Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Рациональная магия, часть 2

Продолжаю приводить в порядок свои мысли о магии и возможности ее рационального исследования. Под катом снова много текста, предназначенного в первую очередь для профессионалов, так что заходите на свой страх и риск.


В первой части я начал с определений. При этом сразу оговорил, что меня интересуют определения, позволяющие узнать магию при встрече, а не теории, объясняющие, как и за счет чего магия работает.

В этот раз я попробую разобраться именно с этим вторым вопросом. В конце концов, любое рациональное изучение должно привести к построению теории, причем теории полезной – такой, с помощью которой можно предсказывать поведение изучаемой вещи и строить работающие технологии.

Следовательно, для начала серьезной работы необходимо, как это делают в диссертациях, разобрать, какие теории существуют на данный момент, в чем их сила и слабость, и почему автор считает, что они не годятся.


У каждой религии, достаточно сформировавшейся, чтобы обзавестись собственным учением, есть и представление о магии. Особенно если в самой религии магические обряды и практики играют важную роль.

Иногда такие представления бывают весьма интересными. Например, о тибетском буддизме и его своеобразном подходе к магии можно написать множество книг. А иудейский мистицизм, давший в итоге начало Каббале – построение, удивительное по своей красоте и сложности.

Однако, по понятным причинам, нас больше интересуют теории, не привязанные к какой-то конкретной религии – только к картине мира. Таких тоже много, но четыре – самые влиятельные и распространенные.


Начнем с древнейшей, традиционной магической парадигмы. Она интересна тем, что существует с незапамятных времен, но по-настоящему глубоко осознана и сформулирована была только в 20 веке, и не магами, а этнографами, антропологами и религиоведами. Те, кто ее разделяет, обычно действуют в строгом соответствии с ее положениями, но не отдают себе в этом отчета. Им кажется вполне естественным и самоочевидным поступать именно так.

У мира есть Иная Сторона, где обитает сила. Чем тоньше граница между видимым миром и Иной Стороной, тем явственнее эта сила действует, и тем на большее она способна.

Сила Иной Стороны – живая, поэтому она всегда имеет форму духов, демонов и богов. Она, подобно огню, поддерживает жизнь, но в то же время опасна и разрушительна. Поэтому человек должен сохранять уровень волшебной силы в своем мире на среднем уровне, не давая ни подняться, ни опуститься.

Например, в дни календарного поворота, как считается, граница слабеет, и духи ходят среди людей. Поэтому в такие дни назначаются особые праздники, чтобы люди могли принять обличье духов, напитаться их силой, но в то же время избежать вреда от них. В финале такого праздника духов обычно торжественно провожают обратно в их мир, чтобы никто не остался по эту сторону.

Есть и обряды, которые специально разрушают границу и призывают силу к магу. Обычно они связаны с жертвоприношением – смерть есть абсолютный, последний переход, который превращает живое существо в обитателя Иной Стороны.

Специальные люди, избранные Иной Стороной (шаманы, пророки и т.д.) служат посредниками. Они могут, по собственной воле или нет, оставлять свои тела и возноситься духом в иные миры, где общаются с их обитателями.

Сила, связанная формой, должна действовать, как подобает ее форме. На этом и строится магия – маг призывает силу в подходящие вместилища (например, в куклу с лицом врага), чтобы она действовала, как ему нужно.

Тут стоит уточнить. Разумеется, эта теория строится на положениях природного язычества – вполне определенной религии, легко узнаваемой в любом обличье.

Но дело именно в том, что обличье может быть каким угодно. Язычество стоит не на интеллектуальных построениях, а на ощущениях и чувствах, терминологию же берет, откуда может. А потому язычник может сам искренне считать себя православным, протестантом, мусульманином, буддистом, атеистом и так далее.


Оккультная парадигма на первый взгляд кажется похожей на традиционную. Тут тоже есть потусторонний мир, где обитают духи, боги и другие неведомые силы. Точно так же маг может взывать к ним и связывать их посредством символов, заклинаний и магических инструментов. Точно так же маг способен, оставив тело, оказаться в «тонком мире», где будет общаться с духами на равных.

Но если традиционное язычество – мировоззрение людей, близких к природе, то оккультизм, наоборот, больше свойственен образованным горожанам. И помимо язычества, он вобрал в себя многое и от гностиков с их своеобразным пессимистическим космосом.

Видимый мир – лишь один из множества планов бытия. Есть и другие. Частично они пересекаются, существуя в одном пространстве и времени, частично расходятся. Чаще всего считается, что наш мир – нижний этаж бесконечной «вертикали пределов», иногда постулируется, что есть и другие, еще более плотные и грубые миры.

На планах живут духи, воплощенные в тела соответствующего уровня (физические, астральные, ментальные и так далее). У человека, в отличие от множества других духов, есть тела на всех планах сразу, но осознает он обычно только физическое.

Как видим, при всем сходстве есть и различия. И самое заметное из них в том, что оккультная парадигма диктует магу совершенно иное поведение.

Он может исполнять ритуалы, как и традиционный колдун, но считается, что это признак непрофессионализма, приверженности низшим искусствам. Только грубые и невежественные чародеи призывают духов, чтобы те что-то для них сделали в тонких мирах.

Настоящий оккультист укрепляет и осознает свои тонкие тела, чтобы научиться действовать на других планах напрямую. Тот, кто этого добился, может совершить любую магическую операцию так же просто, как поднять руку или кивнуть головой. Он как бы сам себе и маг-заклинатель, и могущественный дух.


Третья парадигма примечательна тем, что вовсе отрицает существование потустороннего мира или тонких планов. Согласно ей, у человека есть психические способности, позволяющие получать информацию и действовать без прямого контакта.

Посредником и инструментом для таких действий обычно называют некую абстрактную «энергию». О ее природе судят по-разному, в зависимости от того, относится ли говорящий к технарям или гуманитариям. Первые предпочитают наукообразные термины вроде «энергоинформационного» или «торсионного поля», вторые рассуждают о психической энергии, управляемой сознанием.

Ритуалы и заклинания – устаревшие методы. Настоящий маг входит в измененные состояния сознания, в которых может непосредственно видеть энергии и управлять ими.

Изначально считалось, что энергия присуща только самому человеку, но затем парадигма эволюционировала, и «энергетический мир», по сути, стал аналогом мира потустороннего, состоящим из «излучений» или «полей» всего, у чего они есть.

Если сторонники этой парадигмы верят в существование духов, то считают их энергетическими существами или структурами. Некоторые из них опасны, некоторые могут служить для мага «пищей», то есть источниками энергии. Маг может и сам создавать такие структуры – своего рода искусственных демонов.

С богами все намного интереснее. Важное место в энергетической парадигме занимает понятие эгрегора. Это своего рода мета-структуры, объединяющие сознания множества людей. С точки зрения приверженцев этого мировоззрения, всякая религия служит тому или иному эгрегору, питающемуся энергией всех адептов этой религии.

Иногда говорят даже, что любая религия создается только и исключительно с целью накормить эгрегор, а делает это группа «привилегированных пользователей», которые распоряжаются собранной энергией по своему усмотрению.

Некоторые маги этого направления считают, что настоящий маг может брать энергию из любого эгрегора, ничего не отдавая взамен. Другие полагают, что любая связь с эгрегором – это зло.


Наконец, четвертая парадигма отличается на редкость странным и извилистым жизненным путем.

У нее три основных корня. Во-первых, возникшее в среде протестантов движение «Нового мышления», согласно которому, Бог дает каждому спасенному по его вере. Соответственно, если будешь верить, что ты здоров, богат и счастлив, да еще не забудешь ежедневно благодарить Бога за это, то именно таким и станешь.

Во-вторых, восточный, в первую очередь буддийский мистицизм, как его поняли европейцы. Мир иллюзорен и существует лишь в сознании. Измени сознание, и мир, в котором ты живешь, тоже изменится. Одна и та же великая иллюзия служит раем для богов, адом для демонов и нирваной для просветленных мудрецов, видящих мир, как он есть.

Наконец, в-третьих, открытия квантовой физики – опять-таки, насколько их способен понять человек с улицы, не знающий уравнений. На уровне элементарных частиц исчезает разница между веществом и энергией, между частицей и волной. Система может находиться одновременно во всех возможных состояниях, пока наблюдатель не заставит ее стать определенной, как бы выбрав то состояние, в котором он ее обнаружит. Мир нелокален – две частицы могут оставаться единым целым, даже если их разделяет огромное расстояние, так что изменение одной из них одновременно изменит и другую.

Собственно, сходство между квантовым миром и миром восточного мистицизма было замечено сразу еще основателями новой физики. Но в массовом сознании оно породило миф об информационной вселенной.

Согласно ему, вселенная есть огромное информационное поле – поле сознания. Каждый наблюдатель буквально формирует его своим сознанием и создает вселенную, в которой живет. Соответственно, все, с чем он сталкивается в жизни – не более чем отражение его собственных желаний, мыслей и эмоций.

Таков наиболее примитивный вариант. Его исповедуют те, кто искренне верит, что достаточно не думать о плохом, и ничего плохого не случится, а любая негативная мысль непременно притянет негативные события.

Более последовательно мыслящие приходят к идее согласованной реальности. Если на одной только Земле живет семь миллиардов творцов, каждый из которых формирует реальность своими мыслями, то у всего этого множества должна сформироваться точка равновесия, консенсус, отклонение от которого требует больших усилий.

Мир, каким мы его видим, и есть такой консенсус. Маг может что-то в нем изменить только в том случае, если его мысли и желания окажутся здесь и сейчас сильнее, чем давление согласованной реальности.


Все эти четыре мировоззрения возникали примерно в том порядке, в котором я их перечислил. Они взаимосвязаны: каждое следующее много заимствовало у всех предшественников, приспосабливая все взятое к собственной картине мира.

Конечно, есть и гибриды, и промежуточные формы. Например, школа Хосе Сильвы рекомендует изменять мир при помощи воображения (как в четвертой парадигме), но указывает, что для этого нужно измененное состояние сознания (как в третьей). А магия Хаоса соединяет в себе сразу все, что может. Ее картина мира в целом – нечто среднее между оккультной и информационной; все маги Хаоса с удовольствием цитируют квантовые термины. Однако их учение о том, как возникают духи и боги и зачем они нужны, ближе всего к концепции энергетических структур и эгрегоров, а методы достижения гнозиса напрямую заимствованы из традиционного шаманизма и ритуалов посвящения.

Можно заметить, что в магических теориях постепенно возрастает роль сознания и воли мага. Если в традиционной модели волшебство творят духи, с которыми маг договорился, то в информационной их не существует, а есть только сознание, формирующее мир.


В любом случае, чтобы теория магии считалась полезной, она должна справиться с главной проблемой, о которой я уже говорил в первой части – проблемой неэффективности магии.

Надо сказать, все четыре справляются с этим не слишком хорошо.

Человек – существо деятельное. Мы можем существовать, лишь непрерывно изменяя окружающую среду. Даже мыслителей ценят по тому, насколько их мысли воплощаются в действия и меняют мир.

Соответственно, и магию человек тоже всегда представляет себе как действие, силу, приложенную магом к окружающему миру. А сила тем и характерна, что влияет на то, к чему приложена, согласно оно с этим или нет. Силе можно сопротивляться (пассивно или активно), но ее невозможно игнорировать.

Традиционная парадигма, к примеру, считает, что у заклинаний есть власть над богами. Даже в христианстве, где в принципе постулируется, что молитвы слышит Бог, а Он может и не пожелать исполнить просьбу, в то же время считается, что у каждого человека есть определенная сила молитвы. Чем ближе вы к Богу, тем громче раздается ваш голос в духовном мире, и тем выше шанс, что Бог услышит и ответит.

Причем эти «голоса» складываются – молитва тысяч людей сильнее молитвы одного. Скажем, мне неоднократно и с удовольствием пересказывали историю о том, как на Афоне случилась засуха. Было решено молиться о дожде, и с этой просьбой пришли к четверым самым уважаемым монахам горы. В ответ начались такие ливни, что в селевых потоках утонул один из послушников. После этого старцы сурово отругали тех, кто просил их о молитвах, сказав, что и одного из них вполне хватило бы.

Постоянство тоже играет роль: непрестанно повторяя одну и ту же молитву, можно добиться, что Бог даст даже то, чего давать не собирался – хотя бы чтобы преподать урок упрямцу.

Сторонники энергетического подхода полагают, что энергия есть энергия, и магия работает так же неумолимо, как любая другая природная сила. Одна весьма умная и образованная особа в разговоре со мной высмеивала даже очевидный факт, что магия почти никогда не действует на тех, кто в нее не верит. В ее картине мира такое было попросту невозможно – не перестает же действовать, скажем, гравитация на тех, кто ее отрицает.

Ну а подход информационный и подавно стоит на том, что сознание формирует реальность. Следовательно, если что-то случилось, значит, это кто-то помыслил и тем самым воплотил. Если же оно не случилось, значит, об этом недостаточно интенсивно думали.

Хотя любая теория допускает, что магия может дать сбой, все они объясняют такие сбои одними и теми же причинами. Ты что-то сделал не так, приложил недостаточно усилий, или же вмешалась чья-то более сильная магия, идущая вразрез с твоей. Иными словами, неудачи в магии имеют точно такую же природу, что и неудачи в любой другой деятельности.

И если приверженец теории попытается с ее помощью объяснить, почему магия так плохо работает в глобальном масштабе, то просто распространит это объяснение на весь мир. Вселенная, по его мнению, просто устроена так, что творить сколько-нибудь значительные чудеса могут лишь те, у кого сил или умения намного больше, чем у обычного человека.

Причина может быть любая. Богам наплевать на людей, энергии не хватает, инерция согласованной реальности слишком велика, и так далее.

Как правило, такой человек верит, что где-то там живут настоящие могущественные маги, которые на деле могут все то, что показывают в фильмах и пишут в книгах. Есть гуру, которые успешно выдают себя за таких магов или их учеников.

Никому не приходит в голову отказаться от общей для всех веры «магия – это действие, направленное от мага к миру или от мира к магу».


При этом интересно, что альтернативная парадигма существует уже почти две тысячи лет. Ее впервые сформулировали неоплатоники, пытаясь ответить на вопрос: если боги – неизменные невидимые начала, которые сотворили и поддерживают вселенную, как молитвы и ритуалы могут как-то влиять на них?

Ответ, который они нашли, был таков. Боги не слышат молитв, не принимают жертв и не повинуются заклинаниям. Все это действует лишь на самого человека, который творит молитву и приносит жертву. Он меняется, становясь в другие отношения с вечными и неизменными богами – и силы, которые от богов непрестанно изливаются, начинают изливаться на него по-другому.

Впоследствии эту концепцию переняли некоторые христиане, но приложили только к нравственной сфере. Нельзя говорить, будто Бог любит праведников и ненавидит грешников. Бог есть любовь, равная для всех. Но тот, кто совершает грехи, отворачивается от Бога и становится неспособным переносить божественную благодать.

После смерти все люди одинаково предстают перед престолом Божьим, и теперь уже плоть не прячет их от благодати. Для праведника эта божественная любовь становится источником вечного блаженства, а для грешника – невыразимых адских мучений.

В эпоху Возрождения ту же теорию разрабатывали умеренные христианские герметики. В отличие от оккультистов, стремившихся связывать демонов заклятиями, умеренные герметики исповедовали «естественную магию».

Традиционный маг может считать, что призывает духов Венеры в свой круг и связывает их в своем талисмане. Умеренный герметик – что ритуалами и символами он увеличивает сродство талисмана к энергиям Венеры, а потому предмет начинает сильнее реагировать на них и передавать «венерины» свойства своему обладателю.

Современный оккультист уже не обязательно верит в планетные сферы. Но в то, что в мире действуют законы, проистекающие с разных уровней и планов – верит. А значит, может верить и в то, что при помощи ритуалов он меняет в себе самом баланс этих законов, настраивает свое сродство с теми или иными планами и делается проводником их влияния.

Из четырех парадигм такой переделке не поддается разве что энергетическая. Она слишком завязана на представление, что маг напрямую работает с «субстанцией магии» и направляет ее, куда пожелает. В ней нет места сотрудничеству, служению и соучастию – только управлению и манипуляциям.

Зато информационная – вполне. Если ее брать не в примитивном варианте «мысли материальны», а, скажем, в виде, который я сформулировал в статье «Эволюция и сознание», то она, пожалуй, будет наиболее развитой, логичной и универсальной из всех. Особенно если добавить еще некоторые соображения из теории сознательного реализма Хоффмана-Пракаша. В нее легко впишется представление, что всеми своими формулами и жестами маг меняет лишь самого себя, чтобы стать осознанным соучастником вселенской эволюции.

Правда, придется отказаться от мысли, что можно крутить миром, как пожелаешь. Чудеса будут приходить в мир через тебя, и иногда даже в ответ на твою просьбу, но не ты здесь действующий субъект. Ты лишь часть целого, имеющая голос при принятии решений, но не принимающая их единолично.

ЭВОЛЮЦИЯ И СОЗНАНИЕ
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Tags: метафизика, рациональная магия
Subscribe

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Чудеса воображения

    На поверхности кажется, будто с воображаемым всё просто и понятно. Оно противоположно реальному. Одно есть на самом деле, другое существует лишь в…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Чудеса воображения

    На поверхности кажется, будто с воображаемым всё просто и понятно. Оно противоположно реальному. Одно есть на самом деле, другое существует лишь в…

  • Просветлённые чародеи

    Поговорив о магии в исламском мире, логично теперь обратить свои взоры на третью мировую религию – буддизм. Обращать там есть на что, так что…