Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О работе над собой

У всех психотехник «Нового мышления» есть одна общая черта. Они декларируют, что «ты можешь стать тем, кем захочешь». Это действительно так, но учителя «Нового мышления» не говорят (а может, и сами не понимают), что это в действительности значит.

«Ты можешь стать, кем захочешь» — не синоним «ты можешь получить, что захочешь».

Например, можешь ли ты стать миллионером? Чтобы ответить на этот вопрос, ответь вначале на другой — а кто такой миллионер, что его отличает от тебя?

Деньги? Вряд ли. Не всякий миллионер уже родился обладателем состояния, и не счесть таких, которые, будучи богатыми наследниками, промотали все до нитки и умерли в нищете. С другой стороны, кое-кто из признанных богачей начинал в буквальном смысле с нуля.

Итак, главное отличие тебя от миллионера — в некоторых внутренних свойствах его личности, которые позволили ему стать и оставаться богатым.

Можешь ли ты стать таким, как он? Да, несомненно, можешь. Человеческая личность очень гибка, она может изменяться в широких пределах, и даже сломавшись, способна зажить заново, уже в новой форме. Постоянным, каждодневным трудом по пересиливанию себя (а это единственный способ изменить в себе хоть что-нибудь) ты вполне в состоянии приобрести тот склад ума и характера, который свойственен каждому настоящему миллионеру.

Изменив себя, ты изменишь свое восприятие мира, то есть изменишь мир, в котором живешь — это даже не причина и следствие, а полные синонимы, разные названия для одного и того же процесса. Для тебя навсегда закроются некоторые возможности, зато откроются многие другие. Что-то из того, чем ты раньше дорожил, перестанет быть для тебя ценным, зато что-то другое обретет неожиданную важность.

Но в этом другом мире ты далеко не один. И большинство других его обитателей, в отличие от тебя, уже родились такими. У них от рождения поставлены нюх, глаз и хватка, необходимые, чтобы выжить в мире конкуренции за ограниченные ресурсы. Ты получил те же способности, что есть у них, но оказался в положении птенца грифа, попавшего в стаю взрослых голодных птиц.

Может быть, тебе повезет, и ты уцелеешь. Может быть, ты даже добьешься того, чего хотел, и сумеешь собрать себе достаточное количество денег, чтобы стать влиятельным и уважаемым в этом новом мире. Но вот что совершенно точно не гарантировано — что бы будешь от этого счастлив.

Этот мир для тебя чужой. Ты сломал себя под его требования, отсек от своей души все, что мешало нужному восприятию, и нарастил то, что для него требовалось. Ты — уже не ты, а кто-то другой, носящий твое лицо и твое имя.

Как же тогда истории о людях, которые, выбившись из нищеты, упорным трудом добились богатства, почета и славы, и по всей видимости, были счастливы, добившись своего?

Эти истории правдивы. Вот только они говорят совершенно о другом. Их герои не ломали себя, стремясь соответствовать миру, в который мечтали попасть. Наоборот — они в какой-то момент поняли, что мир, который их окружает, не соответствует тому, в котором они должны жить по свойствам своей природы.

Иными словами, это история не черепашки, решившей научиться летать, а грифа, который родился в семье черепах, но отказался становиться черепахой.

Все жизнеописания людей, которые ломали себя, подделываясь под окружение, печальны и трагичны. Жизнеописания людей, которые ломали окружающий мир, переделывая его под себя, тоже зачастую трагичны, но это совершенно другой жанр.


Так какой вывод нужно сделать из этих рассуждений? Очевидно, не тот, что каждый должен сидеть в дерьме и не чирикать, как говорит старый анекдот.

У каждого человека есть внутренняя основа, скелет его личности, опора духа, которая определяет, кто он такой и в каком мире должен жить. Если ты хочешь быть счастливым, то прежде всего должен увидеть эту свою внутреннюю основу.

Это рамки, в которых тебе суждено жить и развиваться. Но ограничения бывают разными: нужно понимать разницу между клеткой и панцирем. Устройство скелета накладывает множество ограничений на свободу движения человека по сравнению, скажем, с осьминогом, но красивейшие в мире танцы создал именно человек.

Именно так ты и должен поступать. Твои внутренние рамки создают пространство для развития. Все возможности, которые у тебя есть, все потенциалы, дремлющие в тебе, должны пробудиться и быть реализованы.

Древние отлично понимали, что люди различаются между собой. Кастовое деление на воинов, учителей, тружеников и слуг, бытовавшее некогда в Индии, никуда не делось — оно присуще всем народам и всем культурам.

Однако древние не понимали двух вещей. Во-первых, то, кем ты являешься от рождения, слабо зависит от того, кто твои родители. И в семье двух прирожденных воителей может родиться великий поэт, и у родителей-купцов сын может быть прирожденным слугой.

Но главная их ошибка — они считали, что одни прирожденные состояния чем-то выше и лучше других. Согласно религии Вед, небесные обители после смерти светят только кшатриям и брахманам, остальным придется отправляться в мир предков (религия Вед еще не знала сансары и перерождений).

Индуизм, пришедший на смену ведизму, тоже недалеко ушел от этого заблуждения. Там ушедший от мира аскет выходит за пределы всех каст, но за счет того, что переделывает себя под новый образец, отказываясь от всего, что делало его тем, кто он есть. Того же требует и буддизм.

В христианстве тоже есть монашество, называемое ангельским чином, и монах точно так же стремится переделать себя под идеал аскета. Однако изначальный христианский идеал совершенно не таков. В проповедях Иисуса и в дальнейших словах апостолов легко увидеть простую мысль: каждый может достичь божественного совершенства, оставаясь тем, кто он есть.

Это, конечно, не значит, что вовсе ничего не нужно делать. Наоборот, достижение совершенства требует ничуть не меньшей работы над собой. Но эта работа больше напоминает обучение оперному вокалу или освоение родного языка.

Твой голос принадлежит тебе от рождения, и его тембр определен сразу и навсегда. Если ты по природе тенор, тебе никогда не стать полноценным басом. Однако ни один вид голоса не совершеннее другого, и, оставаясь тем, кто ты есть, ты можешь стать великим певцом, овладевшим возможностями своего голоса на все сто процентов.

То же и с языком. Родной язык — то, что ты выучил, еще не умея ходить и думать. Он отличается от всех остальных языков, но это не значит, что он лучше или хуже. Если ты во всей полноте овладеешь теми возможностями, которые он тебе дает — твои стихи, повести, проповеди могут перевернуть мир.

Поэтому, чтобы стать совершенным, ты не должен стремиться стать кем-то другим. Вполне достаточно, если ты просто сможешь сделаться тем, кто ты есть. Увидеть то, что находится в тебе самом, и понять это во всей полноте.

Могут сказать: так хорошо рассуждать тому, кто родился свободным, а что делать слугам? Ведь ты сам говоришь, что многие по природе слуги и не рождены повелевать?

На это я могу только ответить, что по крайней мере в трех великих религиях величайших откровений удостоились те, кто понял мистический смысл служения, и для кого сама их религия была служением Богу.

Кем бы ты ни был, какой бы мир вокруг себя ни выстраивал своими убеждениями и действиями — это всего лишь декорации твоего собственного театра. А какую пьесу играть в них, какую роль исполнять и к каким вершинам актерского мастерства восходить — решать только тебе.
Tags: метафизика
Subscribe

  • Сила философии

    Примерно в конце пятидесятых годов в академическом сообществе резко изменилось отношение к пси-явлениям. До того его можно было примерно описать…

  • Какая вам, нафиг, Матрица?

    Вот вам для прочтения и ознакомления текст. Когда я его прочитал, меня накрыло знакомым ещё по эксперименту Либета ощущением. То ли я чего-то…

  • Минутка воспоминаний: значение абсурдного

    Этот пост был опубликован 3 года назад.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments