Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Нехорошие подтексты фильмов о супергероях

Сегодня жертвой моего вольного перевода станет статья 6 Disturbing Messages You Never Noticed In Marvel Movies. Перевод получился весьма сокращенным, поскольку я далеко не во всем согласен с автором статьи.

Фильмы о супергероях – мифы нашего времени. Но мифы традиционных религий рассказывают нам на разные лады одну и ту же великую историю: о том, как человек становится Богом, а Бог – человеком. Современники видят мир совершенно иначе. И в мифах нашего времени раз за разом обнаруживаются темные идеи, которые, будь они высказаны явно, ни один разумный человек не одобрил бы.


Никто не любит бюрократию. Никому не по душе раздувшиеся, как утопленник, процедуры, от которых больше вреда, чем пользы. Но все же нужно признать, что в нашей с вами реальности государство полезно. Оно поддерживает закон, а закон, как мы уже знаем, в первую очередь предназначен защищать слабых от сильных.

В супергеройских фильмах это не так. Там вполне может оказаться, например, что правительство уже много десятилетий пляшет под дудку злодейской «Гидры», проникшей в государственные структуры на всех уровнях.

Но даже если правительства и организации действительно хотят только добра, всякий раз оказывается, что они выполняют в сюжете только одну роль: мешают главным героям спасать мир. Они опять-таки ограничивают произвол сильных, вот только сильные тут всегда правы.

Представьте, что в реальном мире миллиардер, разработавший оружие массового уничтожения, заявляет, что ему плевать на намерения правительства любой страны. Он будет применять свое оружие лично – где захочет, как захочет и сколько захочет. Все остальные могут либо положиться на его чувство справедливости, либо просто утереться и молчать в тряпочку, поскольку его изобретение опаснее и эффективнее всего, что есть в распоряжении государства.

Когда то же самое заявил Тони Старк, зрители ему аплодировали.


В чем различие между героем и супергероем – или, например, злодеем и суперзлодеем? Нет, не в том, что у одного из них есть суперспособности. В девяностых годах хватало боевиков, где протагонисты и их противники были и сильны, и быстры, и практически пуленепробиваемы, хотя считались самыми обычными людьми.

Разница в том, что супергерой – не человек, а бренд. У него есть логотип. У него есть цветовая схема. У него иногда есть даже корпорация-спонсор, как у Тони Старка или Брюса Уэйна. За злодеями корпорация стоит еще чаще.

А теперь вспомним, что государства и правительства неэффективны. Все проблемы всегда разруливают только супергерои – и создают по большей части тоже они. Мы получаем мир, в котором истинная власть принадлежит корпорациям и их владельцам.

Это полнейшая антиутопия, если ее представить в явном виде. Но когда ее представляют «Марвел» и DC, она внезапно становится привлекательной для зрителей.


В мире супергероев злоупотреблять властью и богатством нормально.

Все герои, у которых есть то или другое, обязательно это делают, и зрителям это нравится. Брюс Уэйн нелегально тратит деньги собственной компании на свои ночные похождения, вместо того чтобы вполне легально направлять их на решение реальных проблем Готэма.

В фильмах это еще заметнее. Уэйн-старший самым большим своим достижением считал постройку железной дороги в городе. Его сын заявил о себе, взорвав ее.

Никто – ни в самих фильмах, ни за их пределами – не осуждает героев за это. Но есть кое-кто, кого все же осуждают. Те, кто обнаружил злоупотребление и попытался его прекратить. Или хотя бы раскрыть обществу.

Так, конечно, бывает и в реальной жизни. Эдвард Сноуден раскрыл людям глаза на нелегальную слежку, которую устраивает ЦРУ. Сноуден все еще в бегах, а ЦРУ не подумало даже извиниться, не говоря уже о том, чтобы отказаться от своей практики.

Но в мире супергероев все сноудены – обязательно отрицательные персонажи.

В «Темном рыцаре» один из сотрудников компании Уэйна раскрывает секрет тайной жизни хозяина корпорации... и пытается шантажировать его этим.

В «Докторе Стрэндже» Древняя использует темную магию, чтобы противоестественно продлять свою жизнь. Единственный из ее учеников, который не может с этим смириться – Карл Мордо – становится злодеем.

В «Железном человеке 2» Джастин Хаммер и его друзья в Конгрессе пытаются противостоять вседозволенности Старка. Они оказываются злодеями, мечтающими устроить переворот в стране, а конгрессмен, союзник Хаммера – еще и агентом «Гидры».

И это свойство не только «Марвела». DC ничуть не лучше. Лекс Лютор и Харви Дент Двуликий в самых разных адаптациях становятся на темную сторону, потому что их достала безнаказанность супергероев и коррумпированность полиции, которая не может и не хочет их останавливать.

Такое становится возможным только благодаря богу из машины – сценаристам. Они старательно проектируют сюжеты так, чтобы герои были там всегда правы, а у тех, кто им противостоит, обязательно оказывалась негодяйская мотивация.

В реальности же, как мы все понимаем, героем скорее стоит назвать как раз того, кто выходит на борьбу с безнаказанностью и злоупотреблениями. Того, кто призывает к равной ответственности всех перед законом и обществом.


В мире супергероев нормально – и даже хорошо – еще кое-что. Быть самоуверенным, хвастливым, языкатым засранцем.

Тони Старк – великолепный пример тому. Он то отказывается от идеи создавать оружие, то помогает организации «Щ.И.Т.» делать боевые машины. То взрывает свои костюмы Железного Человека, то снова делает их сотнями. То заявляет, что герои должны отвечать за свои поступки, то делает что-нибудь настолько безответственное, что диву даешься.

Но в любом случае он остается собой. Его космических размеров эго, его готовность унижать и оскорблять окружающих и другие милые качества никуда не деваются.

Еще более показательный пример – доктор Стивен Стрендж. В начале своей сюжетной линии он – гениальный хирург, чье самомнение еще больше, чем его талант. Он плюет на правила, потому что он великолепен и всегда добивается успеха.

После аварии, кратковременной депрессии и знакомства с чародеями он попадает в Камар-Тадж... и становится гениальным чародеем с огромным самомнением, который по-прежнему плюет на правила.

Он находит артефакт, способный управлять временем. Его предупреждают, что злоупотребление такой силой способно вызвать катастрофические последствия. Он, естественно, пропускает это мимо ушей и продолжает напропалую использовать артефакт.

В любом нормальном сюжете это непременно обернулось бы против него и создало проблему, которую ему пришлось бы решать, одновременно получив хороший урок. В сюжете фильма злоупотребление Глазом Агамотто становится способом всех спасти и победить злодея.

Это верно, он был готов пожертвовать собой. Как и Тони Старк в «Мстителях». Как и Тор в своем первом фильме. Опять-таки, по законам повествования готовность пожертвовать собой обычно знаменует некую глубинную перемену в персонаже – и если он все же выжил, то обычно в дальнейшем его поведение должно измениться.

Но только не здесь. Ни Старк, ни Тор, ни доктор Стрендж нисколько не меняются после своего самопожертвования. Они ничего не поняли, ничего не переосмыслили, не стали другими и ничему не научились.

А ведь Тора специально лишили сил и сослали на Землю, чтобы он научился там смирению, милосердию и самоконтролю. Только после этого он смог бы получить свой молот обратно. Но самопожертвования каким-то образом оказалось достаточно.


До сих пор мы мало говорили о фильме «Первый мститель: противостояние». Казалось бы, в нем как раз речь идет о том, что герои должны отвечать за свои действия перед законом и обществом.

Но на самом деле этот фильм делает все только хуже. Вместо того, чтобы показать, что эта ответственность – дело неизбежное и правильное, он показывает нам, что это открытый вопрос. Два одинаково харизматичных героя сталкиваются лбами по этому поводу. Причем капитан Роджерс – самый, наверное, благородный и высокоморальный из марвеловских персонажей – оказывается на стороне вседозволенности «суперов».

А ведь с точки зрения закона Мстители однозначно должны отправиться по совокупности заслуг в длительное заключение. По своим методам и принципам они практически террористы. Они плюют на все и любые законы в стремлении спасти мир и сделать всем лучше.

Сценаристы могли бы сделать так, чтобы герои легко отделались. Представьте себе: Мстители сдаются, дают показания о своих подвигах, предстают перед судом, выслушивают приговор, после чего получают, скажем, условные сроки, поскольку они все-таки спасли мир.


И в завершение. В 2004 году вышел полнометражный кукольный мультфильм «Отряд Америка: всемирная полиция». За восемь лет до «Мстителей» и за четыре года до первого «Железного человека».

Он удивительно похож на «Мстителей» по своей эстетике и идеологии. Команда героев летает по всему миру на крутом самолете. Спасает мир от террористов, взрывая и расстреливая все и вся и не интересуясь желаниями спасаемых. Диктует свою волю правительствам других стран. Отдыхает на крутой высокотехнологичной базе.

Вот только «Отряд Америка» создавали те же люди, что и известный всем «Южный парк», и это чернейшая комедия.

То, что воспринималось как злая карикатурная пародия, через десять лет было преподнесено аудитории уже вполне всерьез. И аудитория пришла в восторг.

И это печально.
Tags: массовая культура, перевод, психология
Subscribe

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • О переводах и переводчиках

    Ну вот и всё. Спустя много лет издательство «Азбука» решило закончить то, что не закончило «Эксмо», и снова издаёт…

  • Герой на массе

    Когда Энтони Старр получил предложение попробоваться на роль Хоумлендера в «Пацанах», он сильно сомневался, что потянет эту роль.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • О переводах и переводчиках

    Ну вот и всё. Спустя много лет издательство «Азбука» решило закончить то, что не закончило «Эксмо», и снова издаёт…

  • Герой на массе

    Когда Энтони Старр получил предложение попробоваться на роль Хоумлендера в «Пацанах», он сильно сомневался, что потянет эту роль.…