Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Светлая, Темная где сторона?

Я, как и многие другие, смотрю и люблю «Звездные войны». И, как многим другим, мне нравится метафизика и философия этой вселенной.

Лукас и остальные намеренно не стали прорабатывать ее слишком глубоко, как, например, в Вархаммере. Фактически, они дали нам только три основных понятия. Есть Сила, есть Темная сторона, и есть баланс Силы.

Чтобы познать могущество Силы, нужно добиться внутреннего покоя и безмятежности духа. Чтобы получить силу Темной Стороны, нужно искать ее в своих страстях. Баланс Силы, чем бы он ни был – это хорошо.

Этим, в общем, и ограничивается все, что сказано прямым текстом. Остальное отдано на откуп фанатам – не только рядовым поклонникам, но и тем писателям, режиссерам и сценаристам, которым повезло сделать свои фантазии частью канона.

Ничего удивительного, что под общим названием «философии Силы» скрываются самые разные взгляды на соотношение Силы, Темной стороны и баланса.


Сила изначально пребывает в покое, безмятежности и равновесии. Следуя путем Силы, нужно сделать себя таким же, как она.

Страдания и смерть создают колебания в Силе, нарушают ее баланс. Тот, кто ищет могущества в этих колебаниях, получает то, что искал, но в конце концов неминуемо разрушает сам себя, потому что неравновесие Силы губительно для любой жизни.


Создавая учение джедаев, Лукас вдохновлялся даосизмом и буддизмом. В обеих этих религиях любят метафору «страсти затуманивают чистое зеркало восприятия». Избавившись от страстей, истребив ложную самость, человек видит мир таким, каков он есть: текучим, изменчивым, непостоянным, в котором ни одна вещь не реальна по-настоящему, а потому и не заслуживает привязанности. Особенно ты сам.

Джедаи ближе к даосам, чем к буддистам, поскольку китайцы считают реальным только сам этот великий поток перемен, где вещи – лишь мимолетные водовороты. Мудрец становится един с потоком, и так обретает бессмертие. Буддизм же считает, что перемены – источник страданий, и мудрец должен стремиться «выйти из игры», обретя подлинную невысказанную реальность.


Сила едина и не делится на Светлую и Темную стороны. Путь Света и путь Тьмы – просто два разных способа подключаться к Силе и черпать ее могущество. На пути Тьмы точно так же можно обрести совершенство, свободу и истинный баланс. Но Тьма требует от тебя не отказываться от своей природы, а принять ее, и потому ее путь естественнее.

Вот здесь уже сильно влияние буддизма в его варианте Ваджраяны. Именно там родился замечательный образ «стража учения» – демона, вставшего на путь служения буддизму. Он по-прежнему остается демоном – жестоким, деятельным и разрушительным. Но теперь его силы направлены на то, чтобы охранять и поддерживать учение Благородных Истин.

Буддизм – религия психологическая. Все его боги и демоны существуют лишь в восприятии адепта (впрочем, как и окружающий мир, и прежде всего сам адепт). Демон – олицетворение страсти. А значит, чудотворец, обративший демона и сделавший его защитником веры – это адепт, сумевший не уничтожить в себе страсти, а победить их и направить в нужное русло.

Стоя в центре урагана страстей, можно отстраниться от них и пользоваться их силой, не подпадая под ее власть. Именно так описывается первый урок Темной стороны в одной из новеллизаций.

В идеале этот путь ведет к «отшельничеству на площади» – активной мирской деятельности, которая в то же время является аскезой и ведет к освобождению. Буддисты Ваджраяны считают, что добиться этой цели сложнее, чем медитировать в уединении, но зато и почетнее.


Светлая и Темная сторона – две крайности, одинаково далекие от равновесия. Покой и страсть, добро и зло сражаются между собой от начала времен. Сила поддерживает и тех, и других, потому что ее баланс – в вечной борьбе противоположностей. Но есть и истинный баланс – поняв коварство Силы, мудрец выходит из борьбы, обретая свободу и внутренний мир.

Эта позиция особенно популярна в наши дни. Идея «встать выше противоборства Добра и Зла» звучит очень привлекательно для многих.

Однако на деле всякий раз оказывается, что прав был Тимур Кибиров, сказавший:

По ту сторону зла и добра
Нету нового, Фриц, ни хера,
Кроме точно такого же зла
При отсутствии полном добра.


И действительно, стоит спросить «а в чем заключается твоя свобода?», как адепт «потусторонности» обычно скажет что-то вроде «Я не связан рамками морали и запретов и могу творить добро или зло, как сам захочу».

Но это и есть идеология зла в чистом виде: «делай, что хочешь» в противоположность «делай, что должно». Это не «аскеза Тьмы» – осознанное преступление запретов ради разрушения барьеров сознания – и не овладение своими страстями, а банальная вседозволенность.


Сила по своей природе так же беспощадна и аморальна, как и порожденный ею мир, в котором живые существа пожирают друг друга, чтобы выжить. Следуя естественному потоку Силы, зову своей природы, можно прийти только к этой Тьме – мраку джунглей.

Путь Света состоит в том, чтобы этот Свет непрестанно создавать. Преодолевая свою природу, усмиряя страсти, распространяя идеалы сотрудничества, взаимного уважения и справедливости, ты ведешь Силу к новому балансу.


Это, на мой взгляд, самая интересная теория. Она соглашается с тем, что путь Тьмы естественен, и продолжает мысль дальше: поэтому естество нужно преодолеть, чтобы создать нечто более совершенное. Свет – не возвращение к изначальной чистоте, а шаг вперед, к чистоте новой.

Естественный человек живет в единстве с природой и непрестанно сражается, чтобы выжить. Люди создали цивилизацию – искусственное пространство, отгораживающее человека от природы и дающее возможность перейти от выживания к полноценной жизни.

Такова эволюция: каждая ее ступень рождается из отрицания прежней. То, что было естественным, должно умереть, чтобы естественным стало другое. Но в природе обычно бывает так: прежние привычки становятся неестественными, и начинается приспособление к новому равновесию. Человек способен поступить иначе. Мы сознательно поступаем вопреки порядку вещей, и тем самым распространяем вокруг себя новый порядок.


Доводилось ли вам видеть другие варианты?
Tags: массовая культура, психология, реплика в сторону
Subscribe

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Сдвиг границ

    Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок. Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Сдвиг границ

    Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок. Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной…