Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Magic vs Science

Сегодня – просто перевод совсем небольшой статьи из блога Мэри Бреннан Swan Tower. Ничего оригинального, но ход мыслей автора и ее формулировки мне очень понравились, поэтому делюсь ими с вами.

Автор, разумеется, говорит в первую очередь о массовой культуре.


Начнем с вещей, которые по моему мнению не могут служить признаком различия магии и науки. В этом списке на первом месте, конечно, стоит подход Фрэзера: магия свойственна примитивным народам, религия – чуть более развитым, а наука для тех, кто стоит на самом верху. Но довольно диванной антропологии 19 века.

Говорят, что наука изучает законы природы, а магия нарушает их. Но это, по-моему, бесполезный критерий. Какие законы? Какой природы? Так получается, что мы принимаем западный рационализм и его науку как истину по умолчанию. Это даже на нашей планете создает проблемы, потому что есть множество людей с другими воззрениями, а уж тем более в вымышленных мирах, устроенных так, как скажет автор.

Особенно не люблю слово «сверхъестественное». Если оно существует, то оно часть природы, а значит, естественно. Если оно не существует, то это синоним обмана или заблуждения. Мда. Магия противоречит научным представлениям о природе, но с тем же успехом вы могли бы сказать, что наука противоречит магическим представлениям о ней. По-моему, это тупик.


Есть еще идея, что магия – действие или проявление воли. Тут есть правда, но я могу указать две дыры в таком определении. Во-первых, большинство магических систем требуют куда больше, чем просто усилие воли. Даже в «Белгариаде» магия – это Воля и Слово. Обычно же вам придется что-то сделать, чтобы колдовать.

Во-вторых, в науке воля тоже играет важную роль. «Одной только волей я привожу свой разум в движение» – говорил Питер де Врие из «Дюны», а ведь ментаты – люди-компьютеры, а не волшебники. Еще можно вспомнить «Аполлон 13», где Джим Лоуэлл говорит: «Отныне мы живем в мире, где человек ступил на Луну. И это не чудо – мы просто решили туда отправиться».

Естественно, им пришлось сделать куда больше, чем просто принять решение – строить, разрабатывать технологии, выводить формулы и уравнения... Но и волшебники поступают примерно так же. Им, возможно, требуется меньше людей, времени, денег и экспериментов, чем для космической программы, но в любом случае принцип общий: вы принимаете решение что-то осуществить, а затем делаете все необходимое, чтобы оно осуществилось.


Так с чем мы остаемся в конце концов? Большинство судит исключительно по обертке. Если вы рисуете мелом круг на полу, жжете благовония, распеваете мантры и так далее – вы занимаетесь магией. Если вы измеряете, рисуете графики и решаете уравнения, то это наука.

Можно еще судить по эффектам: призыв демонов и метание файерболлов – магия, а генетическая инженерия и лазеры – наука. Но, думаю, мы все понимаем, что это тоже примитивный способ.

У меня не было подходящего ответа до недавнего форума WFC. Там Тед Чан сказал нечто, что буквально зажгло у меня в голове лампочку.

Он говорил об алхимии – классическом случае расплывчатой границы между магией и наукой: в ней есть черты и той, и другой, и она дрейфовала из стороны в сторону на протяжении веков. В частности, он указал, что среди алхимиков была популярна одна идея (утраченная, когда алхимия окончательно превратилась в химию): алхимическая трансформация – одновременно трансформация самого алхимика. Создание философского камня было в то же время духовным преображением.

Я как следует вспомнила все реальные магические системы, с которыми сколько-нибудь знакома – я придерживаюсь мнения, что любое разделение между магией и наукой должно быть верным и в нашем мире, а не только в вымышленных. И я пришла к выводу, что все они в самом деле содержат некий элемент – назовите его духовным, моральным или личным – такой, что деятель влияет на действие. Важно, кто совершает работу, и дело тут не только в их знании и квалификации, но и в каких-то других, неощутимых вещах. Одни рождаются с магическим талантом. Другие ради него проходят тренировку тела и духа. Магию может творить только тот, чье сердце чисто (или, наоборот, осквернено). Люди заключают договор с сущностью из иного мира, которая и дает им власть творить магию.

Наука, с другой стороны, будет работать для любого, кто знает, что делает, и обзавелся подходящим оборудованием.

Уберите этот личный элемент, сделайте технологию, которой может пользоваться кто угодно – и это будет наука, а не магия. Даже если она нарушает известные нам законы природы – это будет вымышленная или фантастическая, но все равно наука. Некоторые техники алхимии не работали никогда и никак, но они все равно были научными по своему подходу. Вы могли бы сочинить весьма правдоподобный мир, в котором они будут действенными.


У меня утилитарный подход к теоретическим конструкциям: они годятся, если проясняют что-то, что без них было туманным.

Например, я всегда странно относилась к Чайне Мьевиллю. Технически, его романы – фэнтези, и он время от времени пишет о тауматургической энергии и тому подобном, но мне всегда казалось, что тут что-то не так. Я люблю, когда магия в фэнтези содержит нечто мистическое, но мне никогда не удавалось сформулировать, что же я под этим подразумеваю – а потому не получалось и определить, с чего я взяла, что тут именно этого и недостает.

В свете новой догадки я теперь могу это высказать. Когда части Армады добывают руду, из которой получают тауматургическую энергию, весь процесс автоматизирован, индустриален, отчужден от людей, участвующих в нем. Вы можете сколько угодно описывать его в магических терминах, но для меня это наука, а не магия.

(Значит ли это, что я теперь считаю, будто Мьевилль пишет НФ, а не фэнтези – отдельный вопрос для другого поста).


Этот критерий не проводит идеальной границы – я только что упомянула, что алхимия все равно остается ни рыбой ни мясом. Но он все же лучше, чем все остальные, о которых мне доводилось слышать.
Tags: массовая культура, перевод
Subscribe

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Сдвиг границ

    Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок. Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • Введение в ведьмологию

    Что мы имеем в виду, когда говорим «ведьма» – разумеется, если используем это слово не просто как оскорбление? Оказывается, у…

  • Минутка воспоминаний: ученик чародея

    Этот пост был опубликован 3 года назад. С тех пор я слегка скорректировал свои взгляды. Отчёты Пола Столлера кажутся мне слегка приукрашенными в том…

  • Сдвиг границ

    Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок. Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной…