Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Исторические свидетельства и их коварство

Атеисты часто говорят: «Я поверю в Бога, если мне предоставят доказательства его существования». Как мы уже разбирали раньше, этот тезис идет от того, что атеисты по большей части не понимают, что такое Бог. На деле он значит: «Если вы предоставите мне доказательства, что ваш Бог – это вовсе не Бог, а некое могущественное существо, или инопланетная цивилизация, или природная сила, то тогда я признаю его существование».

Точно так же христиане в свое время охотно соглашались верить в языческих богов (то есть признавать их существование и могущество), но лишь после того, как находили им место в собственном мироздании, под властью собственного, единственно истинного Бога. Обычно их объявляли демонами, но есть и исключения. Для Толкина и Льюиса, например, языческие боги – это ангелы, приставленные надзирать за стихиями мира, а люди начали им поклоняться и приносить жертвы просто по невежеству.

Другой часто звучащий довод атеистов касается исторических свидетельств. Вы утверждаете, говорит атеист, что некогда по земле ходил Иисус Христос. Вы утверждаете, что он творил чудеса и воскрес из мертвых. Но «какие ваши доказательства»? Какие исторические свидетельства, кроме собственных священных книг, вы можете привести в пользу того, что вы говорите правду?

Поскольку атеизм – господствующая религия нашего времени, то в обоих вопросах верующие начинают мыслить атеистически. Они ищут доказательства бытия Божьего и чудес Христа.

А между тем этот второй вопрос тоже порожден невежеством. Только на этот раз невежество это касается не того, что есть Бог, а того, как вообще работает историческая наука.


Историк сродни криминалисту. Оба приходят на сцену событий после того, как события уже совершились. Все, что у них есть – следы, косвенные признаки и (если повезет) показания очевидцев. И на основе этих улик они должны составить картину происшедшего.

Кстати, показания очевидцев далеко не всегда проясняют ситуацию. Иногда, наоборот, они ее запутывают, потому что оказывается, что каждый видел что-то свое, и почти всегда то, что они видели, не вполне согласуется с имеющимися следами.

Поэтому история – это дисциплина, занимающаяся правдоподобными версиями. Из всех вариантов, которые можно сложить из оставшихся следов, историк всегда выбирает тот, который с наибольшей вероятностью мог действительно случиться.

И поэтому «исторические свидетельства евангельских чудес» – это «следы, которые невозможно истолковать иначе как описание реально случившегося чуда, потому что любое другое описание будет менее правдоподобным и вероятным». То есть оксюморон, внутреннее противоречие. Какими бы ни были следы, любое их описание будет более правдоподобным и вероятным, чем «чудесное».


Кстати, тезис «Евангелия – это ваши собственные священные тексты и поэтому они не могут служить источниками» тоже неверен. Могут, и еще как. Нам помогает то, что Новый завет – не одна книга, а двадцать семь, принадлежащих разным авторам и написанных независимо друг от друга с разными целями и в разное время. Научная библеистика вывела из них множество информации о реальном Иисусе.

Сейчас можно считать общеизвестными фактами, что он действительно был родом из Назарета, проповедовал покаяние, скорый конец света и наступление Царства Божьего на земле, что у него было двенадцать учеников, и что он был распят в Иерусалиме при префекте Понтии Пилате.

Собственно говоря, об Иисусе у нас больше сведений, чем о том самом Пилате, который приговорил его к кресту, или первосвященнике Каиафе, который приложил к этому руку. Пилат и Каиафа, тем не менее, считаются историческими лицами, а вот про Иисуса некоторые скептики все еще почему-то сомневаются.

Общеизвестным фактом считается сейчас и то, что гробница Иисуса была найдена пустой, и что его ученики верили, что видели учителя живым после его смерти. Первое подтверждается, в частности, тем, что даже противники нового учения пытались как-то объяснить исчезновение тела (украли ученики), а второе – тем, что эти самые ученики по большей части погибли жестокой смертью за проповедь воскресения Христа. Люди не станут умирать за то, во что не верят.

Для христианина это достаточные свидетельства. Но для историка – нет. Версию, что Иисус реально воскрес и являлся ученикам, он отсекает сразу же, и не потому, что он не любит христианство, а просто в силу самой исторической методологии.

Историк – не Шерлок Холмс. Он отбрасывает все невероятное и считает истиной то, что остается. И нет никаких доводов в пользу того, что для этой единственной невероятной интерпретации он должен сделать исключение. Если признавать ее, то следует признавать и все другие «чудесные» интерпретации улик, в том числе и те, которые сами христиане считают, мягко говоря, бредовыми.

Например, что тело похитили инопланетяне для опытов. Или что сам Иисус был агентом высокоразвитой инопланетной цивилизации, а его «явления» ученикам – это голографические послания, записанные незадолго до ареста и казни. Или, что он был тибетским просветленным, и, отлежавшись в гробнице после мнимой смерти, телепортировался обратно на Тибет.

А ведь есть те, кто верит именно в такую версию событий, и они будут настаивать, что их вера наиболее правильна и истинна, и именно их версию следует в порядке исключения принять.


Заметьте – это НЕ значит, что евангельских чудес не было. Но методами исторической науки в принципе невозможно ни подтвердить их, ни опровергнуть. Честный историк может сказать только одно – у нас есть свидетельства, что уже в те времена многие люди искренне верили, что эти чудеса были.

Это не так уж мало. В конце концов, истории исхода евреев из Египта и завоевания ими Ханаана досталось от историков намного сильнее. Они не только не смогли найти ни малейших свидетельств, что эти события вообще имели место, но и нашли немало улик, показывающих, что на самом деле все было совершенно не так.

Так что, если вас спросят – вы знаете, как отвечать.
Tags: мифология, научные парадоксы, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments