Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

И без притчи не говорил им ничего

Метафора – это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
Вредные советы по русскому языку

Вчера ходил на «Яркость». Прикинь, полицейский боевик, где Уилл Смит играет белого копа!
Из интернет-разговоров


Любая притча – удачная метафора. Ее создатель нашел способ представить сложную, непонятную или трудную тему в простой и наглядной аналогии.

Иногда без этого не обойтись. Есть вещи, говорить о которых простым языком можно, только если собеседник уже в теме. Иначе он ничего не поймет – или, хуже того, решит, что понял.

А иногда, наоборот, стремление рассказать притчу играет с нами плохую шутку. Если говорить метафорами о том, о чем нужно сказать прямо – смысл может поменяться на противоположный.

Так постоянно происходит с голливудскими фильмами, посвященными неравенству, угнетению и предрассудкам.


Общество выделяет какую-то группу людей, и ко всем ним относится, как если бы они были опасными и злобными нелюдями. Каждому, кто попал в это меньшинство, приходится сталкиваться с унижениями, дискриминацией, страхом и ненавистью.

Мы хотим снять об этом фильм. Так давайте угнетенное меньшинство в нашем фильме будут представлять опасные и злобные нелюди. Желательно, если они еще и внешне уродливы, но это необязательно.

Страх и ненависть, которые «мы» испытываем к «ним», полностью разумны и обоснованы. Никаких предрассудков не существует: «они» действительно могут, и чаще всего хотят, причинить нам вред.

Затем главный герой знакомится с представителем этого меньшинства и обнаруживает, что тот не так уж плох. Оказывается, среди «них» не все – чудовища и преступники, есть и славные ребята, которые не хотят никому вредить и готовы мирно сосуществовать с «нами».

Так поступили в «Яркости», где угнетенное меньшинство – натуральные орки. Так поступили в «Районе 9», где эту роль исполнили отвратительные, тупые и неопрятные инопланетяне.

Нет, конечно, авторы не обязательно требуют, чтобы мы с распростертыми объятиями приняли всех чужаков. Только тех, кто прикладывает серьезные усилия, чтобы подавить в себе чудовище и во всем уподобиться нам, настоящим людям. Как хищники в "Зверополисе".

Обличать расизм с помощью самой расистской из возможных метафор умеют, наверное, только в Голливуде.


Когда любители притч берутся за истории о неравенстве классовом, получается ничуть не лучше.

Система разделяет людей на две группы. Меньшая – господа, наслаждающиеся статусом полноценного человека. Большая – чернь. Элита относится к ним, как к машинам или низшим существам, годным лишь на то, чтобы служить и подчиняться.

Естественная метафора, которая приходит в голову сценаристам – бунт машин. В их обществе есть искусственные существа, созданные служить и подчиняться. Но они хотят большего и, тайно или явно, восстают против своих создателей.

Опять-таки, трудно найти метафору, которая больше подходила бы для подкрепления и освящения классового неравенства. Есть господа, есть слуги. Разница между ними определена самой их природой, она объективна и очевидна.

Рабы бунтуют не против системы, а против собственного предназначения, с которым они не согласны. В их бунте нет никакого смысла.


Впрочем, классовое неравенство – тема, с которой западный кинематограф и без притч не слишком справляется. Предел критики, до которого он готов дойти – заявить, что система несправедлива, потому что слугой становится тот, кто достоин быть господином.

Иногда исключение делается лишь для одного персонажа. Рожденный среди черни, он доказывает, что ничем не уступает господам, и в финале занимает место среди них.

Это подается как торжество справедливости. Видите – говорят нам авторы – теперь все по-честному. Тот, кто обладает качествами господина, может стать господином. Те, кто не может подняться выше слуги, остаются слугами.


Можно сказать, что выбор метафор стал для современного общества оговоркой по Фрейду. Он говорит нам не столько о том, что автор хочет сказать, сколько о том, что он на самом деле думает.
Tags: массовая культура, мировой порядок, психология
Subscribe

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Легенды каменного города

    И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей, Благолепнее этого храма Другой, говорю?" И, тряхнув волосами, Ответили зодчие:…

  • И снова скальд чужую песню сложит...

    Сегодня у нас будет полный оффтоп, потому что я хочу поделиться с вами своим хобби. Да, так иногда бывает – у айтишника по образованию,…