Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О необходимых праздниках

По случаю прошедшего Дня Победы хотелось бы поговорить о еще одном случае, когда злободневная тема становится поводом вспомнить о том, что актуально всегда.


Каждый раз при приближении очередного девятого мая в интернете и прессе появляются статьи двух видов. Их пишут люди диаметрально противоположных взглядов, которые в обычное время друг с другом и рядом бы не сели. Авторы приводят совершенно разные аргументы, но при этом делают совершенно одинаковые выводы.

Первый вид статей можно назвать условно-либеральным. Их авторы стоят на мысли, что СССР был кошмарной империей зла, ничем не лучшей, чем гитлеровская Германия, и что победа была одержана вопреки усилиям советского командования, исключительно ценой жизни миллионов простых людей.

Победа для них – величайшая трагедия, и праздновать ее, пусть даже со слезами на глазах – кощунство по отношению к тем, кого страшные сатанинские коммуняки гнали на убой.

Особенное негодование у них, конечно, вызывает «Бессмертный полк». По их мнению, это проявление характерного для советской власти культа мертвых.

Второй вид статей можно назвать трагически-патриотическим. Их авторы восклицают, что для нашей страны позор праздновать День Победы, когда эти деньги можно было бы раздать оставшимся в живых ветеранам. Они убеждены, что те, кто не воевал, не пережил на своей шкуре ужасов войны и не совершил ни одного подвига, не имеют права праздновать. Это не их Победа.

«Бессмертный полк» и для них тоже недопустимое кощунство. Те, кто ходит по улицам с портретами героев, по мнению трагических патриотов, примазываются к их славе, паразитируют на их подвиге.

Одни говорят «эта победа не имеет отношения к вам». Другие – «вы не имеете отношения к этой Победе». Но и те, и другие настаивают, что праздник следует отменить, а шествие запретить.


Собственно, уже одного того, что некое явление вызывает такую разнонаправленную, но одинаковую ненависть у представителей разных идеологических лагерей, должно хватить, чтобы понять: в этом явлении точно есть что-то настоящее, наполненное реальной силой.

Давайте вспомним, что такое религия. Это система символов, которые позволяют ритуально соединить нашу повседневную жизнь с чем-то бОльшим, недоступным непосредственному опыту. С помощью символов и ритуалов религии мы делаемся активными соучастниками настоящего мира. Она дает нам возможность подняться над уровнем выживания и получения удовольствий.

Так вот, с этой точки зрения День Победы – несомненно, религиозный праздник, а «Бессмертный полк» – религиозный ритуал. Или, если хотите, таинство. Он соединяет участников с их историей, с той реальностью, в которой возможны и нечеловеческие ужасы войны, и сверхчеловеческие подвиги героев.

Беря в руки плакат с портретом героя, человек не «примазывается» к его славе, а причащается ей. Подтверждает себе и миру, что он не чужд этому подвигу – он принял память о нем из рук предков и продолжает нести дальше, потомкам.

Образ героя перестает быть просто фотографией военнослужащего. Он делается окном в другой мир, способом прикоснуться к силе и истине.


Таинство – это соучастие, совместное действие людей и мира, лежащего по ту сторону видимого. Если та сторона не принимает участия, таинство вырождается в простое повторение условных действий. В нем не будет силы.

Против бессильных и бесполезных обрядов, как правило, и протестуют вполголоса, лениво. Или просто молча уклоняются от их исполнения, как это часто было в позднем СССР.

Те, кто пишет характерные истерические статьи каждую весну, вряд ли это осознают. Но они это ощущают. Глядя на торжества и шествия, они чувствуют ту силу, ту реальность, с которой эти ритуалы призваны соединять людей. И эта реальность их пугает.

Она ведь и в самом деле опасна. Она вполне может выдернуть из привычной жизни и послать умирать ради блага грядущих поколений. Или ею могут воспользоваться, чтобы подменить благо тех самых поколений своим собственным сиюминутным благом.

Таковы издержки всего реального. Что действенно, то и опасно. Что приносит пользу, то уязвимо и для злоупотреблений.

Затем уже за работу берется разум. Он находит рациональные объяснения иррациональному страху – в соответствии с мировоззрением, которое исповедует автор. И эти объяснения выплескиваются на бумагу.

Соглашаться с ними или нет – решать вам.
Tags: реплика в сторону
Subscribe

  • Экономика Вэнса, или Красная магия

    Традиционная для множества игр система магии работает очень похоже на деньги. У тебя есть «счёт» – мана под любым названием. Ты можешь тратить…

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments

  • Экономика Вэнса, или Красная магия

    Традиционная для множества игр система магии работает очень похоже на деньги. У тебя есть «счёт» – мана под любым названием. Ты можешь тратить…

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…