Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Поворчу о Льюисе

Решил я тут взяться за классику и прочесть все-таки «Космическую трилогию» Льюиса. Не осилил дальше начала второй книги, но мне уже есть что сказать.

Там есть интересные моменты, да и вообще повествование о межпланетных перелетах, написанное за десятилетия до их реального начала – это необычно. Кроме того, Льюис был первым, кто предположил, что инопланетяне могут оказаться не чужеродными чудовищами, а куда более дружелюбными и нравственными существами, чем мы сами. После него это стало уже штампом для определенных авторов.

Однако же еще после первой книги мне стало понятно, что передо мной очередной случай неудачной басни. В своих попытках показать активное, действующее, явное для людей сверхъестественное Добро и Зло Льюис несколько переусердствовал, и картина получилась такой, какой он вряд ли ее задумывал.


В «Космической трилогии» эльдилы (ангелы) – не духи и не бестелесные «умные силы», подобные огню и свету. Это буквально энергетические создания, которые живут в открытом космосе. Наш видимый свет для них – пища и естественная среда обитания, а «видят» они благодаря более тонкому, непостижимому для нас излучению. Поскольку люди для этого излучения прозрачны, то мы кажемся эльдилам почти такими же призрачными, как и они нам.

У каждой планеты есть свой эльдил-правитель – Оярса. В русском переводе, как я выяснил позже, он почему-то превратился в Уарсу, хотя это слово, по-моему, невозможно так прочитать ни на английский лад, ни на французский. Оярсы, как и положено уважающим себя ангелам, служат Малельдилу Младшему, своему создателю и повелителю.

Из этой идиллии есть только одно исключение. Оярса одной из планет сошел с ума и стал «искаженным», после чего начал войну, пытаясь завоевать остальные планеты и установить там свою беспредельную власть. Совместными усилиями прочие Оярсы загнали его обратно на родную планету и заперли там, после чего прервали с его миром всякое общение. Планета с тех пор получила название Безмолвная Земля (Тулкандра на местном наречии).


Антагонист книги – аморальный фанатик профессор Уэстон. Он изобрел межпланетный корабль, мечтая завоевать Марс, истребить его аборигенов (если таковые найдутся) и заселить планету землянами.

В кульминации повествования он излагает свои взгляды марсианскому Оярсе. Уэстон почти не владеет языком хросса, на котором ведется беседа, Оярса же совершенно не знает английского. Поэтому они общаются через переводчика – главного героя книги профессора Рэнсома.

Пафосная риторика Уэстона сильно теряет при приблизительном переводе на марсианское наречие. Его фразы сразу начинают звучать именно такими эгоистичными и разбойничьими, какими и являются в действительности.

Но впечатление тут же пропадает, как только Оярса начинает отвечать Уэстону. И вот почему.

Колониализм стоит на простой идее: одни существа естественным образом совершеннее других. Поэтому одни созданы повелевать, а другие служить и подчиняться. И если ради блага высших следует истребить низших, то высшие не просто имеют на это право – таков их священный долг. Ничто не может быть важнее блага, которое воплощают в себе высшие существа, и истины, которой они служат.

Проблема в том, что эта идея – плоть от плоти того христианства, которое Льюис так воспевает. Для него идеальное общество построено в точности по этой схеме: живые существа служат и подчиняются эльдилам, а те – Малельдилу. Более того, Оярса обладает полным правом убивать своих подданных и считает это своей обязанностью, если ситуация требует крутых решений.

Небольшая иллюстрация. Марс в книге умирает. Виной тому катастрофа, случившаяся миллионы лет назад, еще до появления жизни на Земле. Оярса Марса лично наметил линии, по которым его подданные прокопали огромные каньоны-каналы. Только там – и в исполинских долинах, где когда-то были моря – еще сохранился воздух, и только там достаточно тепло, чтобы можно было жить.

Но перед этим тот же самый Оярса лично же истребил всех тех, кто предлагал эвакуироваться на еще безжизненную Землю. Попытка избежать смерти, вместо того, чтобы смиренно принять ее, в идеальном мире Льюиса карается казнью на месте.

Более того, в разговоре с Уэстоном Оярса походя замечает, что уже очень скоро он вообще прикроет лавочку – убьет всех обитателей своей планеты, «отправив их к Малельдилу».

И во всем остальном Оярса точно такой же, как и Уэстон. Оба невежественны и ограниченны во всем, что их не интересует. Оба не в состоянии осознать чужую систему ценностей. Оба убеждены, что воплощают высшую истину, которая дает им право сделать все, что они хотят.

Единственная разница в том, что волей автора один из них – действительно высшее существо, обладающее властью над жизнью и смертью миллионов, а второй лишь мнит себя таковым.

В результате мораль книги начинает сильно отдавать лицемерием. Автор осуждает Уэстона – его взгляды и поступки в самом деле отвратительны – но, как выясняется, лишь за то, что он придерживается этих взглядов и совершает эти поступки, не имея на это права. Когда то же самое говорит и делает существо, у которого право есть, это прекрасно и правильно.
Tags: злые песни, массовая культура, простые истины
Subscribe

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Кстати, о птичках

    Сегодня у меня будет полный оффтоп. Ну то есть вообще никакого отношения к моим обычным темам. Если что, я вас честно предупредил. Мы будем говорить…

  • Ты чувствуешь эту магию?

    Вы обращали внимание, насколько изменился смысл слова «заклинание» в современном фэнтези по сравнению с традиционными мифами и сказками?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Кстати, о птичках

    Сегодня у меня будет полный оффтоп. Ну то есть вообще никакого отношения к моим обычным темам. Если что, я вас честно предупредил. Мы будем говорить…

  • Ты чувствуешь эту магию?

    Вы обращали внимание, насколько изменился смысл слова «заклинание» в современном фэнтези по сравнению с традиционными мифами и сказками?…