Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

О выборе и отказе

Начнем издалека — с законов повествования.

Помимо всего прочего, они гласят, что сюжет только тогда имеет право называться сюжетом, если представляет собой последовательность событий, происходящих с героем — или героями. Событие же, по тем же правилам — это отнюдь не любое описание ситуации, но только такое, в результате которого меняется мотивация героев.

Если герой чего-то хотел и к чему-то стремился, то после события он будет хотеть уже чего-то другого. Или того же, но сильнее или слабее. Или того же и так же, но по совершенно другой причине.
Попросту говоря, событие — это ситуация, в которой герой оказывается перед выбором.


В самом простом случае выбирать приходится между, скажем, яблоком и грушей. Выбрать яблоко — значит отказаться от груши. Выбрать грушу — отказаться от яблока. И так везде. Выбор всегда сопряжен с отказом и без него не существует.

Из этого простого тезиса, который кажется очевидным до тавтологичности, следует несколько не столь простых выводов.

Вывод первый: поскольку невозможно выбрать, не отказавшись, значит, пока не произошел отказ, выбор не сделан. Простой вывод, но неприятный. Неприятный очень для многих людей, которые не желают отказываться.

Сейчас многим нравятся песни Сергея Трофимова. Те, кому не нравятся, все равно наверняка их слышали, как я, например. В частности, слышали его песню «Снегири». Ну, вы помните — «Я сегодня ночевал с женщиной любимою…». Можете ли вы с ходу сказать, в чем лирический герой этой песни врет?

Песня вообще-то об измене. Герой женат, его любовница замужем, и встречаются они втайне от своих законных половинок. И при этом герой, разумеется, не собирается разводиться с женой. У него семья, может быть даже дети.

Он не хочет выбирать между двумя женщинами. Не хочет отказываться ни от жены, ни от любовницы. А значит, не любит ни одну из них — а только те приятные ощущения, которые от них получает. Вот в этом и есть большая ложь героя — самому себе прежде всего.

Потому что любить — значит выбирать, идет ли речь о человеке или даже о картошке с луком. Если любишь, то при выборе между любимым и чем-то другим от нелюбимого отказываешься.


Для второго вывода вспомним совершенно другого персонажа — мудрого бородатого Альбуса Дамблдора. Как-то в разговоре со своим юным учеником он сказал: «Человека, Гарри, определяет то, что он выбирает, а не то, на что способен».

Дамблдор слегка ошибся в формулировке. То, от чего ты отказываешься, говорит о тебе гораздо больше, чем то, что ты выбираешь.

Вот двое мужчин. В разных местах, но в один день и час каждый из них пустил себе пулю в голову. Очевидно: оба выбрали смерть.

Но один из них таким образом отказался от плена и долгих пыток, когда все, что он скажет, будет использовано против его товарищей по оружию. Второй же, проиграв в казино все свое состояние, не представлял, как будет смотреть в глаза родителям и жене. Он, выбрав смерть, отказался от ответственности перед людьми за свою слабость.

Понять можно обоих. Но отнестись с уважением — только к одному, не буду объяснять, к кому именно. Выбор один — но совершенно разные отказы, а значит, совершенно разные поступки.

Специалистам по зависимостям это, кстати сказать, очень хорошо известно. Именно так они определяют, кто зависим, а кто нет.

Почти каждому приходилось слышать: «Если ты утверждаешь, что у тебя нет зависимости, попробуй бросить, и узнаешь!». Требование глупое и невыполнимое, поскольку без веской причины «бросить» делать что бы то ни было человек не может. Особенно, если уже давно привык. Вопрос в том, какой должна быть веская причина.

Так и рассуждают специалисты. Неважно — говорят они — что человек делает. Важно, от чего он готов отказаться, чтобы продолжать это делать. Некто может курить коноплю в свободное от работы время, но забывает про косяк, как и про любые другие жизненные радости, если перед ним стоит важное и срочное дело. Кто-то другой всего лишь собирает марки, но ради редкого экземпляра тратит деньги, отложенные на подарок жене на годовщину свадьбы. И психолог уверенно диагностирует, что второй — зависим, а первый — нет.

Но старый волшебник не ошибся в другом. Выбирать необходимо, и именно потому, что только ситуации выбора — настоящие события в нашей жизни, и только выбирая, мы определяем, кто мы есть.

Возраст, пол, социальное положение, происхождение, наследственность — все это может подталкивать к определенному выбору, но практически никогда не диктует его. Выбирать приходится самому человеку, здесь и сейчас.

Чтобы создать статую, нужно взять кусок мрамора и отсечь все лишнее. Делая выбор, мы отсекаем лишнее от самих себя. Придаем себе форму. И именно этим определяем, каким станет сюжет нашей жизни, и каким персонажем мы в этом сюжете станем.
Tags: метафизика, простые истины, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments