Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Реплики оригинальных брендов, или Какая прелесть!

Над карго-культами смеяться легко и приятно. Такие примитивные, грубые имитации вещей, которых подражатели не понимают и никогда не поймут. Но мы-то умные, мы понимаем, почему это не будет работать. Смеясь над карго-культом, мы утверждаем свое превосходство над глупыми дикарями.

Но имитации вовсе не обязательно быть грубой и примитивной. Она вполне может быть искусной, сделанной с полным вниманием к деталям и даже с искренним желанием воспроизвести оригинал в точности – и все равно пустой, потому что в ней отсутствует самое главное. То, чего подражатель не понимает и никогда не поймет.

Это отличный фантастический сюжет, и я уверен, что великие им не раз пользовались. Инопланетянин, демон, искусственный интеллект – в общем, нечеловеческий разум в нечеловеческом теле – пытается понять, что люди называют любовью, красотой, дружбой или чувством юмора. Он формулирует определения. Он пытается воспроизводить феномен в полном соответствии с этими определениями. Но каждый раз получается у него хтонический ужас, хотя формально он вроде бы делает все правильно.

Наше время богато на имитации, подражания и реплики. Искусство делать вид достигло такого совершенства, что даже не всегда понятно, почему подделка все-таки не работает. Какой признак ни возьми, она кажется соответствующей оригиналу, но конечный итог – все та же хтонь.


Я уже писал про такие культы раньше. Например, движение «преодолевателей человеческих пределов», совершающих отвратительные поступки ради разрушения границ. Формально они делают то же, что и некоторые традиционные аскеты, но с первого же взгляда ясно, что эти моральные и физические уроды даже близко не стояли к освобождению от сансары и победе над страстями.

Или взять мироощущение, распространенное среди современной молодежи. По формальным признакам оно похоже на буддизм. Буддист, как известно, стремится не привязываться ни к чему сущему, потому что привязанность – основа страданий.

Эти делают вроде бы так же. Любой, кто к чему-то привязан, становится уязвимым. За святое можно зацепить, причинив боль и заставив эмоционально реагировать. А боли они боятся больше всего на свете, и чтобы ее никогда не испытывать, стараются ничего святого не иметь.

Самый страшный грех для них – поверить, вовлечься, «повестись». Сделать так – значит потерять неуязвимость и неподкопаемость. Поэтому они не верят никому, и могут утверждать сегодня одно, а завтра другое, если это приятно или интересно. На их делах эти озвученные убеждения не сказываются все равно. Они нужны лишь как оружие в спорах, чтобы задевать оппонентов, или как оправдание собственным поступкам в чужих глазах.

Восточная мудрость гласит, что ничто не истинно, потому что истину невозможно высказать словами. Невозможно даже ее представить, и потому о ней следует молчать. Лишь величайшие учителя могут явить истину своим ученикам – но явить тоже в безмолвии. Учитель показывает ученику дорогу туда, где можно уловить ее отблеск.

Наши современники подхватывают эту мудрость на свой лад. Ничто не истинно. Есть лишь мнения, и ни одно мнение не может быть более правильным, чем другое. Считать, будто ты прав, а твой оппонент заблуждается – грех. Мнение должно быть приятным и интересным, больше никаких требований к нему предъявлять недопустимо.


В итоге получается глумливый тролль, всегда готовый нагадить на любую святыню. Так он показывает, что выше привязанности к любому учению – и уж точно выше тех, кто привязан. Он даже может считать это признаком высокой духовности, ведь учителя дзен тоже часто – и весьма ядовито – троллили собеседников, уверенных в своей праведности.

Его жизнь подчинена простейшим животным стимулам – еда, сон, секс, различные удовольствия тела и разума, поединки за доминирование в своей стае. Он ни за что не станет действовать ради идеи – никакая идея для него не стоит того, чтобы ради нее чем-то поступиться. Она ценна, лишь пока дает что-то ему самому, но ее нужно тут же отбросить, как только она начинает чего-то требовать.

Не очень-то это похоже на буддийских подвижников, даже на тех, которые сознательно эпатировали современников активной любовью к мясу, вину и женской компании.


Мне представляется, что и «ниспровергатели границ», и «борцы с привязанностями» не просто упускают главное – они упускают ровно одно и то же.

Аскетические техники Востока нужны для единственной цели – атаки на эго. Ощущение своего «Я» как сущности, отделенной от мира и требующей защиты – вот что буддисты и индусы считают главной причиной страданий.

Да и христиане, хотя и стремятся к другой цели, говорят о том же самом. Смирение – это не про низкую самооценку. Это вообще не про самооценку. Смиренный человек не выделяет себя из ситуации, не думает о себе больше, чем обо всем остальном.

Имитаторы берут все эти техники и применяют их с целью прямо противоположной – защитить свое эго, возвысить его над всем миром, оградить от любого прикосновения извне, способного причинить ему боль.

Аскет не хочет быть кем-то, надевать маску, которая может прирасти к лицу, потому что хочет найти свое настоящее лицо. Псевдоаскет боится стать кем-то, чтобы не ограничить себя, и поэтому не становится никем.

Аскет ломает границы, чтобы понять иллюзорность своей личности и условность своих представлений о возможном. Псевдоаскет ломает границы, чтобы избавиться от последних остатков морали и нравственности, которые еще удерживают его от падения в животное состояние.

Но разницу между собой и настоящим подвижником духа он не поймет никогда.
Tags: простые истины, психология, религиозные штудии
Subscribe

  • Троп возрождённый

    Есть художественные приёмы, намертво привязанные к своей эпохе. Там они уместны и создают погружение, стоит выйти за пределы – и они начинают…

  • Сквозные слова

    Этот представительный мужчина – Папа Григорий I Великий, святой, почитаемый и католиками, и православными, и англиканами. Даже Кальвин…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

  • Троп возрождённый

    Есть художественные приёмы, намертво привязанные к своей эпохе. Там они уместны и создают погружение, стоит выйти за пределы – и они начинают…

  • Сквозные слова

    Этот представительный мужчина – Папа Григорий I Великий, святой, почитаемый и католиками, и православными, и англиканами. Даже Кальвин…

  • Размышлизмы о словах

    Так уж получилось, что в последнее время я много думаю о значениях слов. На полноценную статью ни один из этих размышлизмов, пожалуй, не тянет, но…