Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Стрела времени

Это один из тех образов, которые интуитивно понятны даже детям. Стрела времени, в середине которой — в точке настоящего — стоит человек. Позади у него прошлое (наверняка темное), впереди будущее (предпочтительно светлое).

Однако эта картина, столь очевидная на первый взгляд, начинает выглядеть совершенно иначе, если мы вслушаемся в то, что сами говорим каждый день.

— Это было как раз перед тем, как мы с Леной познакомились, — вспоминает юноша.

— Нет, это случилось сразу после того, — возражает его друг.

— Сейчас уже не то, что прежде, — вздыхает пожилая женщина. — А что мы оставим тем, кто придет за нами?

Прежде того. Перед тем. До того.

После этого. За тем.

Наш собственный язык опровергает наши же представления. Все слова, обозначающие «в прошлом», обозначают также и «впереди». Все слова, смысл которых — «в будущем», имеют и второй смысл — «позади».

И это свойственно не только русской речи. Английский язык отличается тем же самым. Да и в других языках, где вообще присутствует «геометрическое» различение времен, прошлое всегда впереди, а будущее позади.

Почему так произошло? И почему сейчас мы воспринимаем время иначе? Как всегда, за ответом придется отправляться в глубину истории.


Период с восьмого века до нашей эры по восьмой век уже нашей эры называют осевым временем. Именно тогда появились все мировые религии. Тогда были заложены основы науки. Тогда возникли величайшие философские учения. Но самое главное — именно тогда человек начал по-настоящему осознавать себя.
Человек древности не отделял себя от окружающего мира. Охотник был един с лесом и его зверями, земледелец — с землей и общиной, которая возделывала эту землю. Ни тот, ни другой не ощущали себя в полной степени индивидуальностями, чем-то большим, чем просто временный исполнитель вечной функции.

В частности, именно поэтому древние так легко и охотно жертвовали жизнью, своей или чужой. Смерть не казалась им невосполнимой утратой.

Но это мировоззрение сказывалось и на восприятии времени. Для традиционного человека оно выглядело дорогой, тянущейся от горизонта до горизонта. Давным-давно эту дорогу проложили боги и предки. Они прошли по ней и ушли туда, где обитают ныне. Сейчас по этой же дороге идешь ты сам. После тебя по ней пойдут твои дети и внуки.

Очевидно, что в такой системе отсчета прошлое может находиться только впереди. Именно там находится тот, кто прошел по дороге до тебя. А тот след, который оставишь ты, будут видеть те, кто сейчас сзади, кто еще только придет сюда.

Осевое время все изменило. Пробуждение осознания привело к тому, что человек обратил, наконец, внимание на себя самого: свои поступки, свои чувства, свою жизнь. Он понял, что не просто повторяет священные образцы, заданные предками, а творит свой мир, меняет его своей волей и своей силой.

Память, обращенная в прошлое, стала попыткой оглянуться на пройденный путь. И это развернуло стрелу времени. Ведь то, что пройдено, осталось у тебя за спиной. То, что пройдено. То, что ты прошел. Прошлое.

Прошлое перестало иметь значение. Туда невозможно вернуться — ты оставил его за спиной, оно теперь важно только для твоей памяти, да и там постепенно тускнеет и стирается. Твой взгляд устремлен вперед, в будущее, в неведомое. Туда, куда тебе еще только предстоит отправиться.


Традиционное время давало ощущение связи. Ты пользуешься тем, что оставили тебе предки, и сам оставляешь наследие потомкам. Твои действия не в состоянии изменить мир, но в то же время они имеют значение — ведь если ты ничего не передашь тем, кто придет после, то они ничего и не получат. Если ты будешь безответственным, то плоды твоих дел окажутся горькими. Ты погубишь то единство, в котором существуешь. Это начало представлений о карме на Востоке и загробном воздаянии на Западе.

Новое время разрушило это единство. Ты творишь мир по собственному решению, а не по велению предков или заданным формам. Ты, и только ты сам, отвечаешь перед вселенной за свои поступки и решения. Ты выбираешь, по какому пути идти в будущее, которое еще не определено.

Но с другой стороны, ты уже не отвечаешь за последствия своих дел. Они тебя не касаются, ведь ты живешь в настоящем — единственно настоящем — времени. Пусть за твоей спиной все рушится — перед твоими глазами светлое будущее, куда ты непременно доберешься. А если не дойдешь ты, дойдут твои дети и внуки, которые примут из твоих рук знамя прогресса и понесут его дальше.


Конечно, и то, и другое восприятие времени односторонне. Традиционный человек не мог допустить мысли о настоящем творчестве — творение закончилось в шестой день, и с тех пор нет ничего нового ни под солнцем, ни под луной, осталось только вечное возвращение на пути предков. Любой человек, пытающийся изменить порядок вещей — безумец и враг богов, а потому непременно погибнет, уже просто оттого, что оторвал себя от целого. Как может выжить ветка, срезанная с дерева?

Традиционное время ведет к застою, к постепенному увяданию и разрушению всего и вся. Поэтому и мифы тех времен говорят о золотом веке, после которого все становилось только хуже. А единственная надежда — на то что мир, погружающийся в мешанину энтропии, в конце концов погибнет в огне, воде или тьме, и на его месте родится новый, в котором все снова будет хорошо.

С другой стороны, оптимизм нового времени опасен своей безответственностью. Воспринимая прошлое как то, что осталось позади, очень легко забыть, что твои дети, которым предстоит нести знамя прогресса дальше, начнут не с чистого листа. Им достанется мир, несущий на себе все последствия действий тебя самого и твоих отцов. И если эти последствия окажутся слишком серьезными, то прогресс может остановиться не по своей воле и навсегда.

Такова опасность чрезмерного увлечения метафорами. Мы не в состоянии представить себе время таким, каково оно есть на самом деле. Мы даже не знаем, что значит «на самом деле». Наши теории позволяют судить об этом лишь примитивно, неточно, превращая время в той или иной степени в аналогию пространства.

С такой точки зрения четырехмерное пространство-время Минковского ничем не лучше одномерной стрелы века Прогресса или круговорота традиционной истории. Настоящая теория времени еще впереди. Или позади. Словом — еще ждет своего открывателя.
Tags: метафизика, простые истины, психология
Subscribe

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Какая вам, нафиг, Матрица?

    Вот вам для прочтения и ознакомления текст. Когда я его прочитал, меня накрыло знакомым ещё по эксперименту Либета ощущением. То ли я чего-то…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments