Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Богословие и религия

Что такое христианство? В чем его суть? О чем это вообще?

Я мог бы задать тот же вопрос о любой другой религии, скажем, исламе или буддизме. Но так уж получилось, что христианство я знаю немного лучше, и оно больше известно и влиятельно в нашей культуре. Поэтому будем говорить именно о нем.


Если задать этот вопрос реальному собеседнику, обычно мы получим два вида ответов.

Большинство будет говорить об учении. О Боге, Едином в Троице, об Иисусе Христе, Сыне Божьем, и так далее. В конце концов, различные церкви определяют себя именно через учение, и любой православный скажет, что католики отпали от вселенского православия, когда подчинились власти папы, приписали ему непогрешимость и исказили учение об исхождении Святого Духа.

Впрочем, в наше время популярность набирает второй ответ. Христианство – это о том, что нужно любить ближнего и стремиться жить «по Евангелию», а учения и ритуалы не только не всегда способствуют этому, но могут даже мешать, заслоняя свет истинного христианства символами «религии».

Но что общего у этих двух ответов? Вы удивитесь, но оба они не имеют никакого отношения к христианской вере или религии. Оба они принадлежат области христианского богословия.

Догматические богословы в эпоху Соборов сформулировали учение о Боге и Его отношениях с людьми в терминах тогдашней физики. Все эти природы, ипостаси, энергии и исхождения – именно оттуда.

Богословы другой ветви – нравственной – вывели правила, что, собственно, значит «жить по Евангелию», и в чем именно должна выражаться любовь к ближнему. Надо очень постараться, чтобы из апокалиптических проповедей евангельского Иисуса вывести эти правила.

Проблема в том, что религия – и вера, на которой она стоит – это не догматы и не нравственное учение. И то, и другое вполне может и не быть религиозным.

Религия – это система символов, при помощи которых человек устанавливает связь между своей видимой жизнью и невидимой Истиной, лежащей в основе всего. Причем символов активных, требующих не просто интеллектуального принятия, а повседневной практики.

Поэтому религиозная вера очень мало похожа на то, что обычно подразумевают под словом «вера». В ритуал не просто верят – его совершают. В миф не просто верят – им живут. В символ не просто верят – им пользуются.

Именно ритуал, миф и символ являются подлинной основой любой религии.


В течение веков средний христианин не имел представления ни о догматическом, ни о нравственном богословии. Он даже Библию не читал – книги были дороги и труднодоступны. Это положение поменялось в Европе с развитием книгопечатания, а в России – только во второй половине 19 века, так что еще во времена Лескова православный, читавший Библию, казался остальным чуть ли не юродивым.

Зато он жил в мире христианских символов, главным из которых был Крест и все, что с ним связано. В первую очередь – миф о Сыне Божьем, пришедшем на землю и принявшем смерть, чтобы своим воскресением открыть людям дорогу на небеса.

Вокруг этих символов строилась жизнь. Они служили основой магических ритуалов – заговоров с призывами к Богородице и святым невероятное количество, и это вовсе не богохульство, а совсем наоборот, признание важности и могущества христианских символов и сил, стоящих за ними.

Протестантская Реформация отвергла многие символы католической церкви, посчитав их слишком «магическими», но взамен создала собственные. Библия, лежащая на постаменте посреди протестантского храма, лишенного икон – можно сказать, краткое изложение основной идеи самого протестантизма.


Небольшое отступление. Как всегда, я не могу удержаться, чтобы не проиллюстрировать свою любимую мысль – о несомненном сходстве науки и церкви.

У науки есть собственная система символов – ее язык. С его помощью ученый описывает мир, превращая повседневную реальность в поле игры невидимых сил и законов, стоящих за событиями.

Эти символы служат основой всех знаний. Вокруг них строятся научные ритуалы – эксперименты, устанавливающие связь между видимым миром и научной Истиной.

Разница в том, что атеистическая религия элитарна. Ее мертвые боги не отвечают на молитвы, но требуют служения. Для этого служения и существует замкнутая каста жрецов. Ритуалы, которые они совершают, не предназначены ни для участия, ни даже для взгляда профанов.

Некоторые жрецы полагают истинными учеными только служителей. Магов-инженеров, которые приспосабливают открытые знания к решению практических задач, они презрительно отказываются считать равными себе – прикладник не настоящий ученый, в отличие от теоретиков и экспериментаторов.


Если смотреть на религию через призму ритуала, мифа и символа, все начинает выглядеть совершенно иначе.

Для начала, избавляешься от необходимости выделять «настоящее» христианство. История религии превращается в историю рождения и эволюции символов. Это особенно полезно, уже хотя бы потому, что в рамках христианства свободно уживаются по меньшей мере три принципиально разных мировоззрения – «иудейское», языческое и дуалистическое. Все они пользуются одними и теми же символами и ритуалами, хотя по-разному их интерпретируют.

Исчезает искусственное различение между ересями и ортодоксиями. Для исследователя религий Свидетели Иеговы или мормоны – ничуть не меньшие христиане, чем православные или лютеране. Их символическая система, при всей своей экзотичности, строится вокруг того же самого Креста и Евангелия.

Исчезает даже разница между организованными церквями и индивидуальными «духовностями», когда человек сам создает для себя систему символов, модифицируя уже существующую. До тех пор, пока он активно использует ее в своей жизни, он остается христианином, даже если ни одна церковь не признает его своим прихожанином.

Некоторые христианские течения вполне могут заимствовать символы из других систем, но все равно оставаться христианскими. Были, например, алхимические трактаты, авторы которых писали, что Христос, благодатью преображающий природу человека – истинный философский камень, дарующий богатство и бессмертие.

На первый взгляд, авторы этих трактатов могли показаться еретиками и язычниками – и несомненно, инквизиции они такими и казались. Но мы видим, что все они оставались глубоко верующими христианами, и от своей религии не отступали ни на шаг.

Среди современных христиан все больше людей не верит в вечный рай и ад, и все больше разделяет восточные концепции кармы и перерождения. Но для нас и это не делает их язычниками или «неправильными» христианами, потому что основа их религии остается той же самой.

Тут есть простой способ проверки. Можно ли выбросить из системы заимствованные символы – и если можно, что останется в конце?


Но верно и обратное. Исследователь отчетливо видит, что иногда религия может выглядеть христианской и использовать христианские символы, но основа ее – совершенно другая.

Антропософия Штайнера родилась, когда ее автор, не поладив с теософами, переделал их систему под христианские понятия. Но в своей основе она так и осталась оккультизмом с восточным колоритом.

Церковь Объединения Сан Мён Муна провозгласила своего основателя воплощением Бога Отца, но это не христианство. Это типичное языческое движение, в котором огромную роль играют экстатические откровения.

Также и харизматы. Они отпочковались от протестантизма, но их символ, миф и ритуал строится не вокруг Креста и Евангелия, а вокруг все того же экстатического мистического опыта и оккультной веры в «силу мысли». Поэтому так похожи они с нью-эйджерами, использующими ту же основу, только без маскировки под христианство.

Но для исследователя и это не значит, что перед ним «неправильная» религия. Общественная опасность мунитов и харизматов не в том, что они «отступили от истинного учения», а совсем в другом. Церковь Объединения – агрессивная коммерческая организация, беспощадно эксплуатирующая своих адептов и полностью ломающая им психику. Харизматические пасторы собирают деньги и славу, погружая людей в неконтролируемый психоз и одурманивая несбыточными обещаниями.


Секта не противоположна «настоящей» религии. Она может возникнуть вокруг чего угодно, использовать любую идею или символ. В рамках любой религии существует великое множество сект и культов. Одни из них безобидны и мало чем отличаются от кружков по интересам. Другие – по сути, преступные группировки с идеологической накачкой.

Но это уже работа не для исследователя религий, а для специалистов совершенно иного профиля.

ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРИСТИАНСТВА
Tags: религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Сам ты Макумба!

    Всем макумба, дамы и господа. Нет, я не послал вас на языке суахили. Макумба – явление удивительное и в своём роде уникальное. Это общее…

  • Минутка воспоминаний: осознай это

    Этот пост был опубликован 4 года назад.

  • Колдующее средневековье

    Есть такое интересное словечко – мнемоистория. История, которую помнят. Эпоха или культура – но не такая, какой она была на самом деле, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments