Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Энергетический детектив, часть 3: энергия и магия

Это продолжение цикла «Энергетический детектив». Мое расследование продолжается, и здесь – оперативная сводка обнаруженной информации.

Если вы не читали предыдущих двух частей, настоятельно советую это сделать. Там я объясняю, почему, вопреки обыкновению, вообще использую слово «энергия» в эзотерическом смысле вместо физического, и что, собственно, подразумеваю под этим словом.


Я сам, как и многие другие обитатели постсоветского мира, познакомился с магическими материями через экстрасенсорику. Это, насколько я могу судить, специфически наша, отечественная особенность. Она заметно отличается и от традиционной магии, и от западной парапсихологии, и от модной в последние десятилетия концепции «силы ума».

Отличается она тем, что воспринимает любую магию как управление энергией. Здесь считается, что у человека есть некий запас энергии, при помощи которой он может манипулировать окружающим миром. Те, кто достаточно продвинут, могут направлять ее просто усилием воли. Другим приходится использовать внешний антураж: ритуалы, заклинания и прочие фокусы. Все они нужны, чтобы набрать побольше энергии, зарядить ее намерением и послать в цель.

Это представление многие годы казалось мне самоочевидным. Многим, насколько мне известно, оно кажется самоочевидным и сейчас.

И потому тем большим сюрпризом стало для меня то, что его не разделяет буквально никто из тех, чьими стараниями у нас вообще есть представление об энергии.


Тут нужно кое-что объяснить. Когда изучаешь восточные эзотерические учения, нужно всегда учитывать, насколько сильно они изменились под европейским влиянием.

Йога, которую преподают у нас в центрах и школах, не имеет никакого отношения к восьмиступенной йоге Патанджали, служившей для освобождения от сансары. Ее разработали в 19 веке по образцу модных тогда среди англичан физкультурных комплексов. В самой Европе в то же самое время появились гимнастика Мюллера, гимнастика Самсона, изометрический комплекс и многие другие. Йога стала тем же самым, только в индийском антураже и с прикрученной к ней «духовностью».

Китайцы (и в меньшей степени японцы) тоже изрядно европеизировали свои учения. Нынешние изводы даосизма, цигун, внутренней алхимии больше напоминают западное фэнтези, чем своих классических предков. Например, Ци в них фактически стало синонимом маны, причем не в полинезийском смысле, а в игровом: энергия, которая расходуется на сотворение заклинаний и применение боевых техник.

Поэтому не удивляйтесь, если у какого-нибудь китайского мастера вы прочитаете что-то, резко противоречащее тому, что услышите от меня в этой статье. Особенно если этот конкретный мастер успешно практикует на Западе и издает книги для западной аудитории.


Начнем мы с Полинезии. Это родина понятия «мана», так что логично посмотреть поближе, каковы отношения между маной и магией.

Оказывается, они прямо противоположны тем, что можно было ожидать. От того, сколько у тебя маны, не зависит мощь твоих заклинаний. Скорее уж наоборот – нужны мощные заклинания, чтобы привлечь сильную ману. На колдовство мана не расходуется.

Вообще, когда этнографы обнаруживают, что у какого-то народа есть вера в безличную магическую силу, оказывается, что на энергию экстрасенсов она не слишком-то похожа.

Она, для начала, не такая уж безличная: она присуща духам и демонам, а сама по себе не существует.

Затем, она не служит топливом для магии. Наоборот, это магические ритуалы служат для того, чтобы привлечь ее. И не меньшее количество ритуалов отгоняет нежелательную силу.

В этих религиях для повседневной жизни человеку требуется небольшой, но постоянный уровень потустороннего присутствия. Будет меньше – жизнь начнет иссыхать, а удача иссякнет. Будет больше – жизнь станет некомфортной в окружении духов.

Напомню, что энергия в больших количествах вызывает «передозировку» – судороги, галлюцинации и помрачение рассудка. То, что такие страдальцы иногда могут прорицать будущее и исцелять болезни, не обязательно служит достаточной компенсацией.


В Индии есть сразу два понятия – тапас и прана. Внутренний жар и жизненная сила.

Оба играют важную роль в богословии. Боги, как считается, рождены тапасом. Прана, сгущаясь, превращается в материю и энергию. В общем, тапас – то, чем сотворен мир, прана – то, из чего он сотворен.

Но это теория. А что же на практике?

На практике оказывается, что успешному колдуну не нужно ни то, ни другое. Индийские маги применяют те же ритуалы и заклинания, что и все прочие. Правильно совершенный обряд властен даже над богами – Веды утверждают это однозначно.

Пранаяма (управление праной) – четвертая из восьми ступеней классической йоги, подготовительная к основной части – достижению полной концентрации. Концентрация и считается у йогов источником чудотворной силы. Прана опять-таки на это не расходуется.

Кстати, прана – лишь один из пяти «ветров» человеческого тела. Еще есть вьяна, удана, апана и самана. Их баланс – главная задача традиционной индийской медицины. Вот там применяются и дыхательные упражнения, и диета, и многое другое.


Китай. Тут, как мы все знаем, есть Ци. Одна из основ даосизма. На представлении о видах и свойствах ци основано у даосов все. Медицина (цигун), воинские искусства (внутренние стили), даже архитектура и ландшафтный дизайн (фэн-шуй).

Но не магия. Даосские маги не собирают ци, не заряжают его намерением и не направляют в цель. Они заклинают духов традиционными ритуальными способами.

Причем одно из значений слова «ци» – дух, или призрак. То есть и здесь ци – это не ресурс, с помощью которого маг властвует над миром, а то, над чем маг властвует при помощи своей магии.

Казалось бы, ци в даосизме так же текуче и переменчиво, как энергия в физике. Все его формы могут переходить друг в друга. Теоретически, ничто не мешает при помощи ци, накопленного дыхательными упражнениями, влиять на тех же самых духов.

Но на практике это, по всей видимости, не выходит. Поэтому даосы сделали одно интересное разграничение. Ци может быть прежденебесным и посленебесным. Понять, что имеется в виду под этими словами, довольно трудно (да и сами эти слова – приблизительный перевод с китайского). Но примерно так: посленебесное ци – все движения, принадлежащие этому миру, миру людей. Прежденебесное ци – все, что принадлежит Иной Стороне, миру духов.

Так вот, цигун и прочие методы помогают взрастить и гармонизировать только посленебесное ци. Это делает человека сильнее, помогает излечиться от болезней, обрести и сохранить до старости бодрость тела и ясность ума. Но ничем не поможет против духов.

У человека есть и собственное прежденебесное ци, унаследованное от родителей. Но с ним при помощи упражнений ничего не поделаешь.

Переводя все это на более понятный нам язык, получаем простую фразу: работа с энергией не делает человека магически сильнее. Все ее применения – в видимом мире и повседневной жизни.

Впрочем, была и традиционная даосская школа, которая пропагандировала кун-фу и цигун, как «внутреннюю алхимию», путь к бессмертию. Она связана с монастырями горы Удан, не менее славными центрами боевых искусств, чем известный Шаолинь. Но она – только одна из многих, и сами китайцы долгое время полагали такой подход неклассическим и не вполне правильным.


Наконец, Япония. Ее национальная религия синто сама по себе весьма магически ориентирована. Японцы веками верили в самую разнообразную нечисть и стремились от нее защититься.

Многие, например, любовались изящно выгнутыми японскими мостиками. Но и это тоже магическая мера: духи могут ходить только по прямой и не в состоянии пересечь текущую воду, и изогнутый мост через канал становится для них непреодолимой преградой.

У китайцев японцы унаследовали понятие Ки – тот же иероглиф «ци», только другое чтение. И точно так же он значит и внутреннюю силу, и духа, в том числе злого.

Есть и искусства управления Ки. Киай – дыхательные упражнения и боевые крики, позволяющие увеличить силу удара. Знаменитое «кия!» – отличительный знак каратэ – как раз и есть слегка искаженное «киай».

Переставив иероглифы, получаем «айки». Единство тела и духа – идеологическая основа боевого искусства айки-дзюцу и динамической медитации айкидо, которую тоже иногда по недомыслию называют боевым искусством.

Но и киай, и айки снова имеют отношение только к воинам. Против потусторонних опасностей японцы предпочитали применять все ту же традиционную магию.

Причем для нее у них была собственная теория и собственное основное понятие. Котодама – буквально переводится «душа слов», но используется также в значении «магия слов», «волшебные слова», «заклинание».

Тут я не в силах удержаться от аналогии. Японская «душа слов» по смыслу сильно напоминает древнеегипетскую «активную душу» – Хека. Та тоже проявлялась через слова и служила основой магического искусства.


Предварительные выводы из всего найденного получаются такими.

В традиционных верованиях и практиках обычно проводят разницу между энергией, присущей самому человеку, и энергией, существующей в окружающем мире.

Первой можно управлять, но пригодна она в основном для влияния на себя и других людей. Вторая действует на человека сама, а при помощи магии можно ей в этом помочь или помешать.

Магия при этом не использует в качестве «топлива» ни ту энергию, ни другую. Ее сила совершенно в другом и имеет какое-то отношение к словам, то есть к уму и восприятию.

Таким образом, утверждения экстрасенсов, чтобы они стали верными, придется буквально перевернуть с ног на голову.

Магия – искусство власти над миром при помощи управления внутренней энергией? Нет. Магия – искусство влияния на внешнюю энергию при помощи ритуалов.

Экстрасенс использует ритуалы и заклинания, чтобы лучше накопить и сфокусировать энергию? Нет. Экстрасенс использует свою внутреннюю энергию как способ совершения ритуала. Он создает из нее форму ритуала, как церемониальный маг делает это при помощи мела и благовоний. Но действие совершает не она.


Продолжение, возможно, следует...
Tags: метафизика, религиозные штудии, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…