Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Магическая чистота и волшебная грязь

У мага и ученого есть одна общая черта: забота о чистоте.

Исследователь называет ее «чистотой эксперимента»: когда он в своей лаборатории беседует с природными силами, допрашивая их и записывая ответы, никакое постороннее влияние не должно вмешиваться, чтобы не исказить результаты.

Для этого пространство лаборатории всегда тщательно готовится. Экспериментальное оборудование всеми средствами изолируют от любого нежелательного воздействия. Иногда его приходится для этого помещать глубоко под землей или под водой, укрывать толстыми свинцовыми плитами, ставить на бетонное основание весом в сотни тонн.

И, конечно, подготовленными должны быть сами участники эксперимента. Очищенными физически – порой даже крохотного волоска или небольшого статического заряда на одежде бывает достаточно, чтобы все сорвалось. Чистыми душой – любое эгоистическое намерение может сказаться на ходе эксперимента, ведь у исследователя всегда есть искушение скорректировать результаты в угоду своим ожиданиям.

Инженер называет ее «чистотой технологии»: когда он повелевает природными силами, придавая им нужную форму, его воля и его планы должны быть единственным действующим началом.

Самые сложные производства требуют от работников не меньшей чистоты и отрешенности, чем эксперименты на грани непознанного. Не случайно при первой же возможности живых людей стараются заменить там машинами.


Религия и магия также озабочены чистотой. Чем более важен и ответственен ритуал, тем более строгое очищение для него бывает нужно. Для некоторых обрядов требуется много дней провести без пищи и сна, тщательно очистить тело и соблюдать умственную дисциплину – думать только о строго определенных вещах.

Цель здесь та же самая – не допустить постороннего влияния, которое может вмешаться и все испортить. Такое влияние известно в традиционном мышлении под названием «скверна».

У разных народов были разные, многочисленные и сложные соображения на тему, откуда берется скверна и что служит ее источником. Но в некоторых моментах сходились все. Оскверняет пролитая кровь. Оскверняет отнятая жизнь. Оскверняет прикосновение к женщине, особенно секс. Сон, сытная пища, дурманящие вещества хотя и не оскверняют сами по себе, но делают человека более уязвимым для настоящих источников скверны.


Но, как сказал один умный человек, грязь – всего лишь вещество не на своем месте. Земля в поле уместна. Земля на ботинках становится грязью. Кровь в жилах необходима живому существу, но, проливаясь, она пачкает пол или землю.

Все, что считается грязью и помехой в одних обстоятельствах, будет действующей силой и целью всей работы в других.

Более того, инженеру, в отличие от исследователя, вредна чрезмерная чистота. Если исследователь пытается устранить все силы, способные исказить результат, то инженер устраняет все силы, кроме тех, с которыми планирует работать.

И потому все, от чего следовало воздерживаться в обрядах очищения, вполне могло быть, наоборот, центральным действием в некоторых других обрядах. Жертвоприношение соединяет отнятую жизнь и пролитую кровь. Ритуалы плодородия строятся вокруг секса. Получить откровение свыше люди пытались во сне или в трансе, в том числе вызванном наркотиками. Индийские радикальные секты вроде капаликов предаются «аскезе», совершая отвратительные вещи, включая сюда и трупоедство.

Парадоксальным образом, грязь – это сила. Тот, кто хочет получить силу, должен оскверниться. Но тот, кто хочет контролировать силу, должен очиститься.

В русской народной сказке «Неумойка» (и в ее вариантах в других странах) главный герой заключает договор с нечистым. Тот обещает богатство, славу и удачу, а в обмен герой должен семь лет не мыться, не сморкаться и не стричь волос и ногтей. Вы могли видеть этот сюжет в мультфильме, где в роли черта выступают братья-англичане.

Как и другие сказочные сюжеты, он основан на реальной практике. Юношам, проходящим посвящение в мужчины, действительно порой запрещалось мыться в течение всего срока обучения в «мужском доме». Накапливая нечистоту, они накапливали силу, необходимую им для посвящения.

Монахи Египта, чья дуалистическая религия оказала сильнейшее влияние на всю историю христианства, соблюдали строжайшее воздержание в пище, питье, сне и сексе, но, единожды омывшись в крещенской купели, снова мыться считали непозволительным. Баню они вообще клеймили и проклинали как вместилище разврата и нечистоты.

Это воззрение разделяли и русские народные колдуны и знахари. Баня для них также была «нечистым» местом, обиталищем неведомой силы. В бане совершались некоторые обряды, причем не самого безобидного толка. Так что поговорка «иди в баню» – вовсе не вежливая замена выражению «иди к черту», а просто другой его вариант.


Такая вот двойственность, которая оказывает прямо-таки завораживающее действие на всякого, кто всерьез о ней задумался. Оскверненный и очищенный в равной степени находятся на границе, соединяющей мир людей и мир силы. Но в традиционном восприятии один из них попадает под власть силы, которую призвал, и позволяет ей изменить его по ее усмотрению, а второй – напротив, сам контролирует, какой именно силе и в какой степени позволит действовать в его жизни.

И это еще одно указание на то, насколько наука, противопоставляющая себя магии, является в действительности ее разновидностью.

Ведь и ученый рассуждает точно так же. Он разделяет «настоящую» и «ненастоящую» науку, помимо всего прочего, по этому же признаку. Псевдоученый не соблюдает чистоту. Он оказывается на переднем крае, не очистившись, и потому попадает под власть скверны – методологических нарушений, позволяющих посторонним силам вмешаться в исследование, и собственных ожиданий и намерений.

Настоящий же ученый впускает в свое пространство только те силы, желания и ожидания, которые должны работать здесь и сейчас. В точности как настоящий маг или жрец.
Tags: метафизика, религиозные штудии
Subscribe

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • Повесть о странном союзе

    Я люблю напоминать, что вера и религия – не одно и то же. Вера – мир, в котором ты живёшь, то, что для тебя истинно и ложно, обязательно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • Повесть о странном союзе

    Я люблю напоминать, что вера и религия – не одно и то же. Вера – мир, в котором ты живёшь, то, что для тебя истинно и ложно, обязательно…