Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Сила веры и как ее избежать

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
Матфей, глава 17

Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.
Марк, глава 11

Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Лука, глава 17



Наше время – время возрождения древней мудрости. Мы живем в эпоху, когда человечество заново открывает принципы жизни, известные нашим далеким предкам, но забытые их потомками, выбравшими путь технического прогресса.

Так, во всяком случае, говорят учителя нью-эйдж. И, посмотрев вокруг, им легко поверить. Во всяком случае, специалист-религиовед повсюду видит вокруг себя повторение на новом уровне самых древних и архаичных верований и обычаев. Порой даже страшно становится, не в каменном ли веке мы живем.

Скажем, древние активно верили в скверну нечистых духов, которая постоянно пристает к человеку, и от нее нужно избавляться регулярным исполнением очистительных обрядов. Эту веру сейчас разделяют миллионы. Атеисты-материалисты чистят организм от мифических шлаков и токсинов, неизвестных ни медицине, ни любой другой науке. Православные скупают иконки-обереги, кропят свои квартиры святой водой и окуривают дымом ладана, а чуть что – бегут исповедоваться, чтобы снять скверну с души. Сторонники позитивного мышления страшатся, что на них налипнет негативность, и потому избегают общения с «негативными людьми» – носителями скверны.

Но с другой стороны, трубя о возрождении древних знаний и методов, современные гуру порой проповедуют нечто прямо противоположное тому, чему учили эти самые предки. Причем в данном случае противоположное – не значит более здравое.


Одно из основных учений нашего времени – учение о силе веры.

Гуру говорят нам: все ваши неудачи – от того, что ваши верования ограничивают вас. Вера создает реальность. Во что вы верите, то и становится для вас правдой. Откажитесь от веры в свою беспомощность, поверьте, что вы всемогущи, и войдите в мир, в котором нет ограничений, нет ничего невозможного.

В качестве иллюстрации гуру рассказывают удивительные истории.


В Индии, чтобы выдрессировать слона, его ловят в джунглях еще маленьким слоненком. Слоненка привязывают к прочному дереву веревкой, которую он не в силах разорвать, и каждый раз говорят ему, что он привязан. Когда он вырастает, его не сдержит и стальная цепь, а любое дерево он вырвет с корнем или сломает. Но стоит хозяину накинуть слону на ногу веревочную петлю и сказать, что он привязан, и слон будет смирно стоять, не двигаясь с места. Он заранее знает, что это бесполезно, и потому даже не пытается.

Долгое время считалось, что человек не может пробежать милю быстрее, чем за четыре минуты. Даже биологи аргументировали, что усилие, потребное для этого, причинит телу спортсмена непоправимый урон. Однако в 1954 году оксфордский студент Роджер Баннистер сумел побить невозможный рекорд – и буквально через год то же самое сделали и многие другие атлеты. Как будто победа Баннистера сломала психологический барьер человечества, и невозможное стало возможным.

Кайл Мэйнард родился с култышками вместо рук и ног, но тем не менее решил пойти учиться миксфайту – смешанному стилю спортивных единоборств. Первые 35 боев он проиграл, но затем случилась его первая победа, в которую он сам долго не мог поверить. В этот момент его осенило – все предыдущие проигрыши были не из-за недостатка силы или техники, а только из-за неверия в себя. После этого он выиграл больше ста боев, практически не терпел поражений, и считается двенадцатым в национальной лиге MMA.

В 1981 году американец Моррис Гудман разбился на своем самолете. Он серьезно повредил позвоночник, так что оказался полностью парализован, не мог даже глотать. Единственное, что еще ему повиновалось – это глаза. Но тем не менее он твердо решил, что выйдет из больницы на своих ногах, и через восемь месяцев так и случилось.

В 1912 году французский портной австрийского происхождения Франц Райхельт представил миру свое величайшее изобретение: одежду-парашют, способную защитить своего носителя от падения с любой высоты. Чтобы продемонстрировать действенность костюма, он выбрал наиболее зрелищный способ: спрыгнул в нем со смотровой площадки Эйфелевой башни. Несмотря на уговоры друзей и близких использовать манекен, Райхельт заявил, что твердо верит в надежность своей конструкции...


... Стоп. Последняя история пошла куда-то не туда. Ведь Райхельт, упав с башни, разбился насмерть, и это было зафиксировано журналистами и кинохроникой. Сила его веры была велика, но на то, чтобы совершить чудо, ее почему-то не хватило.

Впрочем, и остальные истории, хотя и впечатляющи, но критический разум вполне способен найти в них уязвимые места.

Скажем, случай Гудмана – свидетельство не столько силы веры, сколько достижений современной медицины. Если вы думаете, что Гудман просто лежал в палате, облегчая свои страдания только позитивным мышлением, то зря. Ему провели несколько сложнейших операций. С ним занимались специалисты по восстановлению речи и подвижности. Его не оставляли родные и близкие.

Да, врачи не давали никаких гарантий, но все равно продолжали бороться за него. И окончательный успех – заслуга их всех. Включая, конечно же, и самого Гудмана, ведь даже самые надежные средства лечения могут дать сбой, если пациент отказывается жить дальше.

Самообладанию и упорству Мэйнарда можно только позавидовать. Но, как ни странно, его сильно укороченные конечности в действительности не ограничивают его в борьбе, а совсем наоборот. Его невозможно ухватить за руку или ногу. За счет отсутствия конечностей его вес меньше, а мышцы всего остального тела развиты, как у бойца более тяжелой весовой категории. Миксфайт больше чем наполовину состоит из борьбы в партере, а именно в ней Мэйнарду нет равных – он просто не может бороться как-то еще.

Все, что было ему нужно – это поверить в себя и научиться пользоваться своими сильными сторонами. Как только он это сделал, то стал непобедим.

Так что история Райхельта на самом деле вполне к месту. Все это – случаи, когда укоренившиеся верования приносили (или могли принести) вред, а отказ от них и принятие мира таким, какой он есть, приводил (или мог бы привести) к успеху.


А что же мировые религии? В конце концов, не зря же статья начинается со знаменитого высказывания Иисуса о силе веры? Судя по тому, как его передали евангелисты-синоптики, Иисус действительно учил этому. И судя по тому, какие чудеса он творил, для него это, кажется, действительно работало.

И вот в чем дело. При помощи воображения и других способов самовнушения человек может поверить во что угодно так сильно, что оно станет для него реальностью.

Вот только в христианстве – как и в буддизме – это самое плохое, что вообще может случиться с человеком.

Христиане называют такую ситуацию прельщением, или прелестью. Тот, кто впал в прелесть, живет в мире своих фантазий и иллюзий, и это заканчивается для него безумием. В патериках есть рассказы о монахах, которые, как и Райхельт, выходили из окон или прыгали с утесов, веря, что их подхватят ангелы и унесут на небо.

О том же говорят и буддисты. Воображение можно разгорячить до такой степени, что раны, полученные от призрачных врагов, будут проявляться на теле, а ласки невидимых красавиц приведут к реальному оргазму. Но тот, кто попал в плен иллюзий, не сможет достичь освобождения, пока не избавится от них.

Христианские и буддийские святые творили великие чудеса. Но не потому, что верили в свои мечты, и те становились реальностью. Совсем наоборот.

Они отказывались от любых личных верований и возлагали все упование на ту Истину, которая им открывалась. Они верили, но не так, как ребенок верит в буку или зубную фею, а так, как ученый верит в объективную реальность и ее законы. Верили в правду, потому что знали – она останется правдой, даже если в нее не верить.

Вера, как избавление от сомнений и колебаний, открывала им дорогу к Истине. А Истина, ставшая надежной точкой опоры, помогала – и святым, и ученым – двигать горами и переворачивать землю.
Tags: массовая культура, мифология, психология, религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments