Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О вампирах и им подобных

Любой, кто сколько-нибудь знаком с голливудскими стереотипами, знает, что за прошедшие десятилетия в западной культуре сложились четыре образа сверхъестественных существ, с которыми приходится иметь дело людям. Вернее сказать, их намного больше, но эти четыре встречаются чаще других: вампир, зомби, маг и оборотень.

Я не буду сейчас говорить, что в реальном мире могло послужить причиной возникновения этих архетипических образов. В соответствии с основной темой моего журнала я хочу обратить ваше внимание на то, как они соотносятся с разделением общества.

Посмотрите, каков типичный вампир. Он, как правило, утончен до грани изнеженности. Он ценит красоту и изящество, вплоть до того, что убивает только самых красивых девушек или юношей. Вампир, независимо от пола, либо бисексуален, либо проявляет манеры, характерные для традиционного образа бисексуала. Он абсолютно аморален — нравственные ограничения к нему попросту не прилагаются. В поведении вампир, как правило, холоден во всех смыслах, и в то же время склонен получать разнообразные извращенные удовольствия. Он ведет ночной образ жизни, а днем отсыпается. Наконец, вампир пьет кровь людей, которых в то же время презирает, считая низшими существами.

Достаточно убрать из этого образа сверхъестественные черты — и мы получим классический стереотип порочного аристократа или развращенного представителя богемы. Впрочем, эту связь прослеживали многие и без меня. Интересно, впрочем, то, что этот стереотип подсознательно разделяют как поклонники вампирских образов, так и их противники. Одни подчеркивают утонченность, интеллектуальность и художественный вкус вампиров, другие — их жестокость, презрение к людям и паразитический образ существования.

Но пойдем дальше и посмотрим, кто проглядывает за другими тремя образами.

Зомби — полная противоположность вампиру. Последние — одиночки, или же они группируются в стаи со строгой иерархией. Зомби же — это всегда толпа. Бессмысленная, агрессивная, жрущая толпа. Зомби, кем бы он ни был при жизни, ведет себя так же, как и все прочие зомби. Друг для друга они не представляют опасности, но любой, кто выделяется из их толпы, будет немедленно обнаружен и разорван на куски.

Да-да, если вампиры — это представление народа о богеме (а заодно и представление богемы о себе), то зомби — это представление богемы о народе. Странным образом это подтверждает статистика: количество производимых Голливудом фильмов о вампирах и зомби достаточно четко коррелируется с тем, какая партия находится у власти в Америке. Если в Белом доме сидит демократ, то фильмов о вампирах становится больше. Стоит республиканцу занять президентское кресло, как вперед вырываются фильмы о зомби.

Оборотень — совершенно иная категория. Днем он обычный человек, но ночью (или в полнолуние) превращается в свирепого хищника. Он не всегда может контролировать свою звериную сторону, но если может — использует ее, чтобы карать своих врагов и защищать друзей. Оборотни, как и вампиры — либо одиночки, либо стайные существа, но у них, как правило, нет четкой иерархии: вся стая подчиняется одному вожаку.

Кого нам это напоминает? Правильно, это очень неплохое описание криминального мира. Жизнь оборотня — это жизнь человека, который так или иначе встал по ту сторону закона. Стаи оборотней больше всего напоминают уличные банды, ну а образ мстителя, взявшего на себя функции правосудия, известен всем.

Джим Батчер в повести «Луна светит безумцам» сумел соединить в одном сюжете четыре фольклорных представления об оборотнях. Там фигурируют «Альфы» — организованная стая юных анимагов, способных перекидываться волками и поддерживающих порядок в своем квартале. Там плетут интриги хексенвольфы — колдуны, продавшие душу за волшебный волчий пояс, делающий их оборотнями. Все они служат в ФБР — да, образ «оборотней в погонах» приходил в голову не только нашим журналистам. Там в заброшенном гараже живет стая ликантропов — безумных отморозков, считающих себя волками, но очень похожих на наркоманов. И наконец, там присутствует Лу-Гару — миллионер, которого проклятие превратило в кровожадное чудовище, несущее смерть всем, кого любит его человеческая сторона.

Как видите, все четыре образа вполне представляют четыре лика криминалитета: уличная банда, коррумпированные силовики, наркоманы и олигарх.

Наконец, нам остались маги. Анализ этого образа затруднен тем, что он — очень древний, и с веками претерпел множество изменений, следы которых остались в нем навсегда. Однако некоторые характерные черты у голливудского мага присутствуют.
Он неподвластен законам, но не потому, что живет в стороне от них, как вампир, и не потому, что встал против них, как оборотень. Он просто достаточно силен и влиятелен, чтобы не обращать на них внимания. Маг может быть добрым или злым, но он всегда поступает по-своему, и его желание — единственный для него закон. Правда, у него есть союзники, от которых он иногда зависит, и другие маги, к мнению которых он вынужден прислушиваться.

Кто из реального мира приходит на ум при этом описании? Да, разумеется, это бизнес-элита. Их деньги и власть — самый яркий аналог той магической силы, которую показывает нам Голливуд.


Конечно, образы могут сочетаться между собой. Вампиры могут владеть собственной магией, маги — превращаться в чудовищ и так далее. Кроме того, на образ мага дополнительно наложился популярный в свое время образ безумного ученого, готового перевернуть мир ради своих экспериментов, а безумный ученый, в свою очередь, сам произошел от мага, но намного раньше — еще в 19 веке — и впитал в себя тогдашнее представление об обладателе сверхъестественных сил.

Однако общая тенденция неоспорима. В зеркале западного кинематографа (и, в немного меньшей степени, литературы) мы видим фантастическое отражение западного общества, каким оно само себя представляет.
Tags: реплика в сторону
Subscribe

  • Сквозные слова

    Этот представительный мужчина – Папа Григорий I Великий, святой, почитаемый и католиками, и православными, и англиканами. Даже Кальвин…

  • Судьба интеллигента

    У слова «интеллигент» есть одна общая черта со словом «рыцарь». Оба вообще-то обозначают социальное положение, но…

  • Во имя святого света Терры!

    Все люди, знают они о том или не знают, – вносят свой «вклад – в этот великий, всесоединяющий духовный эфир». Мы непрерывно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Сквозные слова

    Этот представительный мужчина – Папа Григорий I Великий, святой, почитаемый и католиками, и православными, и англиканами. Даже Кальвин…

  • Судьба интеллигента

    У слова «интеллигент» есть одна общая черта со словом «рыцарь». Оба вообще-то обозначают социальное положение, но…

  • Во имя святого света Терры!

    Все люди, знают они о том или не знают, – вносят свой «вклад – в этот великий, всесоединяющий духовный эфир». Мы непрерывно,…