мира управляются невидимыми силами. Их можно называть законами природы, влиянием духов или планет, или волей Бога — это зависит от конкретной картины мира. Но истинная разница между верами возникает тогда, когда мы говорим об отношении к этим силам.

Последователи первой веры убеждены, что силы, управляющие миром, далеки от людей, чужды им, безразличны к их страданиям и радостям, а иногда и откровенно враждебны. В их мире человек предоставлен сам себе, и его задача — выжить, непрестанно состязаясь в этой борьбе со всеми остальными.

Если такой человек — христианин, то он верит в далекого, пребывающего на небесах Бога, который дарует немногочисленным избранным вечное блаженство, а все остальное человечество безжалостно обрекает на вечные мучения. Некоторые адепты первой веры отказываются верить в Бога-палача, но на его место выдвигают Бога-чудовище, который в конце времен уничтожит материальный мир, а души людские поглотит, и праведникам это будет блаженством, а грешникам — нескончаемой пыткой. Они называют это всеобъемлющей Божественной любовью.

Если он — оккультист, то его мир управляется планетами. Все, чем он является, кем может стать, что любит и ненавидит — все определено гороскопом в миг его рождения и уже не может быть изменено. Возможно, впрочем, что он придерживается более восточных взглядов, и тогда его природа предопределена кармой, унаследованной из прошлых жизней.

Для атеиста место Бога и планет занимают законы природы и гены. Мир — арена непрерывной борьбы за существование. Проигрыш в этой борьбе означает смерть, выигрыш — тоже смерть, но чуть позже.

Кстати говоря, почти все люди, разделяющие первую веру, боятся смерти. Смерть для них — неизбежное зло, после нее все закончится. Христиане вроде бы верят в бессмертие души — но и среди них первая вера проявляется в убежденности, что после смерти человек уже ничего сделать не может. Он попадает в ад или рай автоматически, становится добычей либо ангелов, либо демонов, и всю оставшуюся вечность будет пребывать там, куда его отправят.

Но в любом случае мир все эти люди видят совершенно одинаково. Есть ты. Есть твоя цель. Есть враждебный мир, единственное стремление которого — помешать тебе достигнуть цели. Есть временные союзники, без помощи которых тебе своего не добиться — с ними придется сотрудничать. Есть открытые враги, испытывающие к тебе только зависть и ненависть — с ними нужно бороться. И еще есть конкуренты, которые к тебе, в общем, равнодушны, но хотят того же, чего и ты, а значит, мешают, потому что всего на всех не хватит — с ними необходимо бороться еже ожесточеннее, чем с врагами. Единственный, кому ты действительно нужен — ты сам.


К счастью, вторая вера видит мир совершенно иначе. Для нее очевидна и несомненна связь, объединяющая всю вселенную. Ничто не висит в пустоте, все взаимосвязано и существует ради всеобщего блага. Силы, управляющие вселенной, дружественны каждой ее части, поскольку никакой живой организм не может быть враждебным своим же органам и клеткам.

Христианин, разделяющий вторую веру, знает, что все люди — дети Божьи. Бог не может хотеть погибели никого из Своих детей, а потому никогда не оставляет их. Даже те, кто ошибается, заблуждается или борется с Богом, не остаются без Его помощи и поддержки. Смерть — лишь начало новой жизни, в которой мы продолжим свой бесконечный путь.

Оккультист второй веры видит, что планеты уравновешивают одна другую, и гороскоп — не приговор, а лишь рекомендации, как ты должен менять себя и мир, чтобы достичь совершенства и гармонии во всем. Какова бы ни была твоя карма, ты в состоянии избавиться от нее в этой жизни, и после этого она уже не сможет ничего с тобой сделать.

Атеист тоже вполне может верить в гармоничную вселенную, равно дружественную всем своим детям. Советские шестидесятые с их безграничной верой в торжество науки, дружбу народов и светлое звездное будущее человечества — живое тому подтверждение.

Эти люди верят, что обитают в радостном мире, где все живут ради всех, даже если сами этого еще не осознают. Действуя ради общего блага, ты не только не жертвуешь ничем своим, но приобретаешь намного больше.

Думаю, каждый из вас легко сможет найти примеры той и другой веры в том мировоззрении, которого придерживается сам. Главное здесь — обращать внимание не на слова, а на их толкование.

Христианин, например, в любом случае будет говорить о любви к ближнему, потому что так заповедал Христос. Но люди первой веры понимают эту заповедь как любовь к тем, кто стоит с тобой по одну сторону баррикад. Все остальные — уже враги. Конечно, врагов тоже заповедано любить, но христианин первой веры с удовольствием объяснит вам: любовь к врагу проявляется через его уничтожение. Самое главное — уничтожать нужно без злобы, с сочувствием и даже с удовольствием, ведь ты выполняешь заповедь и непременно получишь за это награду на небесах.

Человек второй веры понимает любовь к ближнему расширительно. Ближний — это любой, кто оказался рядом. Любой человек — твой ближний, потому что вы оба сотворены одним Богом для одной цели. Даже если он тебя ненавидит и считает своим врагом — любовь к нему будет проявляться через искоренение вражды и ненависти. И если придется противостоять врагу с оружием в руках — ты сделаешь это только для того, чтобы защитить тех, кто тебе дорог.

Говорят христиане и о смирении, но для первых это покорное терпение горестей и бед, потому что в них проявляется воля Божья. Для вторых же — это состояние мира и покоя в душе, которое не может поколебать никакая внешняя буря, потому что воля Божья проявляется именно в радости и безмятежности.


Итак, первый аспект, в котором легко различить эти две веры — отношение к себе и окружающим. Одна вера гласит, что каждый сам за себя, вторая — что ты для ближнего, и ближний для тебя.

Второй не менее важный — отношение к ответственности.

Адепты первой веры, даже если в их картине мира есть место воздаянию за добрые и злые дела, в конечном счете заявляют, что ни за то, ни за другое человек не несет ответственности. Христиане первой веры твердят, что все хорошее в человеке от Бога, а все плохое от дьявола. Вроде бы у него при этом есть выбор, но искушения дьявола сильнее, и им нельзя не поддаться. И несмотря на то, что нет ни заслуги человека в его добрых делах, ни вины в плохих, все равно после смерти он получит либо награду, либо наказание.

Вторая вера, напротив, говорит о свободе человека и его полной ответственности за свои дела. Она говорит, что над человеком властна только та сила, которой он покорился. Даже выражение «раб Божий» — любимое выражение приверженцев первой веры — люди второй веры понимают по-своему. Если ты раб Божий, значит, больше ничто в этом мире не имеет над тобой власти. Все сотворенное служит Богу, и потому ничто не может повелевать тобой. Ни в смерти, ни в жизни нет никого сильнее Того Единственного, кто только и может тебе приказывать, а Он приказывает лишь одно — живи и будь счастлив.


Само по себе открытие о существовании двух вер уже может заставить задуматься. Однако его еще недостаточно, чтобы повлечь за собой какие-то конкретные выводы. В конце концов, вполне может быть так, что одна из этих вер истинна, а вторая ложна. Тогда либо адепты страдания, либо адепты любви заблуждаются, и тот мир, в который они верят, не существует на самом деле.

В следующей статье я постараюсь, отойдя от религиозной проблематики, рассмотреть эти две картины мира в их объективном существовании.
Tags: мировой порядок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments