Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Лучшие фанатские теории

Сегодня я предлагаю отвлечься от мыслей о вечном и поговорить на более легкую и интересную тему. Тем более, что она, если как следует подумать, имеет самое прямое отношение и к вопросам весьма серьезным.

Я уже писал, что, на мой взгляд, фанатские теории вполне имеют право на существование. Эрудированный и внимательный читатель действительно может увидеть в произведении смысл, которого автор не задумывал. Главное – чтобы теория была качественной. Это значит, что в ней не должно быть внешних, дополнительных предположений. Хорошая теория основывается только на тех фактах – и, что еще важнее, на той логике – которую можно отыскать в первоисточнике.

Это значит, например, что «Большая игра профессора Дамблдора» – хорошая теория, а «Последний кольценосец» – нет. Первое – альтернативный способ прочтения текста, второе – измышления на тему.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию три теории, которые произвели на меня впечатление своей оригинальностью и в то же время убедительностью – «блин, и ведь сходится же все!». Первая из них касается мира «Звездных войн», вторая – «Властелина колец», ну а третья, представьте себе, позволяет по-другому взглянуть на самый кассовый на сегодня диснеевский мультфильм «Холодное сердце».


Хан Соло – пользователь Силы

Обаятельный контрабандист, муж принцессы Леи и, как мы не так давно выяснили, отец нового Темного Лорда с самого начала показывал себя агностиком и циником. Он не верит в Силу и предпочитает полагаться только на себя.

Но давайте вспомним, как проявляется чувствительность к Силе у тех, кто еще не обучен мастерству джедая или сита.

В первую очередь это интуиция. Сила подсказывает им, что произойдет в следующий момент, и потому они могут принимать решения и реагировать во много раз быстрее, чем это возможно для обычных существ того же вида. Недаром маленький Энакин оказался в состоянии выиграть гонку, в которой до него ни один человек даже не доходил до финала.

Обладатели Силы ощущают пространство вокруг себя, и потому всегда знают, где находятся те, кто им хорошо известен, и что с ними происходит. У обученных джедаев эта чувствительность проявляется даже в галактических масштабах. Люку на первых порах ее еле хватало, чтобы с закрытыми глазами отбиваться от тренировочного дрона.

И не будем забывать про самый известный джедайский фокус – подчинение воли. Конечно, чтобы пользоваться им на все сто, нужна тренировка, но и необученный, но одаренный индивид должен, по идее, обладать на удивление убедительной харизмой.

Какие же качества проявляет Хан Соло на протяжении тех четырех фильмов, где участвует?

Он феноменальный пилот. Скорость его реакции такова, что в пятом эпизоде он свободно лавирует в астероидном поле, в котором разбиваются имперские пилоты, несмотря на то, что их корабли намного меньше и маневреннее. В седьмом же эпизоде он умудряется посадить «Сокол» на планету, выйдя из гиперпространства буквально в километре от поверхности. Можете подсчитать, какая именно доля секунды у него была на этот фокус.

В эпизоде шестом Хан дважды стреляет вслепую – он ничего не видит после заморозки – и при этом идеально попадает именно туда, куда надо. Вначале он отстреливает щупальце сарлакка, уже ухватившее его друга Ландо, затем – повреждает ракетный ранец наемника Бобы Фета, отправляя его в пасть к тому самому сарлакку. Не правда ли, похоже, что нечто большее, чем просто удача, направляет его выстрелы?

Фильмом раньше он безошибочно находит потерявшегося Люка на ледяной планете во время метели. В такой мороз сканеры бесполезны – это нам сообщают прямым текстом. Идти по следу посреди бурана невозможно – там нет никаких следов. Люк обнаруживается даже не там, где пропал – снежная тварь утащила его к себе в логово. В конце того же фильма Люка аналогичным образом находит Лея, его сестра, также чувствительная к Силе.

Еще одним фильмом раньше Хан уговаривает Джаббу Хатта отменить вознаграждение за свою голову и потерпеть с возвращением долга. При этом он, как легко заметить, делает жесты рукой, очень сильно напоминающие знаменитый трюк джедаев, который мы буквально только что видели в исполнении Оби-вана. Похоже, что уверенность Джаббы, что этот прием на него не действует, не совсем обоснована. Или именно так он и наработал свою сопротивляемость – много лет имея дело с Ханом?

И последнее. Своего рода сквозная фраза цикла – «у меня плохое предчувствие». Ее говорят Энакин, Оби-ван, Лея – и трижды ее употребляет Хан Соло.

Стоит предположить, что этот персонаж – потенциальный джедай, которого по какой-то причине не нашли вербовщики Ордена в последние годы Республики, как все это удивительным образом сходится вместе и становится логичным.

Гэндальф и орлы

Наверное, один из самых частых вопросов, которые приходится слышать бывалым толкинистам – почему Гэндальф не договорился с орлами, чтобы они донесли Кольцо до Ородруина и сбросили в кратер?

Ответов существует много. Например, такое решение не вписалось бы в логику сюжета, а Средиземье, будучи мифическим миром, действует именно по этой логике, а не по житейской.

Но есть и другой ответ, и он звучит так: а кто вам сказал, что он этого не планировал?

Братство Кольца шло к Мордору, мягко говоря, неочевидной дорогой, по какой-то причине практически повторяя путь Бильбо и гномов – но те-то направлялись к Одинокой Горе, расположенной на сотни километров севернее.

Что если Гэндальф вел отряд к восточным склонам Мглистых гор, к местам гнездовья орлов? Оттуда Фродо и Сэм, возможно, в сопровождении самого Гэндальфа, должны были лететь в Мордор на крыльях, а остальные – продолжать путь в Гондор, чтобы отвлечь ищеек Врага.

Но в Мории отряд потерял волшебника, а никому другому он, по своей извечной скрытности, своих планов не сообщил. И Арагорну, ставшему новым предводителем, пришлось действовать на свое усмотрение.

Мог ли Гэндальф попытаться в последний момент все же подсказать своим подопечным, что им следует делать дальше? Не только мог, но и подсказал, крикнув «Fly, you fools!». Обычно это переводят «Бегите, глупцы!», но буквально он сказал «Летите». Это была инструкция, которую Братство Кольца не поняло.

Ну а когда он вернулся в мир живых, следовать прежнему плану было уже поздно. Фродо и Сэм исчезли в неизвестном направлении, их поиски с воздуха привлекли бы слишком много внимания. К тому же Гэндальф Белый с трудом вспомнил даже собственное имя, а намерения договориться с орлами могли и вовсе выветриться из его памяти. Смерть и возрождение не проходят даром даже для волшебников.

У кого на самом деле холодное сердце?

Мультфильм, задуманный как экранизация «Снежной королевы», попрал все традиции Диснея тем, что первая любовь принцессы Анны оказалась несчастной. Думаю, что не стоит бояться спойлеров – все, кто хотел посмотреть, посмотрели уже давным-давно – так что напомню: принц Ханс, казавшийся искренним и обаятельным, внезапно оказался циничным честолюбцем и хладнокровно оставил Анну умирать от ледяного колдовства.

Все мы знаем, что в жизни любовь с первого взгляда редко бывает удачной. Но в мире Диснея другие законы – и эти законы вдруг оказались нарушенными.

Если присмотреться, то предательство Ханса оставляет в сюжете огромное количество дыр. Начиная с песни.

Да-да, помимо правила «любовь с первого взгляда всегда истинна», в мире Диснея есть еще один незыблемый закон. Злодей может притворяться добрым на словах, но он обязательно выдаст себя в песне. Как только заиграет музыка, истинные чувства и намерения персонажей всплывают наружу.

Так вот, в дуэте Ханса и Анны ничего подобного нет. Это совершенно искренняя песня двух влюбленных, которые еще не привыкли друг к другу, еще плохо друг друга знают, но уже чувствуют, что им суждено быть вместе.

И все остальное время принц Ханс ведет себя в точности в соответствии с этой характеристикой. Он организует теплое питание для горожан, лично возглавляет спасательную операцию, в общем, поступает как добрый, умный и ответственный человек.

Если он с самого начала собирался убить Эльзу и стать королем, то почему он дважды спасает ей жизнь, причем в ситуациях, когда ее смерть никто не смог бы поставить ему в вину? Зачем именно он уговаривает ее опомниться и взять на себя ответственность за свои дела? Убитая наемниками герцога или отрекшаяся от престола и запершая себя в ледяном замке, она устраивала бы его куда больше.

Даже то, что он отказывается целовать Анну, чтобы спасти ее, никак не согласуется с теми планами, которые он сразу после этого озвучивает. Если бы поцелуй сработал, Ханс – который фактически уже был правителем Аренделла – стал бы законным принцем-консортом, к тому же получил бы юную красавицу-жену, которая не только влюблена в него по уши, но и боготворит за спасение. Если нет – он с чистой совестью мог бы сказать, что сделал все, что было в его силах.

Создается впечатление, что Ханс все время искренен и правдив. Но в тот момент, когда он наклоняется к Анне, чтобы ее поцеловать – он меняется до неузнаваемости, превращаясь в полноценного психопата. Словно бы его собственное сердце оказалось заморожено в мгновение ока.

А теперь вопрос. Есть ли в мультфильме кто-то, кто способен перенастроить ум и память человека, как пожелает, и легко управляется с ледяным колдовством?

Да, есть. Это тролли – «величайшие эксперты в любви», как их представляет Кристоф. Это они в самом начале стерли Анне память о силе ее сестры, полностью переписав все ее детские воспоминания. Именно по их совету Эльзу обрекли на одиночество, которое чуть не свело ее с ума и не превратило в полноценную злую королеву.

Короче говоря, тролли изо всех сил пытаются устранить старшую сестру – обладательницу опасной силы – и сделать королевой добрую, наивную Анну. И дать ей в мужья человека, которого они сами когда-то похитили и воспитали как своего.

Кристоф, кстати, совершенно не похож на диснеевского принца. Это добродушный увалень вроде Пумбы или Пачи из других мультфильмов – типичный помощник героя, такому не суждено получить красавицу и совершить подвиг. Он грубоват, не слишком умен и пренебрегает личной гигиеной, Между ним и Анной с самого начала нет той симпатии и взаимопонимания, которые сразу появляются между Анной и Хансом.

Помните, что я сказал с самого начала? Злодей в мире Диснея всегда выдаст себя в песне. И вот мы слышим песню троллей.

Во-первых, она бодрая и жизнерадостная. Троллям нет дела до того, что девушка, вокруг которой они пляшут, умирает. Они празднуют, что наконец-то добьются своего.

Во-вторых, они откровенно поют, что помолвка Анны не имеет значения, и что ее жениха нужно убрать с дороги. Истинные чувства и намерения выплывают наружу при звуках музыки. Спросить Анну или Кристофа, что те думают, троллям не приходит в голову – они уже все решили.

Ханс – единственное препятствие на их пути. И как только он наклоняется к Анне – вся его память оказывается переписана. Он больше не помнит, что любит ее. Не помнит, что старался спасти Эльзу. Он помнит то, что устраивает троллей.

Как они это сделали? Тролли владеют ледяной магией – они показали это, вылечив Анну в самом начале. Они могли подправить ледяное заклятие в ее сердце, чтобы оно поразило того, кто ее любит.

В финале, когда Эльза находит ключ к своей силе и прекращает вечную зиму, все герои, собравшиеся на палубе судна, торжествуют. И только Ханс стоит в полной растерянности. Это не вид злодея, потерпевшего поражение. Это вид человека, который пришел в себя и не понимает, что произошло. Магия, превращавшая его в психопата, рассеялась вместе со всей остальной магией Эльзы.

Анна бьет его по лицу со словами «Единственный здесь с ледяным сердцем – это ты!». Бедная девочка сама не подозревает, насколько она права...


Вот такие фанатские теории. Мне они понравились, надеюсь, что понравятся и вам. Даже если вы с ними и не согласитесь.

И вот еще что. Наш мир намного огромнее и сложнее любой вымышленной реальности. А значит, что и способов его прочтения тоже может быть неимоверное множество, и они тоже имеют право на существование. Если это, конечно, хорошие теории.
Tags: массовая культура, реплика в сторону
Subscribe

  • Троп возрождённый

    Есть художественные приёмы, намертво привязанные к своей эпохе. Там они уместны и создают погружение, стоит выйти за пределы – и они начинают…

  • Сквозные слова

    Этот представительный мужчина – Папа Григорий I Великий, святой, почитаемый и католиками, и православными, и англиканами. Даже Кальвин…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Троп возрождённый

    Есть художественные приёмы, намертво привязанные к своей эпохе. Там они уместны и создают погружение, стоит выйти за пределы – и они начинают…

  • Сквозные слова

    Этот представительный мужчина – Папа Григорий I Великий, святой, почитаемый и католиками, и православными, и англиканами. Даже Кальвин…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…