Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Рассуждение одиннадцатое — о доминанте

Великий физиолог Иван Павлов, как знают сейчас даже дети, открыл людям тайну условных рефлексов. Он показал, каким образом стимулы, то есть сигналы из внешнего мира, вызывают отклик живого существа. При этом он особо подчеркивал что рефлекс не рассуждает — на один и тот же сигнал он всегда дает один и тот же отклик.

Одновременно с ним рефлексами занимались и другие физиологи. И один из них, по фамилии Ухтомский, обнаружил, что далеко не всегда эта схема срабатывает так, как мы этого ждем.

Ухтомский открыл, что время от времени в организме появляется доминанта — очаг возбуждения, который изменяет и перекраивает рефлексы на свой лад. Стимулы, которые в обычных обстоятельствах вызывали строго определенные реакции, начинают откликаться совершенно иначе. Иногда реакция оказывалась намного сильнее, иногда становилась иной, иногда же вовсе отсутствовала.
Попросту говоря, доминанта — это сила, которая придает всей деятельности организма одно общее направление. То, что поддерживает доминанту, в результате усиливается, а то, что ей противоречит — ослабевает.

Последующие поколения ученых выяснили, что доминанты свойственны всем живым существам и на всех уровнях их деятельности. А в частности — нет такого человека, который в любой момент своей жизни не руководствовался бы одной или несколькими доминантами. Мы называем их взглядами, настроениями, душевными состояниями.

Например, доминанты влияют на наши воспоминания. Легче всего вспомнить то, что случилось, когда ты был в таком же настроении, как сейчас. Радостный человек будет вспоминать радостные события, а в депрессии вспоминается только плохое.

Ученый, поглощенный исследованием, видит вокруг себя только то, что напоминает ему о работе, и не замечает всего остального, забывая иногда даже про сон и еду. Параноик, с головой ушедший в свою сверхценную идею, видит ее подтверждения во всем, что попадается ему на глаза, а противоречащего ей попросту не замечает. И в величайших достижениях человеческого разума, и в мрачных глубинах безумия — везде мы находим те же самые доминанты.

Не случайно я упомянул и о взглядах, ведь известно, что каждый человек видит вокруг себя то, что согласуется с его взглядами, и склонен не замечать того, что им противоречит. При этом его органы чувств не меняются — они продолжают поставлять информацию об окружающем мире, но вот оценка этой информации обязательно проходит через фильтр активных доминант.

Представьте, что мужчина переходит глубокую пропасть по подвесному мосту, который пружинит и покачивается под его ногами. Против воли этот человек начнет немного нервничать, его организм, ощущая опасность, повышает уровень возбуждения, чтобы успеть вовремя среагировать.

А теперь представим, что рядом с этим мужчиной идет миловидная женщина, задавая ему сложные, требующие полной концентрации вопросы. Концентрация — проявление пробудившейся доминанты. В фокусе внимания мужчины теперь находятся женщина и ее слова. Но пропасть и покачивающийся мост под ногами никуда не делись, и тело продолжает сигнализировать на опасность возбуждением.

Доминанта заставляет истолковывать любые ощущения в своем ключе. И мужчина ощущает влечение к идущей рядом женщине, поскольку, с точки зрения доминанты, именно она является источником его возбуждения, и оно, следовательно, должно носить сексуальный характер. Эксперименты подтвердили, что все происходит именно так.

Каждая доминанта, пробуждаясь, настраивает на свой лад всю область, на которую хватает ее сил, и каждая стремится подчинить себе всего человека. Но что произойдет, если столкнутся две противоречивые доминанты? Что случится, если две направляющие силы будут сражаться друг с другом? Это происходит довольно часто, что может засвидетельствовать любой, кому случалось разрываться между двумя несовместимыми желаниями.

И результат оказывается необычным с точки зрения несведущего человека, хотя вполне логичным для ученого. Сражающиеся доминанты не ослабляют друг друга, как воюющие армии — вместо этого более сильная поглощает более слабую, становясь сильнее. Те же самые причины, по которым человек раньше хотел выбрать второй вариант, теперь побуждают его с удвоенной силой действовать по варианту номер один.

Поэтому, кстати, разговаривая с новообращенным любой религии, всегда легко понять, каковы были его взгляды до принятия новой веры: именно на то, что раньше было ему всего дороже, сейчас он с особой яростью нападает.


Наверняка вы уже заметили, что мои рассуждения о доминанте во многом перекликаются с предыдущими рассуждениями. Активные символы, взаимодействие которых называется мышлением; архетипы, правящие бал в глубинах подсознания; боги и духи, обитатели Иного Места — у них всех определенно есть нечто общее. Все они представляют собой упорядочивающие и направляющие силы, которые, оставаясь невидимыми, задают форму и цель видимым событиям и феноменам, как тем, которые мы воспринимаем, так и тем, которые мы творим сами.

Можно было бы сказать, что все они — просто другие названия для доминант, но с другой стороны, доминанты — просто одно из названий направляющих сил. Тот же принцип мы видим и далеко за пределами мышления.

В биологии аналог доминанты называется экосистемой. Это общая «форма», которую приобретает вся совокупность живых существ, обитающих в той или иной местности. Экосистема, как считают многие биологи, направляет эволюцию видов, в нее входящих; именно она определяет, какие из них будут меняться (и как именно), а какие застынут в неизменности, пока для самой экосистемы не придет время метаморфоза.

В языке с доминантой можно сравнить имя. Назвав предмет подходящим для него словом, мы поступаем с ним точно так же, как доминанта поступает с информацией о внешнем мире — подчеркиваем одни его свойства и не обращаем внимания на другие. Например, «камень». Произнеся это слово, мы уже демонстрируем, что для нас не имеет значения ни размер, ни форма, ни цвет, ни горная порода — имя отсекает все качества данного конкретного булыжника, кроме тех, которые объединены под общей доминантой «быть камнем».

Да и закон «большее поглощает меньшее» всплывает в очень многих областях знания с упрямой регулярностью.

В религии более значительные боги поглощают культы и мифы менее известных и «сильных». Как говорил известный историк религии Мирча Элиаде, каждое божество стремится стать вначале верховным, а затем и единственным. Так, в Греции Зевс, бог грома и молнии, присвоил более ранний культ Небесного Бога-Отца Урана и стал повелителем богов Олимпа.

В истории менее значительный народ растворяется в большем, иногда не оставив даже следов от своих традиций и языка. Так народ булгар бесследно ассимилировался среди славянских пришельцев, оставив им только свое имя, превратившееся в «болгары».

В лингвистике мы сплошь и рядом видим, как более «сильное», богатое смыслами слово вбирает в себя и смыслы нескольких других слов, которые становятся его синонимами, а иногда и вовсе исчезают из употребления. Уже к пятнадцатому веку никто на Руси не знал слов «уй» и «стрый» — их смыслы влились в «область действия» слова «дядя».

Какими бы глазами мы ни смотрели на мир, в какую область ни направила бы свои исследования, мы везде обнаружим эти направляющие силы. В том числе, разумеется, и в самих себе. Личность каждого человека определяется и задается конфигурацией его доминант, одни из которых активны прямо сейчас, а другие дремлют, ожидая нужного момента.

Слово «доминанта» отражает только одну сторону этого явления — его склонность подчинять и видоизменять все, до чего оно дотянется. Есть ли другой термин, который говорил бы нам больше о свойствах формирующих сил? Он должен был бы отражать то, что они обрисовывают силуэт каждого явления и одновременно служат его основой, «скелетом». И такой термин есть. Это слово «дух».

Именно духом мы всегда называем невидимое направляющее начало. Продолжить в том же духе — оставить в неизменности те доминанты, которыми подсознательно руководствовался. Сохранить присутствие духа — не поддаться давлению, эмоции или авторитету и найти в себе силы продолжать в том же духе. Упасть духом — утратить себя, перейти в пассивное состояние и плыть по течению, послушно следуя чужим доминантам. Дух времени — та конфигурация направляющих сил, которая свойственна всему народу или всей культуре в целом.

Поэтому даже самый завзятый материалист может — и даже должен, если он начитан и рассудителен — верить в существование невидимой духовной реальности, которая придает видимому миру форму, смысл и направление. Считать ли ее подсознанием, доминантами, архетипами, символами или чем-либо еще — это, в первую очередь, языковые тонкости, не сказывающиеся на смысле.
Tags: метафизика
Subscribe

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Введение в ритуальную силу

    У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии. Что это значит? Минимальной я называю теорию, из которой…