Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Технократы, часть 2: против метода

В первой части я рассказал, как создатели ролевой системы «Маг: Восхождение» изобразили реальный процесс «расколдовывания мира» – борьбы магической парадигмы с научной.

Вторая часть посвящена тому, как эта борьба отражается в уме конкретного человека.


Вся жизнь Технократов в Мире Тьмы – сплошной когнитивный диссонанс. Они – могущественные маги, которые отрицают магию и одновременно борются с ней, причем делают это магическими методами.

Они искренне считают себя учеными, которые постигают мир и открывают его законы, но в действительности они эти законы создают силой своей веры. В результате, стоит обывателю увидеть любую из их зрелищных технологий, Парадокс неминуем – это та же самая очевидная магия, просто с использованием других фокусов.

В нашей с вами реальности никакого Парадокса, конечно, нет. Вернее, он есть, но только в уме – это то самое чувство когнитивного диссонанса. И если в жизни человека происходит то, чего по его собственным верованиям быть не должно, а верования он менять не может или не хочет, то остается только одно. Придумать объяснение. Вписать невозможное в свою картину мира, дав ему успокаивающее понятное название. Замаскировать под то, что верованиям не противоречит.

Мне часто встречались люди, внешне неотличимые от атеистов-материалистов. Они рьяно отрицали все сверхъестественное и верили, что у всего существующего есть физическое объяснение.

Вот только они всегда опровергали свои верования своими же поступками. Один умел снимать боль прикосновением. Второй предчувствовал поведение партнеров в играх и спорте. Третий, наугад открывая книгу, всегда получал ответ на вопрос, который в этот момент его занимал.

И все они считали, что в этом нет ничего сверхъестественного. Это просто умение подмечать детали. Это просто неосознанные движения. Это просто эффект внушения. И другие объяснения, суть которых в том, что непонятному нужно придумать новое понятное название, и тогда можно уже ничего не объяснять. Особенно – почему такое не получается у всех остальных.

Среди вымышленных персонажей самый яркий пример такого технократа – конечно, Шерлок Холмс. Только интуиция, граничащая с пророческим даром, может помочь человеку не просто обращать внимание на все мелкие детали, а мгновенно выделять те из них, которые имеют отношение к делу, и выстраивать их в картину случившегося.

А среди людей реальных никто не сравнится с Ричардом Фейнманом. Его интуиция порой превосходила даже ту, которой автор наделил Холмса. События вокруг него выстраивались самыми невероятными способами.

Он мог вытворять с сознанием такое, на что способен не каждый йог – например, по желанию менять расположение собственного «я» в теле. Обычно оно «находится» у нас в голове, где-то за глазами. Но Фейнман мог «смотреть» на мир из живота, плеча или руки.

В своей автобиографии он пишет, как в детстве, не понимая ни слова по-итальянски, свободно общался с итальянцами, которых было много в его родном квартале, причем все они были уверены, что этот парнишка их земляк, просто из другой области Италии.

Как он это делал? По его словам, ничего сверхъестественного. Итальянцы много жестикулируют, когда разговаривают. Он «просто» трещал тарабарщину, похожую на звуки итальянской речи, и при этом помогал себе руками. И его понимали. Более того, он и сам отлично понимал, что говорят ему.

Те, кто пытался хоть раз, не зная языка, объясняться с иностранцем жестами, легко оценят, какова достоверность этого «просто».

Став взрослым, он так же легко управлял реакцией окружающих, так что ему верили или не верили, когда он этого хотел. Некоторые рассказы из его студенческой жизни могли бы показаться фантастическими, если бы их напечатали как художественную литературу.

Словом, прочтите книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», и вы увидите жизнеописание самого настоящего мага. Причем мага, который до конца жизни оставался атеистом, скептиком и высмеивал парапсихологические опыты. Даже тот, в котором участвовал сам и в ходе которого как раз и открыл в себе способность менять локализацию сознания.


Однако Фейнман – еще не настоящий технократ. Все, что с ним происходило, он списывал на везение и наблюдательность. Настоящие технократы создают системы.

Зигмунд Фрейд открыл людям важность бессознательного и его власть над поступками. И у него была своя теория, как это бессознательное устроено. Он верил, что подавленные, запретные мысли и воспоминания (особенно сексуальные и агрессивные) вытесняются туда, но при этом продолжают влиять и вредить. Только в случайных проговорках и ассоциациях можно найти их следы.

Его вера блистательно подтверждалась на опыте. У всех его пациентов возникали случайные ассоциации, которые открывали психоаналитику ключи к истокам неврозов и психозов.

Ученик Фрейда Юнг не соглашался с учителем. Он верил, что бессознательное хранит не подавленные воспоминания, а образы и символы, общие для всего человечества – архетипы. В сновидениях человек видит эти символы, похожие на те, что встречаются в древних мифах.

И его вера тоже блистательно подтверждалась. У всех его пациентов обязательно были архетипические «юнгианские» сны, которые оставалось только истолковать.

Второй ученик Фрейда – Вильгельм Райх – придавал сексуальности и телесности еще большее значение, чем его учитель. Он создал собственную, телесно-ориентированную психотерапию и учил, что повреждения психики всегда отражаются мускульными зажимами в теле. Стоит проработать их жестким массажем, чтобы они расслабились, и то же самое произойдет в психике.

Нужно ли говорить, что его теория подтверждалась практикой?

И точно то же самое повторялось множество раз в психологии. Ученики великого учителя могли повторить его успех только тогда, когда отказывались от его системы и разрабатывали собственную, которая отражала их личные верования и убеждения. В результате сколько есть великих психологов, столько и парадигм устройства психики.

Напрашивается мысль: что, если они вовсе не открывали устройство человеческой души, а силой своей веры переводили незримые силы бессознательного в видимую форму, с которой уже можно было работать дальше?

Я склонен думать, что и педагогическая система Макаренко, способная за несколько месяцев перековать юного циничного уголовника в полезного члена общества – такой же фокус веры. Паре-тройке учеников самого Макаренко удалось отчасти повторить успех своего учителя, но затем все заглохло. Без создателя и эта система оказалась нерабочей.


Может показаться, что психология, изучающая нематериальные проявления разума и сознания, способна и вправду быть вотчиной технократов, создающих реальность силой убеждений, но уж в естественных науках такому точно нет места.

Сами ученые говорили об этом много и эмоционально. Один из них, доказывая, что психокинеза не существует, аргументировал свое мнение так: если бы он существовал, то разные ученые получали бы разные экспериментальные данные: исход опыта отражал бы их убеждения и верования. Тогда наука была бы невозможна.

Но вот в чем дело – именно так и есть на самом деле. Было множество случаев, когда опытный уважаемый ученый провозглашал сенсационные результаты своих экспериментов – но потом выяснялось, что никто другой не может повторить эти результаты, и он со стыдом признавал, что, видимо, где-то ошибся.

Даже опыты по измерению заряда электрона давали разные результаты у двух соперничающих между собой светил физики.

Была ли это в самом деле ошибка, или же на исход оказали влияние ожидания участников? Никто всерьез не проверял.


Магический мир и закономерный мир-машина – соперничающие между собой идеи. Как это части бывает, каждая из них в отдельности ложна и несовместима с жизнью. Одна ведет в мир победившей шизофрении, другая – к полному отрыву от реальности и отрицанию всего, что «невозможно».

Равновесие в том, чтобы признать их обе истинными одновременно – в тех областях, где их применение полезно и оправданно.
Tags: метафизика, мировой порядок, научные парадоксы, психология
Subscribe

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Мотивы для инквизитора

    Тут уважаемый myrngwaur опубликовал великолепную рецензию на цикл Скотта Бэккера «Второй Апокалипсис». Если вы её ещё не…

  • Гримуары Индостана

    От русской магии вернёмся на Восток, в Индию. Но прежде чем говорить об индийской магии, придётся сказать несколько слов о самой Индии. Думаю, для…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…