Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Расписание волшебной школы

Для начала – вкратце напомню, как родилось понятие магии.

В европейском мышлении слово «религия» обозначало господствующую христианскую конфессию – вначале католицизм, затем протестантизм. Все остальное считалось «религией», если было похоже на образец.

В эпоху Просвещения к «религии» добавилась «наука», под которой разумели главным образом физику и химию. Опять-таки, все остальное считалось «наукой», если было достаточно похожим на них.

Постепенно «религия» и «наука» выстраивали для себя все более и более строгие нормы – точнее, европейская культура формировала представление, какими должны быть «правильные» отношения между человеком и Богом, и какие методы и практики допустимы в научном поиске.

Все, что было отвергнуто теми и другими, сбрасывалось в общую серую зону. Там царили свои понятия, носившие уничижительный характер: язычество, суеверие, идолопоклонство, оккультизм, эзотерика, иррациональные верования, лже- и псевдонаука, и, конечно же, магия.

Уже поэтому понятно, что никакой «магии вообще» – определения, под которое попадало бы все, что когда-либо называлось этим словом – просто не может быть.

Какие-то общие темы действительно всплывают в серой зоне чаще других – например, активное использование аналогий, метафор и ассоциаций. Но это скорее особенности нашего мышления и восприятия – мы так устроены, что видим мир и взаимодействуем с ним именно таким способом. А потому и прозрения, и заблуждения наших предков чаще всего выражаются этим своеобразным языком.

Поэтому стоит помнить одно простое правило. «Магические», на первый взгляд, методы, вроде ритуалов, заклинаний и жертвоприношений, могут использоваться для достижения совершенно не магических целей, и наоборот. Важен смысл, а не язык, на котором его выражают.


Сегодня мы будем говорить именно о смыслах. Не о методах, которые используются для «магии», а о том, для чего эти методы, собственно, используются. О тех дисциплинах, которые скрываются под общим ярлыком магического.

Мне удалось выделить четыре.

1) Внушение и самовнушение: управление своим и чужим психическим состоянием.
2) Формирование событий: притяжение удачных вариантов будущего и защита от неудачных.
3) Гадание и прорицание: разговор с миром при помощи внешних и внутренних символов.
4) Сверхъестественное и паранормальное: работа с хаотическими прорывами в упорядоченном мире.

Вы, думаю, уже догадались, что текст, который начинается с такого перечня, будет существенно длиннее обычного. Так что переходите под кат на свой страх и риск.


Внушение и самовнушение – та часть «магии», которую наука, вначале отвергнув, постепенно решила снова поглотить и переварить. За это, конечно, стоит сказать спасибо Месмеру, который наглядно показал, насколько могущественным может быть внушение, и насколько далеко оно может увести человека от привычной повседневной нормы.

При помощи внушения мы можем перейти в любое состояние тела и психики, к которому в принципе способны. Внушением можно излечить почти от любой болезни, если она вызвана не внешней причиной (вроде раны или инфекции), а внутренним расстройством организма.

Правда, иногда для этого требуются весьма радикальные меры. Известны, например, случаи, когда у пациентов с обострением психических заболеваний напрочь проходили такие, вроде бы неизлечимые, состояния, как гипертония или астма. А у некого пациента с синдромом множественной личности основная персона страдала от диабета, а некоторые из альтернативных – нет.

Опыт «священных ран» – стигматов – показывает, что изменением психического состояния можно даже создавать на теле реальные повреждения, а затем за очень короткое время заставлять их исчезнуть без следа.

Однако не стоит думать, будто каждый гипнотизер умеет это делать. Мы настолько мало знаем о внушении и самовнушении, что большая часть его феноменов остается полной загадкой. Никому неизвестно, как вызывать их намеренно и целенаправленно – и возможно ли это вообще.

Чтобы что-то внушить другому, придется вначале привести его в состояние, когда его собственная воля ослаблена, но восприятие осталось в неприкосновенности. Таких состояний вообще-то много, поэтому и способов внушения тоже много. Одни погружают пациента в подобие сна, другие отвлекают его внимание и обращаются к подсознанию, третьи ломают его болью и лишениями.

По понятным причинам второй вид внушения в наше время – самый популярный. Вся реклама и пропаганда активно его используют. Сопротивляться ему проще, чем третьему, но сложнее, чем первому. Приходится всегда держать ум включенным и анализировать все, что слышишь.

Внушать себе самому, естественно, сложнее, поскольку приходится обходить свои же фильтры сомнения. Мы слабее ощущаем собственные прикосновения (нельзя, например, себя пощекотать), и точно так же меньше верим собственным словам.

Для этого обычно используют разные актерские методы: действуй и говори так, как будто ты в это веришь, и постепенно начнешь действительно в это верить. Fake it till you make it*, как говорят англичане.

* Притворяйся, что ты это делаешь, пока в самом деле не сделаешь (анг.)

Пелевинский Затворник сам для себя составлял древние легенды, афоризмы и предания. Тоже неплохой способ. Возвращаясь через некоторое время к тексту, который сам же написал, читаешь его уже как чужой – но вот на подсознание он ложится намного легче, потому что на самом-то деле он свой.

А где внушение – там и телепатия.

Насколько мне известно из показаний очевидцев и экспериментов исследователей, внушать на расстоянии действительно можно. Но все остальные условия успешного внушения при этом остаются в силе. В особенности – особое состояние «жертвы» и взаимная настройка «жертвы» и внушающего.

Поэтому обычно внушение на расстоянии и демонстрировали на сомнамбулах – лунатиках, людях, у которых воля настолько слабо связана с восприятием, что часто отваливается от него самопроизвольно. Сомнамбулу, особенно если это женщина, очень легко так настроить на гипнотизера, что она будет буквально слышать его мысли и повиноваться его воле, даже если он и не рядом.

Более поздние опыты, как правило, использовали обычных добровольцев, и результаты, естественно, были не такими впечатляющими.


Формирование событий – уже по-настоящему «магическая» область. Однако спецэффектов в ней ждать не стоит. Даже если вы добиваетесь успеха, он выглядит как случайность, совпадение или просто результат естественного хода истории.

Если все предельно упростить, то эта магия кажется почти банальной. Вы выбираете тот путь, который приведет вас к цели, и активно ожидаете результата.

Вся сложность в том, как, собственно, определить нужный путь.

Язык науки не подходит для описания таких вещей, поскольку наука имеет дело с предсказуемыми, закономерными событиями, а все остальное сбрасывает под общий ярлык случайности. Нам же нужно разбираться в сортах этой самой случайности.

Это проще всего сделать, пользуясь языком мифологии – представляя их в виде личностей, обладающих характером и волей. И да, множественное число тут неизбежно. Даже в строго монотеистическом христианстве есть три воли, управляющие событиями. Бог требует одного, дьявол – другого, а плоть, то есть материя (не злая сама по себе, хоть и склонная поддаваться искушениям), стремится к своему.

Дальше в игру вступают аналогии и ассоциации. В развитой мифологии всегда можно найти деяние божества, которому удастся уподобить нужное нам событие. Это легко заметить по православным молитвам. О выздоровлении, о путешествующих, о семье и браке – для всего в Библии есть священные образцы и образы.

Если мифология не так развита, придется импровизировать и самому искать, какая воля и каким образом движет мир в том направлении, которое вам по пути.

Когда направление найдено, его нужно выбрать. Невозможно описать более простыми словами, что такое выбор. Каждый и так должен по себе знать это действие. Особенно те, кто состоит в браке: мужа или жену обычно выбирают всерьез и надолго, и это решение всегда заряжено силой. Вот примерно так же нужно выбирать и здесь.

Наконец, остается активное ожидание. Оно называется активным, потому что вы ждете, не как пассажир ждет троллейбуса на остановке, а как армия – приказа к выдвижению. Все уже готово. Все, что вы могли сделать, вы сделали. Вы не знаете, когда наступит день «Д», но, когда он наступит, он не застанет вас врасплох.

Естественно, эта техника не гарантирует непременного успеха. Но сильно повышает его вероятность. А главное – при правильном исполнении она еще и избавляет от неприятного чувства при провале. Он не будет ощущаться как провал. Наоборот, вы будете знать, что сила, на которую вы положились, все сделала самым лучшим образом. Просто ваше представление о наилучшем исходе оказалось не вполне верным.


Гадания и прорицания – в некотором роде противоположность магии. Там вы хотели повлиять на то, что могли изменить – здесь хотите узнать то, что изменить не сможете.

Да, я в курсе, что некоторые пытаются узнать будущее, чтобы в случае чего успеть увернуться от него. Но тут нужно не гадание, а прогноз. Проанализировать обстановку, понять тенденции, проследить, куда они ведут, убедиться, что результат устраивает. Если не устраивает – подумать, что нужно сделать, чтобы его переломить. Работа полезная, даже необходимая, но это работа ума. Она требует знаний и навыков.

А гадатели и прорицатели занимаются как раз тем, что неизбежно. Тем, что уже в каком-то смысле случилось, хотя мы можем еще не знать об этом.

Мне доводилось разговаривать с людьми, у которых бывали спонтанные приступы ясновидения. Еще больше таких свидетельств я читал. И все они сходились в одном: увиденное предотвратить невозможно. Если попытаешься, то окажется, что твои действия как раз и стали причиной этого варианта будущего.

Один из моих собеседников описывал это так. В автобусе внезапно понимаешь, что вот-вот случайно столкнешься с очень неприятным тебе человеком. Времени мало, нужно действовать быстро. Выскакиваешь из автобуса на остановке, бежишь к другому автобусу, запрыгиваешь в него в последний момент – и сталкиваешься там именно с тем человеком, о котором тебе говорило предчувствие. Твое желание избежать увиденного было частью ситуации, необходимой, чтобы это будущее осуществилось.

Тут речь даже не о фатализме или всеобщем предопределении. Скорее, о том, что для каждого из нас есть вещи, от нас не зависящие – своего рода декорации той пьесы, которую мы непрестанно разыгрываем. Их и можно узнать заранее.

Гадания используют внешние символы. Руны, карты Таро, гексаграммы И-цзин – упорядоченные системы. Приметы, полет птиц, форма трещин на панцире черепахи – неупорядоченные.

Прорицание использует внутренние символы подсознания. Приходят ли они во сне или наяву – все равно мир говорит с нами языком образов, в котором почти никакая вещь не обозначает буквально то, чем выглядит.

Но и те, и другие все равно требуют навыка интерпретации. Ему невозможно научить – он почти полностью интуитивен – но можно со временем научиться. Символы фактически служат оболочкой для собственного бессловесного предвидения, позволяют понять его и изложить словами.

А потому для успешного гадания или прорицания нужно особое состояние, к которому способны не все, и не для всех оно полезно. Нужно уметь полностью «отпустить» себя, отказаться от всякого сознательного контроля и просто увидеть и принять мир таким, какой он есть.

Фактически, любое гадание – от рун и карт до астрологии и кофейной гущи – дает ответ только на один вопрос: какие именно силы сейчас управляют событиями, и как это положение может измениться в будущем? Спрашивая что-нибудь вроде «получу ли я повышение по службе», редко можно услышать внятный ответ.

Но есть разновидность гаданий, которые, в отличие от остальных, оперируют словами, а не символами. Они обычно связаны с верой в духов. Спиритизм, автоматическое письмо, библиомантия, гадальная доска – все они стоят на том, что воля, к которой вы обращаетесь, дает словесный ответ.

Правда, за все нужно платить. За понятность результатов, например – тем, что они очень часто бывают ошибочными. Спиритам 19 века в этом приходилось убеждаться на множестве болезненных опытов.

Эти методы невероятно уязвимы для сознательных или подсознательных манипуляций. Задавая вопрос «духам», вы рискуете получить ответ, который будет отражением ваших же собственных желаний, надежд или страхов.

Один мой знакомый библиомант страховался от этой опасности так. Его просто просили наугад раскрыть книгу, не говоря, какой именно вопрос интересует. Он это делал, а затем сообщал, какую книгу использовал и что ему выпало. Иногда, конечно, выпадали совершенно случайные отрывки, которые ничего не говорили «клиенту». Иногда результат требовал не меньшей интерпретации, чем расклад карт. Но порой фраза оказывалась буквальным ответом на заданный вопрос.


Наконец, то, что для многих и служит определением «настоящей» магии – паранормальное. То, чего не может быть, но оно есть. Прорывы хаоса в упорядоченном мире, когда с неба падают лягушки, люди проходят сквозь стены, а огонь может возгореться на пустом месте. НЛО, полтергейсты и прочее, привлекающее к себе разнообразных энтузиастов, фанатиков и скептиков.

Самое удивительное во всем этом – что оно как раз не имеет отношения к магическому искусству. Наоборот, если вдуматься, множество приемов народной магии специально предназначены, чтобы защититься от таких «ужасов», не допустить их к себе.

Если представить магию на современный лад – как использование некого ресурса, условно говоря, «маны» – то внушение и самовнушение «работают» на природном запасе этой маны, который есть у каждого конкретного человека. Формирование событий и гадание используют естественный магический фон – волшебство, уже присутствующее в мире, упорядоченное формами и символами, прирученное и ограниченное, а потому хотя и слабое, но зато относительно безопасное.

Паранормальные же явления – сила, у которой нет имени, потому что это разовый прорыв, а не постоянно действующий вид случайности. В мифах они предстают в виде неуправляемых стихийных духов – разрушителей и трикстеров. Это прикосновение Иной Стороны, где все волшебство полностью свободно и необузданно.

Поэтому искать встречи с ними небезопасно. Исследователи паранормального часто замечают, что в их собственной жизни постепенно начинаются странные и неприятные совпадения, иногда происходит и совсем уж необъяснимая чертовщина, а физическое и психическое здоровье сильно страдает. Сила, к которой они прикоснулись, наполняет их мир, и ее больше, чем нужно для нормального существования.

Тем не менее, способы такие есть. Обычно они весьма радикальны. Ищущие встречи с силой выходят за рамки всех ограничений. Они доводят себя до грани смерти голодом и бдением, отшельничают в пустынях и лесах, на время или даже навсегда сходят с ума, намеренно отправляются в места, где прорывы уже случались. Они сознательно рискуют жизнью – и многие в результате с ней расстаются.

А те, кому повезло (или, наоборот, не повезло) повстречаться с дикой магией, могут все же попробовать использовать ее с толком. Там, где действуют паранормальные силы, все применения магии становятся на порядки эффективнее. Видения открывают тайны прошлого и будущего. Заклинаниями удается вызвать события, которые сами собой никогда не происходят. Призванные духи являются так основательно, что их иногда даже видно. Сознание и тело переходят в такие состояния, которые смело можно назвать запредельными – и то, что они в этих состояниях могут, тоже иногда запредельно.

Главное – при всем этом сохранить жизнь и рассудок и суметь вернуться обратно.
Tags: метафизика, психология
Subscribe

  • А у нас спокон веков...

    Споры по нашумевшему делу навели меня на мысль, что, возможно, следовало бы напомнить моим уважаемым читателям ещё об одной истине, такой простой и…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • А у нас спокон веков...

    Споры по нашумевшему делу навели меня на мысль, что, возможно, следовало бы напомнить моим уважаемым читателям ещё об одной истине, такой простой и…

  • Теория заговора. Русского народного

    В наше время фольклористы продолжают странствовать по русским деревням, собирая остатки народных традиций. В том числе, разумеется, магических. Сами…

  • Командир сказал «суслик», и никаких хорьков!

    Ещё в статье о минимальной магической теории я писал, что, если говорить о практике, то магия – это то, что люди считают магией. Практически…