Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Categories:

Рациональная магия: еще одна классификация

В очередной раз привожу мысли в порядок в письменной форме. Если вам интересны классификации и технические рассуждения – заходите под кат на свой страх и риск.


«Демонология древнего Китая» и одна недавно прочитанная мной короткая статья навели меня на определенные мысли.

Представления людей о магии исторически развивались в двух направлениях, и на каждом было как минимум три важных этапа. Когда рождалось новое представление, старое никуда не исчезало, а продолжало существовать вместе с новым. В результате получаем девять сочетаний, которые легко можно найти и в реальной жизни, и в массовой культуре. Одни встречаются чаще, другие реже, но, кажется, так или иначе мне попадались все.


Первое направление можно назвать путем абстракции.

Вначале ритуалы были устроены по принципу «действие равняется действию». Песнопения служили скорее комментарием или руководством для участников. Образы и события мифа подлежали буквальному воспроизведению. Любую метафору также приходилось демонстрировать наглядно.

Царю нужны слуги и жены в загробном мире? Похороним их заживо вместе с ним!

Перед началом пахоты нужно освятить поле, обновив его плодородие? Пошлем молодую пару совокупиться прямо на земле!

Хотим заручиться поддержкой духа тотемного зверя? Убьем зверя и будем носить его шкуру/перья/зубы/когти, чтобы показать, что мы свои.

И дело тут не в том, что «дикари не обладают абстрактным мышлением». Для людей, создававших такие традиции, боги не управляли миром извне, а наполняли его изнутри. Не люди имитируют действия богов, а сами боги, воплощенные в людях, повторяют свои действия.

Девушка, которую убивают на ежегодном празднике плодородия – не подобие прародительницы съедобных растений. Это буквально она и есть. Совершённый грех не привлекает демонов. Он и есть демон – реальная вредоносная сила, способная осквернить все, чего касается. Поэтому его невозможно изгнать, просто пообещав больше никогда так не делать – придется прибегнуть к очищающему ритуалу.


Следующий этап – «слово равняется действию».

Уже не нужно буквально воспроизводить все образы и метафоры. Достаточно изобразить их в виде символического подобия или даже просто сказать словами. Слова, правда, тоже желательно записать, потому что написанное слово долговечнее произнесенного.

Заклинания писали на свинцовых табличках, вырезали рунами на дереве и камне, выводили тушью по бумаге или кровью на пергаменте – и, конечно, говорили, шептали и пели вслух. Магия – сила слова, знака и жеста.

На этом этапе появились религии нового поколения, самые успешные из которых теперь принято называть мировыми. Магия слова, а уж тем более Книги, играет там если не первую скрипку, то уж точно вторую.

Ритуалы остаются, но становятся театрализованными, условными: хлеб и вино вместо плоти и крови. Сила уже не в действиях, они – просто жесты, еще один способ что-то сказать.


Последний на сегодня этап – «мысль равняется действию». Школы этого направления делают упор на правильный образ мыслей, контроль воображения и эмоций. Поставь во главу угла истинную мысль и истинную веру, позволь им руководить и направлять тебя, формировать твои чувства, желания и поступки, и все остальное приложится.

Слова, символы и ритуалы все еще в ходу, но теперь они лишь костыли, позволяющие направить и сосредоточить мысль и веру.


Вторая координатная ось куда интереснее. Это путь отделения магии от мира.

Вначале все было просто. Есть мир. Есть управляющие им силы, наделенные разумом и волей – боги, демоны, призраки. Чтобы жить было хорошо, с какими-то из них стоит дружить, а от других держаться подальше.

Весь мир, таким образом – сплошная магия, круговорот и сложное взаимодействие невидимых сил. Настоящее волшебство творится именно там, по ту сторону. Магия неотделима от мира, зато практически полностью отделена от человека.

Человек соучаствует в этом великом заклинании с рождения, до смерти и после нее, в ином мире. Но действительно понимать, что происходит, и действовать сознательно способен только избранный, пробившийся на ту сторону или пришедший оттуда. Шаман, полубог, герой-предок, пророк – человек, стоящий на границе миров и способный поведать другим о своем знании. Он создает традицию, которой следуют остальные – те, кто не может или не хочет стать такими же, как он.


Вторая версия появилась довольно давно – еще в ведические времена. Боги и демоны правят миром, но магия – проявление иного, высшего закона, дарованного одним только людям, и даже боги не могут ей противиться. Получаем метафизическую игру «камень-ножницы-бумага»: невидимый мир властвует над миром людей, люди властвуют над магией, магия властвует над невидимым миром.

Мне кажется, тут все дело в цивилизации. Если коллектив мал, и в нем все друг друга знают, то и все связи неформальны, основаны на личном авторитете. Вождя уважают, потому что он силен и умен, и его приказы исполняют по той же причине. Слово – лишь средство общения.

Но в развитом обществе уже есть слова, которые связывают и обязывают: законы, клятвы, договоры, сделки... Порой их не может преступить ни царь, ни первосвященник, а если все же преступит, то поставит себя вне общества, подвергнет проклятию. Как бы ни была велика твоя сила и власть, она не выше закона. И магия становится таким же законом.

Теперь эффективность магии зависит от обеих сторон: силы, к которым взывает маг, служат границей его возможностей, а искусство самого мага определяет, насколько он сумеет ими воспользоваться.


Наконец, последняя стадия исключила саму необходимость в посредниках. Магия стала самодостаточной. Она полностью отделилась от мира и стала достоянием одного только человека. С ее помощью маг может сам, без ансамбля, сделать все, что захочет. Предел его возможностей – только его собственное знание и мастерство.

Такая магия, в отличие от остальных, максимально оторвана от религии. Отпала необходимость вообще персонифицировать невидимые силы – они могут быть безличными и мертвыми, как и физические.

Если маг, придерживающийся этой веры, признает существование богов – для него они лишь одни из множества сущностей невидимого мира, с которыми он может, если захочет, иметь дело. Обращение к ним становится признаком слабости – тот, кто не в состоянии полагаться на собственные силы, прибегает к помощи союзников. Настоящий мастер обходится без них. Даже свою загробную участь он способен обеспечить самостоятельно – его искусство дает ему все необходимые инструменты.

В чистом виде эта магия оформилась, пожалуй, только во второй половине прошлого века. Но это не помешало Фрэзеру объявить именно ее изначальной, самой архаичной, древней и исконной версией магии, которая предшествовала и науке, и даже религии. Собственно, благодаря ему эта концепция и обрела четкость. Его мнение прижилось, и теперь множество ученых и оккультистов, говоря о магии, имеют в виду что-то в этом роде.


Однако уже на второй стадии возникает проблема. Если магические действия обладают властью над богами (стихиями, событиями), как это получается? Брахманы арьев или жрецы Египта могли не задумываться над такими вещами, но вот европейские мыслители уже не сумели. Им понадобилась теория.

Если все силы мира безличны, у нас есть только два варианта. Либо вселенная пронизана взаимосвязями, что наверху, то и внизу – либо есть некая среда, наподобие эфира, которая влияет на все, и в которой формы и смыслы распространяются, как звук в воздухе. Ничто не мешает, впрочем, и соединить их.

Современный радикальный идеализм – «мир имеет информационную природу, и потому сознание меняет его, как пожелает» – вариант среды, влияющей на все. Симпатическим связям в нем тоже нашлось место: «думая о плохом, вы притягиваете в свою жизнь плохое».

Если же мы сохраняем за потусторонними силами право на разум и волю (особенно волю), то возможна еще одна теория. Каждая воля сама определяет себе границы и правила, но если она постоянна и непреклонна, то и ее правила будут неизменными. Ведь и в обществе законы, связывающие даже царей, существуют лишь потому, что само общество с ними соглашается – они выражают его волю, показывают, какую жизнь оно хочет вести.


В прошлые разы, когда я публиковал подобные классификации, меня обычно кто-нибудь спрашивал, где я вижу в них собственное место. Если какой-то взгляд, по моему мнению, правильнее других – то какой?

Для разнообразия предлагаю вам определить это самим.
Tags: метафизика, рациональная магия, религиозные штудии
Subscribe

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

    Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал. Как обычно, не со всем…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…