Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Материализация Врага, или Как создавали магию

Среди юнговских архетипов есть Тень. Это собрание всего в человеке, что ему самому в себе не нравится. Моя Тень – все мои недостатки в превосходной степени.

Особенность Тени в том, что она – простите за повторение – не нравится своему обладателю. Поэтому он часто проецирует ее вовне. Приписывает совокупность всех своих грехов кому-то другому. Этот другой, реальный или нет, становится Врагом – образцом и компиляцией всего того, чем я быть не хочу.

Но другая особенность Тени в том, что она влечет к себе. Невозможно отрицать часть самого себя. Сколько ни дави ее в себе, она будет возвращаться все более сильной. С ней можно справиться только одним способом: признать, принять и поставить на пользу всего целого.

И потому довольно часто созданный образ Врага воплощается в жизнь. Находятся люди, которые начинают осознанно ему следовать – потому, что идут против системы, стремятся именно к тому, что их общество осуждает и отвергает.


Для христианства и материалистического атеизма общим Врагом стала «магия». Ей приписывали все то, чего религия и наука не желали признавать своей частью. Все «темное», «дикое», «иррациональное», «архаичное» и, конечно, «бесовское».

И тем самым христианство и атеизм совместными усилиями создавали магию именно такой, какой хотели ее видеть. Те, кто открыто называл себя магом и говорил, что практикует магию, просто вынуждены были делать то, что считалось магией в их время и в их культуре. Иначе никто (включая их самих) просто не поверил бы в то, что они действительно маги.

Первые христиане, у которых еще не было ни храмов, ни священников, ни икон, и даже крестик на шее они еще не носили, сурово клеймили языческие суеверия: почитание священных изображений, амулеты и талисманы, кровавые жертвы и особенно оргиастические культы.

Правда, потом пришлось частично отыграть назад. Священные изображения и амулеты появились у самих христиан, и богословы немало потрудились, чтобы обосновать, почему икона – ни в коем случае не идол, и ее почитание не является поклонением.

Но дело было сделано, и те, кто в эпоху раннего господства церкви решал обратиться к магии, должен был призывать языческих богов и изготавливать амулеты с их символами и именами. Ну а если их собиралась целая секта, то они вполне могли практиковать и ритуальные оргии – ведь священники в храмах говорили им, что именно так можно привлечь темные силы.

В эпоху Возрождения считалось, что маг – это тот, кто не обращается в молитве к единому Богу, а взывает к демонам. И маги Возрождения активно взывали к этим демонам (богам, ангелам, планетам, элементалям). Они только доказывали, что их демоны вовсе не враждебны Богу и не являются последователями сатаны, а поставлены Творцом как часть естественного порядка вещей.


Особенно показательная история произошла в Европе во времена Реформации. Протестанты были твердо настроены очистить церковь от магии, которую туда внесли проклятые паписты. Торжественные обряды, в которых, по всеобщей вере, участвует Дух Святой. Пышные одеяния и звучные титулы священнослужителей. Развитая символика и иконография изображений, которыми украшены храмы. Мертвая, но звучная латынь священных текстов и ритуальных формул. Все это, по мнению творцов Реформации, не имело отношения к истинному богопочитанию, а было магией и только магией.

Кстати, хотя обычно эту эпоху связывают именно с протестантизмом, католическая Реформация была не менее заметной, и римская церковь тоже вышла из нее обновленной.

Самое главное изменение, самая заметная реформа – религия перестала связываться с властью и силой. Отныне считалось, что главное в религии – вера, находящаяся в сердце и направляющая поступки. Обращаться к Богу с молитвой о чуде – признак нетвердости в вере и эгоизма. Бог управляет миром, как Сам пожелает, и лучше человека знает, что ему на самом деле нужно.

Именно в это время богословы всех западных конфессий в один голос заявили, что суть христианства лучше всего выражает Молитва Господня, известная у нас как «Отче наш», а конкретно – одна строчка из нее: «Да будет воля Твоя».

А теперь посмотрите на европейскую церемониальную магию, которая возникла примерно в то же время, хотя окончательно оформилась только в конце 19 века. Вы увидите там буквально все, что было отвергнуто Реформацией: и сложные обряды, и долгие молитвы на непонятных языках, и пышные одеяния, и символические предметы. И, не в последнюю очередь, стремление к власти и силе. Кто-то из магов этого направления горделиво заявил, что все люди делятся на два сорта: те, кто говорит Богу «да будет воля Твоя, Отче», и те, кому сам Бог говорит «да будет воля твоя, сын мой».

По-моему, не случайно, что оккультизм в этой своей форме появился и достиг расцвета в протестантской Германии, реформатской Англии и раздираемой религиозными противоречиями Франции, а не в католических странах вроде Испании или Италии.


Наука* и ее рационализм внесли свой вклад в создание магии. Ранние антропологи и этнографы не сходились между собой ни в определении, ни в описаниях магии, но соглашались, что в любом случае это что-то чуждое разумному европейцу. Магия – то, чем занимаются дикари, необразованные крестьяне, умственно недостаточные люди и прочие отбросы человечества. Европа прошла эту стадию века и тысячелетия назад, еще до прихода христианства.

*Здесь и далее «наукой» я называю специфическую идеологию рационалистического атеизма, которую поддерживает и распространяет академическое научное сообщество.

В результате те, кто тянулся к магии, обратились к традиционным верованиям и обрядам. В первую очередь, конечно, популярными стали индийские и китайские системы, как наиболее развитые и в то же время широко известные. Но и европейское язычество, и культы туземцев Африки, Америки и Океании тоже получили свою долю внимания.

Христианство под влиянием идеологии Просвещения тоже старалось рационализироваться. Веру в чудеса начали высмеивать. Отныне считалось, что Бог творил чудеса в далеком прошлом, а теперь в них уже нет необходимости, и вселенная живет по законам, установленным раз и навсегда.

Даже в православии – наиболее архаичной ветви христианства – вера в чудодейственные свойства святынь служит источником дохода и потому поддерживается иерархами, но в то же время наиболее образованные священники осуждают ее и называют... правильно, магизмом, который не имеет отношения к истинному богопочитанию. Их позиция не стала (и вряд ли станет) господствующей в церкви, но если это все же произойдет, магов, действующих именем христианских святых, станет еще больше, чем есть сейчас.


В двадцатом веке все стало еще интереснее. Поскольку наука не признает своей религиозной сущности, то и ее «Другой» не имеет права называться магией. Поэтому его обычно называют паранаукой.

Только в этой смутной области ученые не стесняются исследовать запретные темы. В первую очередь – то, как и где нарушаются незыблемые столпы научной идеологии. Отделение экспериментатора от эксперимента, постоянство законов природы, сохранение энергии и все в этом духе. «Традиционные» ученые пытаются не замечать этих фактов, но, как всегда бывает с Тенью, то, что отрицаешь, возвращается обратно еще более сильным.

Паранаука возникла совсем недавно. Еще в шестидесятых годах прошлого столетия эти темы обсуждали и исследовали авторитеты и корифеи науки из наук – фундаментальной физики. Но с тех пор физика прошла свою Реформацию, и их стали считать иррациональными и непристойными. Это не настоящая наука, а псевдонаучное шаманство.

Что из этого выйдет – посмотрим. Вполне возможно, что на наших глазах постепенно появляется нечто, способное стать действительно альтернативной наукой.
Tags: мировой порядок, научные парадоксы, психология, религиозные штудии
Subscribe

  • Кстати, о птичках

    Сегодня у меня будет полный оффтоп. Ну то есть вообще никакого отношения к моим обычным темам. Если что, я вас честно предупредил. Мы будем говорить…

  • Кому я нужен

    Уже не первый месяц я посматриваю статистику поисковых запросов, по которым приходят сюда, в этот журнал. Самые частые – те, кто ищет,…

  • Благоприятные прогнозы

    Что-то я вот подумал... Меня в последнее время радостные пророчества пугают куда больше, чем зловещие. Нет, сценарии апокалипсиса меня тревожат, и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Кстати, о птичках

    Сегодня у меня будет полный оффтоп. Ну то есть вообще никакого отношения к моим обычным темам. Если что, я вас честно предупредил. Мы будем говорить…

  • Кому я нужен

    Уже не первый месяц я посматриваю статистику поисковых запросов, по которым приходят сюда, в этот журнал. Самые частые – те, кто ищет,…

  • Благоприятные прогнозы

    Что-то я вот подумал... Меня в последнее время радостные пророчества пугают куда больше, чем зловещие. Нет, сценарии апокалипсиса меня тревожат, и…