Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О научной фантастике и будущем

Мне недавно пришла в голову мысль, вроде бы очевидная, но как-то раньше я не обращал на это внимания.


Что первым делом бросается в глаза, когда читаешь научную фантастику прошлых лет, повествующую о нашем настоящем или будущем? От Уэллса и Жюля Верна до Ефремова, Стругацких и менее известных советских авторов. Что больше всего царапает, создает ощущение неправдоподобия?

На мой взгляд, это сочетание футуризма и архаики. На страницах этих книг мы почти не видим технологий, вещей, идей, которые окружают нас в реальности. Но зато видим то, чего в нашей жизни еще нет – и вряд ли появится – и одновременно то, чего в ней уже нет, причем довольно давно.

Вот, например, повесть Исая Давыдова «Я вернусь через тысячу лет». До сих пор помню, как зачитывался ею в детстве, в восьмидесятых годах, а сама книга еще старше.

Действие там происходит никак не раньше двадцать второго века. Земляне перемещаются на биолетах, управляемых мысленными командами, планомерно колонизируют единственную найденную экзопланету, отправляя каждый год новый корабль «в один конец». Главный герой еще школьником разрабатывает средства записи воспоминаний, способные сохранить и воспроизвести не только картинку, но и ощущения.

И при этом в ходу кассетные магнитофоны, виниловые пластинки, а герой сравнивает свою жизнь с кинопленкой. Даже сама книга разделена не на части и главы, а на ленты и кадры.


Если брать фантастику более известную – к «Звездным войнам» тоже есть нарекания того же плана.

Вот самое заметное. В далекой галактике, судя по всему, успешно решили проблему искусственного интеллекта. Его модули достаточно массовы и дешевы, чтобы оснащенные ими дроиды были повсюду.

Причем способны они на многое. Дроиды – полноценные личности, они могут испытывать эмоции, формировать привязанности, принимать решения.

Но все, для чего используют эту удивительную технологию – создание металлических рабов. Собственного ИИ нет ни у автомобилей, ни у звездолетов, ни в апартаментах высших чинов Республики и Империи, ни даже в архивах. То есть там, куда в нашей с вами реальности его пытаются поместить активнее всего, потому что там от него будет больше всего пользы.

Умные дома, машины с автопилотом, системы диагностики сложных устройств... все это уже практически наша реальность, но в те времена, когда Лукас только снимал будущий Четвертый эпизод, никто и представить себе такого не мог.


Так вот. Я полагаю, что лучше всего переносит время, и потому останется популярной еще очень долго, фантастика совершенно особого склада.

Такая, как «Дюна» Фрэнка Герберта. Или «Вархаммер 40000». То есть фантастика, в которой сочетание футуризма и архаики встроено изначально – и железно обосновано авторами.

Тогда оно не будет резать глаз и вызывать чувство неправдоподобия, а наоборот, поможет погрузиться в атмосферу совершенно чужого, хотя и близкого нам мироощущения.
Tags: массовая культура, реплика в сторону
Subscribe

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Судьба автора

    Как известно любому автору, книгу невозможно контролировать. Ты мог писать её в надежде передать ясное и недвусмысленное послание, что-то такое, что…

  • Минутка воспоминаний: Автор, который испугался

    Этот пост был опубликован 5 лет назад.

  • Вдогонку Льюису

     Цитата из «Английской литературы 16 века» Льюиса навела меня на некоторые мысли по поводу волшебства в историях. Льюис верно подметил,…