Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Боги и титулы

Если спросить маленького ребенка, кто такой король, он уверенно ответит – это тот, что на троне и в короне. Именно поэтому он и король.

Некий человек пошутил, что американцы сохраняют такое отношение на всю жизнь, и именно поэтому ни один американец не сможет правильно поставить пьесу Шекспира. Но вообще-то, повзрослев, мы все понимаем, что король – это человек, единолично правящий государством. Корона, трон, титулы и почести полагаются ему потому, что он король, а никак не наоборот.

И тем удивительнее, что эта элементарная логика напрочь отказывает людям, когда речь заходит о правителях совершенно иного уровня и природы. О богах.

Почти все, верующие и неверующие, убеждены: бог – это тот, кому молятся, поклоняются в храмах и приносят жертвы. Именно культ – отличительная черта бога и вообще религии.

Именно поэтому так много споров о том, считать ли вообще религией буддизм Тхеравады, в котором нет поклонения божествам. А атеисты реагируют на заявление, что атеизм – такая же религия, как и все прочие, неприкрытой агрессией и яростным отрицанием «такой чуши».


Есть две точки зрения относительно богов.

Первую породили религиоведы-атеисты. Согласно ей, люди обожествляют и начинают поклоняться всему, что могущественно, опасно и непонятно. Раз никто не знает, как с этим справиться, нужно попробовать договориться с ним, ублажить его или хотя бы показать, что ты перед ним смиряешься, чтобы он на тебя не сердился.

Как всегда, лучшим отражением коллективного бессознательного служит массовая культура. И эта точка зрения преломилась огромным количеством книг, где богом той или иной религии или культа оказывается нечто совершенно естественное, просто незнакомое адептам: инопланетянин, космический корабль, затмение солнца или вулкан.

Предела она достигла в творениях Лавкрафта. Например, Ран-Тегот из рассказа «Ужас в музее» – обыкновенная пиявка, просто очень большая, с ногами и тентаклями. Древнее неразумное животное, которое когда-то стало центром культа. И конец его печален: разморозившись уже в наше время, Ран-Тегот сожрал своего единственного поклонника, после чего его застрелили из револьвера, набили чучело и выставили в качестве экспоната в музее восковых фигур.

Вторая точка зрения полностью противоположна. Она особенно популярна среди писателей и доморощенных эзотериков.

Согласно ей, боги питаются верой и поклонением. Если в бога перестают верить, он слабеет и со временем исчезает. А вера людей создает нового бога.

Тут даже нет смысла приводить примеры: их слишком много. Даже у самых талантливых авторов чаще всего встречается именно такой взгляд на богов и их природу.

Эти объяснения могут соединяться. У писателей вроде Перумова боги отличаются от очень сильных магов только тем, что получают дополнительные возможности от веры своих последователей. Маг вполне способен потягаться с божеством и выйти из столкновения победителем.

В любом случае бог неразрывно связан с культом. Не будь культа, он не был бы богом.


Правильный же ответ, естественно, должен быть тем же, что и в случае с королем. Бог – не тот, кто получает почести и поклонение, а тот, кто исполняет обязанности бога.

Точнее даже, обязанность, поскольку она у бога, по сути, одна. Он должен активно присутствовать в мире. Он должен быть.

Это значит, что в бога верят именно потому, что он не зависит от веры. Он присутствует, даже если ты в него не веришь. Он был, есть и пребудет, даже если ты о нем никогда не слышал. Если ты закроешь глаза, он не исчезнет. Если ты будешь игнорировать его, он не станет игнорировать тебя.

Так что атеисты чуточку ближе к правде, но и они ошибаются. Бог и правда опасен и непонятен, но не потому, что наши знания и возможности ограничены, а потому, что он и от них не зависит.

Он опасен, потому что действует на нас, а мы не можем действовать на него. Можно защищаться от его силы, сопротивляться ей, прятаться от нее, но невозможно просто отменить ее. Он непонятен, потому что объяснить необъяснимое можно только через другое необъяснимое, а значит, мы можем только изобретать для бога новые имена.

Имя бога, внешность, история – все это элементы мифа, при помощи которого люди рассказывают друг другу о найденной правде. Миф может меняться (и непрерывно меняется), но правда, о которой он повествует, остается неизменной.

Мой любимый пример – бог войны. Можно не верить в Ареса, Беллону или Тюра, но невозможно отрицать реальность и страшную правду войны. Она находит способ напомнить о себе даже тому, кто изо всех сил пытается отрицать ее.


Вера и культ нужны не богу, а людям.

При помощи веры человек впускает в свою жизнь правду и начинает учитывать ее в своих решениях и действиях. Бог может изменить жизнь и того, кто в него не верит, но только верующий способен общаться с богом, понимать, что происходит, и сознательно действовать в его «поле».

А культ – правила общения с правдой.

Это верно, что религиозный культ состоит в основном из поклонения. Такова наша природа, что нам проще всего демонстративно унизиться, чтобы нас не трогали – поведение омеги в стае при приближении альфы. Да и возвыситься среди остальных знанием и безупречным исполнением правильных способов поклонения намного проще, чем праведной жизнью – то есть жизнью в согласии с правдой.

Но никто не говорил, что только так и можно.

Римляне своим богам в основном напоминали об условиях договора, заключенного когда-то между царем Нумой и Отцом Богов Ио (больше известным как Io Pater, или Юпитер).

Ведические брахманы связывали своих богов заклинаниями и жертвоприношениями, заставляя исполнить свою волю.

Суфии называли Аллаха другом и возлюбленным и настаивали, что только личные отношения с Богом приближают к Нему.

Ну а атеисты, чьи боги – природа и ее силы – неразумны и безличны, подчиняют их при помощи машин и совершают такие чудеса, какие и не снились магам древности.
Tags: массовая культура, мифология, психология, религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Мой дорогой невидимый друг

    Недавно, разбирая исследования позднеантичной гоэтии, я наткнулся там на термин, который здорово помог мне упорядочить свои представления об этой…

  • Говори и пиши правильно

    Меня в последнее время стали раздражать выражения, в которых содержится скрытая теория. Например, когда говорят, что телепатия – это чтение…