Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Астральная неразбериха

Не стоит думать, будто одно только христианство способно соединять несоединимое, создавая мифологических персонажей из нескольких не связанных между собой образов.

Как раз христианство страдает такой всеядностью куда меньше прочих. И уж однозначно оно отстает в этом отношении от современной бульварной эзотерики.

Большинство адептов этого своеобразного мировосприятия – люди, слишком невежественные и поверхностные, чтобы полноценно изучить хотя бы одну мистическую традицию, не говоря уже о нескольких. Поэтому они обычно ограничиваются тем, что запоминают несколько терминов с приблизительными определениями, а затем начинают описывать все понятия всех религий при помощи этих терминов, не слишком заботясь о том, насколько они туда подходят.

Конечный результат больше похож даже не на отряд ластоногих с его ушастыми и настоящими тюленями, а скорее на раннюю классификацию Линнея, который умудрился поместить человека в одну категорию с лошадью, а слона – с ленивцем. Причем если Линней все же был ученым и старался основываться на объективных признаках, то эзотерики-любители не заботятся и об этом.


Среди понятий, которые одно время встречались в их словаре чаще других – астральное тело.

Это такое слово-кошелек, которое в случае необходимости может принимать любое из нескольких значений – причем никакие извращения над логикой не смогут сделать так, чтобы все эти значения были одним и тем же явлением.


Само понятие астрального тела позаимствовано из оккультизма.

В оккультизме, напомню, мир считается многослойным. Сколько именно слоев – мнения расходятся, но в большинстве классических трудов 19 века насчитывается три: физический (мир материи), ментальный (мир мысли) и лежащий между ними астральный (мир форм, энергий и воображения). Иногда, впрочем, астральный план делят на два. Нижний астрал, также известный как эфир, отдан формам, в то время как высший содержит энергии.

Оккультный астрал – царство магии. Собственно, вся магия в этой интерпретации сводится к тому, чтобы при помощи вещественных приспособлений и мысленных образов создавать и заряжать астральные формы – а уж они, в силу своей природы, непременно отразятся соответствующими изменениями и в физическом мире.

Однако высшее достижение для оккультиста – укрепить и пробудить своего двойника, или астральное тело. Человек, в отличие от большинства духов, существует на всех планах сразу, но осознает себя и может действовать только на физическом. Пробудив и натренировав астральное тело, оккультист, по его мнению, превратится в могущественного духа и сможет создавать астральные формы напрямую, без ритуалов и заклинаний. Он в любой момент сумеет покинуть свое физическое тело и отправиться странствовать по бесконечным царствам астрала, беседуя с его обитателями и набираясь от них силы и мудрости.

Иными словами, оккультный астрал – другое название для Иной Стороны. Суфии называли его «алам аль-миттал» (промежуточный мир). Шаманы – миром духов. Волшебные сказки – тридесятым, или золотым царством. Один из крупнейших исследователей суфийского мистицизма назвал его Mundus Imaginalis – мир активного воображения. Оккультизм впитал все эти верования и переделал по собственным представлениям.

Правда, на деле люди, увлекающиеся астральными путешествиями, никакой особой силы и мудрости там не получают. Не то чтобы это было совсем невозможно. Просто Иное Место – царство сновидений, фантазий, иллюзий и обманов. Обмануться там проще простого, особенно, если сам этого хочешь, а вот отличить, где истинная встреча, а где порождение твоего собственного подсознания – весьма нелегко. Для этого нужен самоконтроль и осознанность, которые и не снились современным эзотерикам-любителям.

Поэтому, скажем, в том же христианстве такие «полеты» по умолчанию считаются проявлением прелести.


А вот дальше начинаются настоящие чудеса, потому что, взяв оккультное понятие астрального двойника, популярная эзотерика скрестила его с индийским понятием оболочки, или тонкого тела.

В Индии, естественно, хватает собственных оккультных и эзотерических учений. И в данном случае мы имеем дело с одним из самых распространенных и известных – ведантой.

Согласно веданте, высшее «Я» человека, чтобы превратиться в собственно человека, покрывается пятью оболочками. «Оболочка» на санскрите «коша». Вдобавок в название всех оболочек входит слово «майя» – иллюзия, заблуждение, магия – поскольку все они, в общем, созданы именно непросветленным восприятием, а истинно освобожденный избавляется от них.

Самая внешняя – аннамайя-коша – задает форму физического тела. Тело, можно сказать, нарастает на ней.

Затем идет пранамайя-коша – оболочка дыхания, или жизненной силы.

Затем маномайя-коша – оболочка ума, или ощущений и мыслей.

Затем виджнянамайя-коша – оболочка высшего знания, неподвижного ума, пребывающего в покое.

И, наконец, анандамайя-коша – оболочка блаженства. Это практически то же самое, что Атман, единый с Брахманом.

Эта картина, похожая на луковицу, фактически является сложной, но полезной на практике психологической метафорой. Она описывает представления веданты о структуре личности, и в этом смысле ничем не хуже фрейдовской триады «Я – Сверх-Я – Оно» или более популярной берновской «Взрослый – Ребенок – Родитель».

Однако для последователей бульварной эзотерики слова «тонкое тело» послужили единственным и достаточным ориентиром. Они смешали оккультное представление о планах бытия и индийскую теорию оболочек. А в качестве последнего ингредиента заполировали аурой.


Аура – тоже понятие древнее. Во множестве традиций считается, что душа живого существа испускает нечто вроде сияния, невидимого невооруженным глазом, но очевидного для посвященных. Если душа наделена особой силой, то это сияние может иногда даже стать видимым для всех окружающих. Отсюда нимбы святых на христианских иконах.

В измененном состоянии сознания некоторые люди начинают видеть вокруг других людей светящуюся оболочку. Вначале она представляется равномерным ореолом, но затем в ней можно научиться различать изменения и оттенки. Они зависят от того, в каком человек состоянии, каково его настроение, о чем он думает и куда направлено его внимание.

Тут важно заметить, что наблюдение ауры – не более чем способ наглядной визуализации впечатления. Любой толковый психолог сможет сказать то же самое, наблюдая за незаметными нетренированному глазу подсознательными сигналами тела и поведения. По ауре можно диагностировать некоторые болезни – но опять же, опытный диагност сможет сказать то же самое и в обычном состоянии.


В результате бульварная эзотерика видит человека примерно так.

Для начала, они взяли индийскую «луковицу» и вывернули ее наизнанку. Буквально. Самые внутренние «оболочки», соответствующие глубинным состояниям ума, превратились в самые внешние слои ауры, окутывающей тело.

Слоев этих теперь семь, а не пять. Это понадобилось, чтобы каждому слою поставить в соответствие свою чакру. А вот их названия взяты уже из оккультизма с дополнениями: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное, атманическое. В чем разница между эфирным и астральным телом – лучше не спрашивайте. В каузальном теле «хранятся» кармические причины, а что такое и для чего нужны буддхиальное и атманическое тело – учителя популярной эзотерики несут полную разноголосицу.

Как легко заметить, от психологизма индийской схемы не осталось и следа. Более того, соответствие чакрам тоже весьма произвольно. Например, четвертая чакра – анахата – в традиции тантры соответствует сердцу и эмоциональным связям, а в бульварной версии она соотносится с ментальным телом, то есть вроде как с разумом.

И самое главное – вера в эту матрешку аур превосходно сочетается у них в головах с верой в то, что астральное тело может покидать все остальные и отправляться странствовать по различным планам и мирам. Почему именно астральное, а не любое из остальных – нет ответа.

Также без ответа остается вопрос, которым, по-моему, вообще никто из адептов этого мировоззрения ни разу не задавался. Если каждое тонкое тело – слой в ауре, а астральное может куда-то уходить, что увидит визионер, посмотрев на ауру человека, занятого астральным полетом? Будет ли там попросту отсутствовать третий слой? Или все слои выше третьего отправляются в путешествие вместе с ним?

Впрочем, на последний вопрос ответ никогда не будет получен, и прежде всего потому, что ни один известный мне визионер не видел вокруг человека эзотерическую матрешку. Все они воспринимают ауру как переливающийся кокон света.


В наше время бульварный эзотеризм уже не так популярен. Его вытеснили из общественного внимания еще более примитивные системы, основанные на визуализации, «законе притяжения» и «материализации мыслей». Но он, тем не менее, никуда не делся. Книги издаются, авторы читают лекции.

Система понятий выстроена так, что если не вникать, может показаться даже логичной и красивой. Так что важно знать, откуда на самом деле все взялось, чтобы не попадаться в эту ловушку.
Tags: метафизика, психология, религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Повесть о странном союзе

    Я люблю напоминать, что вера и религия – не одно и то же. Вера – мир, в котором ты живёшь, то, что для тебя истинно и ложно, обязательно…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Сдвиг границ

    Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок. Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments