Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Колдуны и клады

– Клад – это то, что покладено.
– Не покладено, а положено.
– Не положено, а закопано.
– Не закопано, а зарыто!


Советский мультфильм «Клад»


Для археолога клад – не более чем ценные вещи, спрятанные в надежном месте, за которыми так и не вернулись хозяева. Интересно, но не слишком. Те же вещи, найденные в доме хозяина, куда полезнее для ученого – культурный слой облегчает датировку.

Но в русском народном фольклоре все намного серьезнее. Там клад – сокровища, отмеченные прикосновением иного мира. Они закопаны в незапамятные времена – разбойниками, «панами» или «прежними людьми», «чудью», жившей в здешних местах еще до прихода русских. Могущественная магия охраняет клад, и только с помощью могущественной магии можно добыть его.

Самая частая легенда, которую повторяют в разных краях России, звучит примерно так. Чтобы заполучить клад, нужно вначале раздобыть магическое средство – цветок папоротника или разрыв-траву. Сделать это можно только в купальскую ночь. Искатель клада отправляется в путь один, сняв с себя крест, в полной темноте. По дороге нельзя ни с кем разговаривать и оглядываться, что бы вокруг ни происходило. А происходить будет разное: нечистая сила будет насылать иллюзии, стремясь напугать, смутить или обмануть искателя. Поддашься миражам – потеряешь магическое средство.

Иногда цветок папоротника пропускают, и все вышесказанное становится способом добыть сам клад.


Когда шел Стенька Разин на Промзино Городище (Алатырский уезд), то зарыл в окрестностях его две бочки серебра. Конечно, зарыл он их неспроста, и теперь часто видят при вечере, как эти бочки выходят из подземелья и катаются, погромыхивая цепями и серебряными деньгами. Но достать их мудрено.

Один мужичок узнал, что они лежат в горе, отыскал место, дождался полночи и стал копать землю и разворачивать каменья; дошел уже он до плиты, закрывавшей заветные бочки, да как-то взглянул на противоположную сторону горы – и видит он: идет на него войско, так стройно, ружья все направлены прямо на него.

Он бросил все и бежал домой без оглядки. На другой день мужичок пошел на гору, но не нашел ни скребка, ни лопаты. Если бы он не струсил, то, без сомнения, клад достался бы ему.


Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана на Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы. И ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы.

Только откуда ни возьмись, медведи, начальство, буря поднялась… Парень все не выпускает, читает себе знай. Потом видит: рассветало и солнце взошло, он встал и пошел. Шел-шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто-то едет. Оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него. Налетел да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смотрит: опять ночь, как была, и нет у него ничего.



Но бывает и по-другому. Клад, время которого пришло, сам открывается людям, чтобы его нашли. Копать при этом даже не нужно. Человек видит странное, жуткое или отвратительное видение, но если он не испугается, схватит морок и удержит его, то тот рассыплется золотом или самоцветами.

Почему вокруг кладов у нас накрутили такого колдовского и инфернального фольклора? У меня есть версия на этот счет. Чтобы с ней разобраться, придется отправиться на тысячу лет назад и на десять тысяч километров к востоку, в Японию периода Хэйан.

Там, в собрании историй, известном как «Кандзяку», есть рассказ о воине, который решил обучиться чародейству. Узнав, что уездный начальник, у которого он останавливался на ночлег – колдун, воин попросился к нему в ученики.


Привёз подобающие подарки, вручил их уездному начальнику. Тот обрадовался, говорит: обучу тебя всему, что умею.

– Дело это не из тех, что легко освоить. Семь дней усердно готовься, каждый день совершай омовение, а когда полностью очистишься, приступим к урокам. Начинай готовиться с завтрашнего дня.

И Митинори начал готовиться, очищаться, каждый день совершая омовение.

Когда прошло семь дней, ночью уездный начальник вдвоём с Митинори, никого больше с собой не взяв, отправился далеко в горы. Пришли они к берегу большой реки. Митинори дал обет никогда не верить в Три Сокровища и ещё принёс много таких грешных клятв, что и сказать нельзя!

А потом уездный велел:

– Я пойду вверх по течению. Кто приплывёт по реке, будь то демон, будь то бог – хватай его и держи крепче!

И ушёл вверх по берегу. Вскоре выше по течению сгустилась тьма, загремел гром, подул ветер, хлынул дождь, вода в реке стала прибывать. Какое-то время спустя глядь – а по реке плывёт змея: голова с кулак, глаза как плошки, брюхо красное, а спина блестит, будто выкрашена зелёным и синим. И хотя перед тем уездный велел хватать всё, что приплывёт, но видя такое диво, Митинори испугался и спрятался, залёг в траву.

Вскоре уездный вернулся, спрашивает: ну что, поймал? Митинори в ответ: я очень испугался, не поймал. Уездный на это: плохо, хуже некуда! Значит, эти чары тебе трудно будет выучить. Ладно, попробуем ещё раз!

И опять ушёл. Вскоре глядь – кабан: четыре сяку в холке, из пасти торчат клыки, скачет по берегу, так что камни осыпаются, искры летят, шерсть дыбом, и бежит прямо на Митинори! Тот в великом страхе, думает: конец мне пришёл! – но двинулся навстречу и схватил кабана. Смотрит, а в руках-то – сухая палка длиной в три сяку.

Тут сделалось ему безмерно досадно и жалко. В прошлый раз, – думает, – было, наверное, так же! Зачем же я не схватил ту змею! А между тем, уездный вернулся, спрашивает: ну, как? Вот, поймал! – отвечает Митинори. Тогда уездный говорит:

– Тех чар, какие нужны, чтобы бычок исчезал, ты не сможешь освоить. Но не столь хитрые штуки, пожалуй, выучишь. Так что я тебе их преподам.

Митинори выучился у него и вернулся восвояси. Так колдовать, чтобы бычок пропадал, не научился и жалел о том.

Возвратившись в столицу, в отряд Такигути, показал товарищам своё искусство: заколдовал их сапоги, те превратились в щенков и стали сами бегать. А ещё старый соломенный башмак превратил в карпа длиной в три сяку, и тот стал биться на доске, как живой.

Потом об этом доложили государю, государь призвал Митинори в свои покои и повелел: обучи меня этому. И в итоге научился показывать, как поверху перекладины для занавеса движется шествие, словно на празднике Камо, и прочие подобные наваждения.



Параллели между этими двумя сюжетами видны невооруженным взглядом. Чтобы овладеть магической силой, нужно отправиться ночью в безлюдное место. Там тебя будут искушать ужасающие видения, но ты не должен их бояться. То, что ты сможешь схватить и удержать, будет служить тебе.

Японский рассказ куда старше русских быличек. Его записали в 12 веке, а повествует он, судя по началу, о временах еще более древних, примерно девятого столетия. Наверное, именно поэтому в нем сохранились многие детали, о которых на Руси успели давно забыть к тому моменту, когда этнографы начали записывать народный фольклор.

Например, тут нет ни цветка папоротника, ни золота и драгоценностей. Речь просто и незатейливо идет о колдовской силе. Причем это вполне определенная сила – способность насылать иллюзии и мороки (вспомним мое исследование, посвященное маре).

Я полагаю, это и есть изначальная форма истории. Она повествует о магической традиции, родственной шаманизму. Следы этой традиции встречаются по всему миру и у всех народов. Даже в Библии есть по меньшей мере две истории, навеянные явно этим сюжетом: борьба Иакова с незнакомцем и искушения Иисуса в пустыне.


И еще один момент в японской быличке показался мне занятным. Буддийские власти относились к колдовству ничуть не лучше православных или языческих римских, и потому охотно приписывали колдунам сговор с нечистой силой.

На Руси, чтобы стать колдуном или обратиться к колдовству, нужно было снять крест или хотя бы занавесить иконы в доме. В Японии, как видим, главный герой отрекается от Трех Сокровищ, то есть от буддийской веры.
Tags: метафизика, мифология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments