Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Хороший, плохой, сильный

В обсуждении предыдущей статьи один из комментаторов заявил, что называть язычников сатанистами вполне логично и оправданно. Цитирую:

Поклонялись языческим богам из своего языческого пантеона. Но проблема в том, что эти самые боги были реально злыми, и поклонявшиеся им это прекрасно понимали. Когда карфагеняне жгли людей, инки вырывали сердца, или вакханки разрывали прохожих на куски, они знали, что их покровители жестоки, суровы и питаются страданиями. Просто надеялись, что смогут задобрить и получить чуть меньше ненависти, чем все остальные. И в этом смысле они именно поклоняются силам зла (и со своей, и с христианской точки зрения), несмотря на то как называют своих покровителей и как давно появились.

Поскольку это мнение типично для православных, и я слышал его неоднократно, то оно, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения.


Современный верующий обыватель желает видеть в Боге строгого, но справедливого и любящего Отца. Он всегда поможет, научит, защитит от зверей и хулиганов. Если же ты провинишься, то Он, конечно, накажет, но любя, чтобы преподать урок на будущее. В конце концов – как сказал другой комментатор к статье «Адвокат Бога», родители не убивают своих детей.

Надо сказать, что это последнее заявление по своей наивности достойно встать рядом с трогательным припевом песни мамонтенка из советского мультфильма: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Боги в мифах, герои в легендах, и уж конечно, реальные люди в нашей с вами истории делали это постоянно.

Детей убивали за непослушание отцу и другие тяжкие проступки. Детей приносили в жертву богам. Наконец, в голодные годы просто избавлялись от лишних ртов, чтобы остальные могли выжить. Причем для большей части нашей планеты это и по сей день норма жизни.

Поэтому для древнего человека быть сыном бога и называть его отцом – вовсе не такая завидная судьба, как могло бы показаться. Участь подавляющего большинства мифических полубогов – очень показательный пример в этом смысле.

Наши предки считали бога прежде всего силой. Бог подобен огню. Огонь может помочь тебе приготовить еду, согреть жилище, отогнать хищника. Но все это при условии, что ты будешь относиться к нему с почтением и свято соблюдать технику безопасности. Если же ты этого не сделаешь, огонь не станет «наказывать» или «вразумлять» тебя. Он просто тебя сожжет – и многих других, если им не повезет оказаться рядом.

Тот, кто силен, тот и страшен, и опасен. Тот, кто может обрушить громы и молнии на твоих врагов, может обрушить их и на тебя. Любая сила может принести и добро, и зло. Не приносит зла только тот, кто бессилен.

Именно поэтому люди традиционного общества одновременно и любят своих богов, и боятся их. Их призывают в час нужды, но не меньше ритуалов посвящено тому, чтобы удержать их на расстоянии, утихомирить, уговорить пройти стороной.


Если вы православный, и вам кажется, что уж ваш-то Бог не такой, я вас разочарую. Бог Израиля – главное действующее лицо Ветхого Завета и вроде как Отец Иисуса Христа – именно такой же, как и все остальные.

Он жестокий убийца и беспощадный мститель. Он одинаково радостно созидает и разрушает. Он преисполнен гнева и ревности. Народ Израиля повинуется ему, потому что за повиновение им обещаны большие бонусы, а за непослушание – ужасные кары.

Он уничтожил человечество, когда оно перестало Его устраивать. Он многократно демонстрировал, что способен на массовые убийства, и сам требовал таких убийств от Своих почитателей.

Чтобы евреи не питали иллюзий относительно того, какой именно Бог их избрал, Он еще в Египте устроил им кровавое шоу, показав, в чем прежде всего проявляется Его сила – тьма, голод, жертвы и разрушения.

Он признает только одно наказание для грешника – смерть. Лишь за не слишком тяжкие грехи человек может откупиться, предложив чужую кровь (быка, барана или голубя) вместо своей. Это Он тоже дал понять с самого начала, когда кровь жертвенного ягненка обозначила, какие семьи божественный палач обойдет стороной.

И народ Израиля любит и почитает своего Бога. Он может навести на людей неописуемые бедствия, и именно поэтому Он же может даровать и величайшие блага. Он – сильнейшая и ужаснейшая из всех сил вселенной, и поэтому лучше всегда быть на Его стороне.


Так что весьма заблуждается тот, кто думает, будто язычники сами считают своих богов силами зла. А заблуждение к заблуждению прибавляет тот, кто думает, что, глядя со своей колокольни, может безошибочно определить, злая ли сила перед ним.

Вот три примера, упорядоченных по тому, насколько сложно их уложить в голове современному обывателю, особенно верующему.


Первый – Фудо-мёо.



Согласитесь, личность мрачная и впечатляющая. И если вы обратили внимание на языки пламени у него за спиной, то скажу сразу – вы не ошиблись в своих предположениях. Это адский огонь. Фудо-мёо сидит на пороге преисподней.

Попадание в классический христианский образ аццкого сотоны почти стопроцентное, не хватает лишь рогов, не так ли?

А между тем Фудо-мёо – один из самых почитаемых богов-защитников в японском буддизме. Он горит в адском огне, потому что берет на себя страдания грешников. Он страшен и грозен, чтобы грешники, видя его, в страхе раскаивались и переставали творить зло. Японские заклинатели-оммедзи призывали его для защиты от вредоносных демонов.


Второй пример – Сехмет.



Свирепая богиня с львиной головой, гневное око Бога-Творца. Некогда, посланная истребить людей, восставших против богов, она так разошлась, что готова была уничтожить все человечество, и даже сами боги сумели унять ее только хитростью. Богиня-охотница, богиня-пожирательница.

И ее имя чаще других встречается в защитных заклинаниях и на амулетах, оберегающих от зла. Самая разрушительная сила во вселенной – лучшая в мире защитница, потому что никто и ничто не может устоять против нее. Под именем Бастет она же – богиня любви.

Египетскую мифологию в этом смысле можно цитировать страницами. Селкет, Анубис, Себек – все это боги разрушительных и вредоносных сил, и они же целители, охранники и заступники.

Даже слово «бес», которым православные обозначают злого духа, по некоторым сведениям, происходит от имени Беса – бога-охранителя египтян. Его изображали танцующим карликом – получеловеком-полульвом, с вытаращенными глазами, оскаленными зубами и высунутым языком. Изображения и изваяния Беса и его женской ипостаси Бесет встречались в египетских храмах так же часто, как горгульи на готических соборах Европы.

Так что и здесь не «язычники поклоняются силам зла», а «христиане взяли то, чему поклонялись язычники, и объявили это силой зла».


Наконец, третий пример – Кали.



К страхолюдному образу прилагается не менее ужасающий характер. В конце концов, ее чтили человеческими жертвами до 20 века, а по слухам, эти жертвоприношения продолжаются в Индии и по сей день. Казалось бы, кем может быть сущность, в честь которой людей душат и закалывают на алтарях, которую называют богиней смерти, как не величайшей и самой злобной демоницей?

Ну, например, она может быть самой любимой и почитаемой богиней Индии. Ее восхваляют как Великую Мать. Кали – лишь одно из ее имен, а чаще ее называют просто Деви – Богиня. И другие ее облики женственны и прекрасны.

Она – олицетворение жизни, круговорота, в котором рождение и смерть – лишь этапы бесконечного превращения. В своем темном облике она уничтожает все отжившее, застоявшееся, мешающее нормальному ходу жизни. Она – величайшая победительница демонов и защитница человеческого рода. Она приносит перемены – в том числе перемены к лучшему. Она покровительствует любви и рождению. Она – та сила, с помощью которой ее муж Шива создает миры и разрушает их, когда приходит время.


Все древние боги – не добрые и не злые. Они просто не укладываются в эту примитивную дихотомию. Впрочем, как и почти все остальное в мире.

И кстати, злокозненные и вредоносные демоны, которых эти боги побеждают, тоже в нее не укладываются. Это просто те природные силы, которые могут причинить человеку вред, но не могут принести пользу. Они не более злы, чем волки, зимняя стужа или чума.

Вот, наверное, и все, что я хотел сказать на эту тему.
Tags: мифология, религиозные штудии
Subscribe

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Ваши координаты

    Люди делятся на дофига категорий. Одна из них – те, кто думает, будто люди делятся на две категории. Народная мудрость Делить пополам…

  • Наивность в твоих словах слышу я

    Есть такие фразы – безошибочные маркеры... не то чтобы глупости – говорящие часто бывают весьма умны – а скорее отсутствия опыта.…