Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Рациональная магия, часть 5: апологеты волшебства

Религиовед Ваутер Ханеграаф сказал однажды: «Западный эзотеризм – это магия, которая научилась выживать в секуляризованном мире».

Образованные маги Ренессанса жили в эпоху господства христианства. Им приходилось постоянно убеждать церковь, что они не слуги дьявола. К счастью, инквизиторы тоже были образованными людьми, открытыми новому знанию, и обычно убеждение удавалось.

Современный оккультист живет в эпоху господства науки. Ему больше не нужно бояться инквизиции, но его задача ничуть не проще. Он должен примирить свою магию с научной картиной мира.

Невозможно верить в силу планет, когда астрономы изучают химический состав Юпитера. Невозможно приписывать могущество знакам и символам, когда лингвисты постигли относительность и условность языка.


Главное оружие оккультизма – вера в магическую реальность.

Волшебник больше не может одним словом остановить солнце или превратить человека в волка. Видимый мир подчиняется физике и ее технологиям. Его законы не оставляют места для зрелищных чудес.

Но зато заклинания мага обретают жизнь и плоть в невидимом потустороннем мире. Эта магическая реальность находится здесь и сейчас – но одновременно где-то там. Она пронизывает наш мир и управляет в нем всеми событиями.

Все, что происходит на той стороне, обязательно отражается здесь – и наоборот. Опутай незримой веревкой ноги врага, и он начнет спотыкаться на ровном месте. Ненависть или зависть, невидимая для простых людей, в магическом мире обернется черным огнем, способным кого-то сжечь.

Потусторонний мир многослоен. Чем выше поднимаешься, тем дальше уходишь от привычного мира. Магия высших слоев сильнее, но в то же время тоньше и незаметнее.

Волшебный мир живет по иным законам. Там не властна ни физика, ни логика. Только интуиция, воображение и особые навыки позволяют выжить и преуспеть в этом царстве магии.

Это отличная модель: красивая, логичная, стройная. Она позволяет сделать главное – показать, как магия может быть одновременно действенной и невидимой.

Но тут в дело вступает скептик. Он окидывает внимательным взглядом представшую ему картину мира и сразу задает ключевой вопрос. «Что такое эта ваша магическая реальность? Откуда она берется? Чем отличается от мира духов, в который верят шаманы? А если ничем, то и вы тоже не отличаетесь от иррационального колдуна древних веков?».

Скептику даже необязательно быть реальным. Оппоненты магов прошлых веков ходили с ними по одним улицам. Оппонент современного мага часто живет с ним в одной голове. Невозможно быть образованным человеком и не получить основных навыков скептицизма.


Первое, что нужно сделать для преодоления скептицизма – выбрать правильный словарь. Если говоришь языком мифа, трудно убедить тех, кто считает мифы сказками. Значит, придется воспользоваться словарем науки.

Таких словарей много, потому что много разных наук. Но есть две, которые больше всего связаны с могуществом и тайной – физика и психология.

Так открываются два пути для апологетов волшебства. Методическое руководство «Новые религиозные движения» называет их позитивизацией и психологизацией. Это движение из привычного мира либо наружу, либо внутрь.

Физика изучает поведение материи. Но кто сказал, что физика знает все виды материи? Приборы состоят из грубого вещества, они не смогут измерить эфирные течения. За пределами физического мира простираются тонкие планы, созданные из иной материи и живущие по своим правилам.

В другом варианте физика способна понять только то, что происходит в трехмерном мире. Магия же становится физикой высших измерений.

Позитивный оккультизм механичен. То, что происходит в магической реальности, так же надежно, закономерно и предсказуемо, как и любая другая технология.

Советская экстрасенсорика пошла как раз этим путем. Ее биополя и энергетические потоки незримы для профанов и неуловимы для приборов. Зато они более чем реальны в «энергетическом мире», который могут воспринимать одни только экстрасенсы.

Мне доводилось читать десятки историй о похождениях магов в энергетической реальности. Одни сражались там с демонами. Другие создавали матрицы, поля и кольца. Третьи смотрели особым взглядом на обычный мир, и им открывалась тайная сущность вещей и отношений.

Здесь стирается грань между художественной литературой и «нон-фикшн». Рассказы какого-нибудь астролетчика ничем не отличаются от повестей Лукьяненко об Иных и Сумраке, но автор честно считает их документальными.


Путь внутрь намного хитрее. Он честно признает, что все волшебные измерения – в голове у мага. Но разве это значит, что они ненастоящие?

Психологизация оккультизма помещает магический мир в бессознательное. Погружаясь туда, мы встречаемся с богами и демонами, и все они – олицетворения наших надежд и страхов. Сражаясь с чудовищами, мы побеждаем себя. Беседуя с Богом – находим внутреннюю силу и мудрость.

Это было бы всего лишь новой версией психологии, если бы не важное дополнение – вера в силу мысли.

Мысль творит реальность. Сознание – источник магии. Все, что происходит внутри, отражается во внешнем мире. Преграды и болезни наяву – проекция страхов и тайных желаний. Чем активнее работаешь с собой, тем сильнее изменится твоя жизнь.

Психика неоднородна. Разные люди обживают разные этажи своего личного измерения. Одни направляют всю свою энергию на поиск наслаждений и живут одним днем. Другие стремятся побеждать и доминировать, и ради этого готовы терпеть боль и усталость. Третьи настолько погружены в свои мысли, что почти не замечают ничего вокруг.

Многослойность магического мира и здесь тоже получается легко и естественно.


Когда два пути приводят к похожим результатам, всегда возникает желание их объединить. Некоторые оккультисты поступают именно так. Они объявляют, что мир тонких энергий и есть внутренний мир ума.

Это представление настолько популярно, что вы легко найдете его везде в интернете. Сотни авторов без тени сомнения пишут, что тонкие планы состоят из энергий сознания.

Однако эти две современные мифологии и поодиночке страдают от противоречий и несоответствий. Вместе же они напоминают даже не коня и трепетную лань, а скорее лебедя, рака и щуку. Оккультизм, в который их попытались запрячь, никуда не едет.


Эзотерика еще с 19 века начала пользоваться восточной премудростью. В ней часто встречаются индийские слова и понятия: карма, майя, сансара, и, конечно же, чакры.

В Индии чакры – места в теле, где нужно концентрировать внимание. В них представляют образы богов. Через них стремятся пропустить пробужденную силу Кундалини. С их помощью пытаются получить магические силы.

Индийская тантра, как и европейская церемониальная магия, стоит на сложнейшей системе ассоциаций и символов. Цвета, буквы, стихии, божества и их мантры – все связано и сопоставлено друг другу. Чакры тоже включены в эту систему.

Для психологической версии оккультизма чакры – проекция ума на тело. Каждая из них соответствует области, куда человек может направить свою психическую энергию. Первая – выживание, вторая – сексуальность и жизненность, третья – активность и доминирование, и так далее.

Энергетическая версия полагает, что чакры – важнейшие органы тонкого тела. Их «излучение» складывается в общее «поле», которое еще называют энергетическим коконом.

Теософская модель – что-то промежуточное. В ней семь чакр соответствуют слоям тонкого мира. Каждая – главный центр соответствующего тонкого тела.

Стоит попытаться их объединить, как немедленно начинаются трудности.

Я уже писал об одном таком несоответствии в статье «Астральная неразбериха». Четвертая чакра в психологической модели отвечает за эмоции, сострадание и взаимопонимание. Но в теософской модели она принадлежит менталу – области отстраненного ума, абстрактного мышления и идей.

Другие несоответствия касаются уже практики.

Большинство энергетических техник начинается с концентрации энергии в чакрах. Считается, что это открывает и пробуждает их. Больше всего «энергеты» любят вторую и третью чакры.

По психологической модели, от активности чакр зависит характер и поведение. Если пробудить и усилить вторую чакру, это должно сделать вас более чувственным и спонтанным – хотя бы на время ритуала. Третья чакра принесет активность, напористость и агрессию.

Такого никогда не происходит. Ощущения от собранной энергии всегда одни и те же – плотный теплый шар в нужном месте. Как говорила одна моя знакомая, «Е она и есть Е».

Если же мы решили использовать собранную энергию, чтобы на кого-то повлиять – разные модели заставляют нас поступать по-разному.

В одних школах достаточно направить энергию в нужную чакру. Пробудившись, чакра заставит своего хозяина измениться. В другой – энергию придется предварительно зарядить намерением. Зато после этого уже не нужно прицеливаться: достаточно, чтобы посыл влился в энергетическое поле «жертвы».

Есть и другие варианты. Три модели, переплетаясь, создают множество версий, которые не могут быть одновременно истинными.


Оккультист мог бы избежать этих трудностей. Но чтобы это сделать, ему пришлось бы отказаться от той самой цели, ради которой и существуют все его теории.

Не стоит пытаться угодить скептику, даже собственному внутреннему. Магия старше физики и психологии. Магия шире их. Все науки, изучающие реальный мир, когда-то были частью магии, и потому невозможно втиснуть целое в любую из частей.

Поэтому на вопрос скептика честный оккультист должен был бы ответить так:

«Моя магическая реальность действительно похожа на мир духов, в который верят колдуны и шаманы, потому что это он и есть. Я избавился от заблуждений, и больше не приписываю магии того, что она не в силах сделать. Но моя вера в нее осталась неизменной».

Так не получится поддержать репутацию человека рационального и современного. Зато получится сохранить верность своим убеждениям.

Чему лучше отдать предпочтение – вопрос выбора.
Tags: метафизика, простые истины, психология, рациональная магия, энциклопедия заблуждений
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments