Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Главный герой христианства, часть 1: священная история

Как вы думаете: какой образ, какой символ можно считать важнейшим и центральным для христианства*?

*Под христианством я, как всегда, подразумеваю в первую очередь ортодоксально-кафолические конфессии. К остальным все сказанное относится в меньшей степени.

На уровне учения вроде бы все понятно. На то оно и называется христианством, что во главе угла там Христос. И символом христианства уже не первое тысячелетие служит крест.

Богословы тоже много говорят о Христе. Да и храмовый культ строится вокруг главного таинства церкви – причастия. Причащаясь Христу, человек входит в Церковь – Тело Христово. Таково сердце христианской веры: спасение возможно только через единство во Христе, обретаемое через участие в таинствах и личную праведность.

Но христианство, как и любая другая религия, огромно и сложно. Его учение не ограничивается богословием, а культ – храмовыми богослужениями. И если отойти подальше и посмотреть на всю картину в целом, начинают обнаруживаться удивительные вещи.


Как говорил Лосев, миф – это в словах выраженная чудесная история личности. Или, другими словами, развернутое магическое имя. Мифы о божестве складываются в образ этого божества.

Но кроме мифов о богах, бывает еще чудесная история самого мира: его рождения, становления и завершения. Он обрисовывает сцену, на которой действуют невидимые божественные силы.

У индийцев, например, это миф о вечных циклах Брахмы. У скандинавов история мира начинается предвечной бездной и заканчивается последней битвой, после которой мир погибнет в огне и возродится заново.

Так вот, у христианства такой миф есть тоже. Обычно его называют священной историей. Пришествие Христа в нем – центральное событие, кульминация. Но кульминация – еще не вся история.

Давайте посмотрим, с чего все начинается.

С сотворения мира? Нет, это начало книги Бытия. Христианский же миф повествует, что еще до сотворения земли Бог создал ангелов. И один из них восстал против Него.

Ангелы, по учению богословов, живут в другом времени, поэтому не могут делать выбор ежесекундно, как люди. Они выбрали, повиноваться Богу или пойти с отступником, в то мгновение, когда были созданы.

Эту теорию придумали, чтобы объяснить, почему демоны могли пасть, но не могут покаяться. Вряд ли ее авторы осознавали, какие выводы из нее следуют.

Рождение сатаны – первое событие творения, начало всей истории вселенной. Даже знаменитое «Да будет свет» было произнесено позже. Шестоднев – это обустройство мира, в котором уже есть дьявол. Вдумайтесь в это.

Жизнь первого человека и его жены в райском саду – можно сказать, предыстория человечества и всей земли. Время там шло иначе, смерти и страданий еще не было. А потом женщину искусил змей. Люди выпали из-под власти того закона, что царил в Эдеме, и оказались в новом мире, где все по-другому.

Для иудеев змей – это просто змей. Только христиане увидели в нем дьявола, и тем самым окончательно задали тон своего мифа. Своим первым поступком в новом мире сатана дал начало человеческой истории – той самой, кульминацией которой стало пришествие Христа.

Невозможно понять центральное событие, если не знать начала. Не обращаясь к истории сатаны, не получится объяснить, ни зачем приходил Христос, ни почему его называют Спасителем.

Теперь перенесемся на эпохи вперед, к концу священной истории, и посмотрим, какое именно событие ознаменует этот самый конец.

Думаю, вы уже поняли: это заключение сатаны в огненное озеро. Как только он будет окончательно вынесен за скобки происходящего – время остановится, история закончится, люди обретут истинную праведность и бессмертие. Творение наконец-то станет таким, каким Творец его задумал.

История мира – история сатаны.

Христианское учение провозгласило сатану повелителем зла. Но их же собственная священная история подняла его куда выше. Он стал фактически олицетворением мира, каким мы его знаем, противостоящим тому, как его хочет видеть Бог.

С одной стороны – застывшее совершенное полотно, где нет никакого изменения, только вечное счастье. С другой – вселенная в непрерывном движении; картина, которая сама пишет себя слезами и кровью, радостью и страданием, любовью и ненавистью. Мир, в котором нет ничего постоянного, потому что все обречено измениться, умереть и стать почвой, на которой вырастет что-то новое.


По всем канонам драматического искусства перед нами – напряженная эпическая трагедия, герой которой сражается с необоримой силой, даже зная, что ему суждено проиграть и погибнуть.

Дело осложняется лишь тем, что протагонист считается злодеем, а слушатели должны быть на стороне его противника. Но слишком уж хорошо получился миф, он поневоле вызывает в нас сопереживание своему герою.

К тому же и тот идеал, который в этом мифе сатана предлагает людям – идеал непостоянства, вечного поиска, вечной неутолимой страсти, свободы следовать своим желаниям – многим еретически (или романтически) настроенным людям казался не таким уж злом.

Сатана – враг Бога, и это несомненно, говорили они. Но кто сказал, что он также враждебен Его творению? Наоборот, он хочет преобразовать мир по собственным представлениям, и заботится о нем, как сам считает нужным. Искушая людей, он пытается переманить их на свою сторону, искренне предлагая им то, чего они больше всего хотят. И даже если им суждена гибель, что может быть лучше, чем погибнуть, сражаясь за свои идеалы?

Эти рассуждения, конечно, уже не имеют никакого отношения к христианской вере. Но порождены они христианской священной историей.


Так чему удивляться, что в западном мире всегда был популярен образ романтического дьявола?

Tags: мифология, религиозные штудии
Subscribe

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…