Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Языческий ликбез

Честно признаюсь, я не люблю слово «неоязычество». Оно вводит в заблуждение.

Неомарксизм, неоплатоники, неокантианство, даже неонацизм – все это подразумевает повторение на новом уровне чего-то более раннего. Однако никаких язычников и никакого язычества попросту не существовало в мире, пока в середине 19 века в Европе не начались движения за национальное возрождение.

Ни греки, ни римляне, ни египтяне понятия не имели, что они язычники, а уж тем более – что они исповедуют некую религию, называемую язычеством. Они вообще никакой религии не исповедовали, потому что само это понятие не имело для них смысла.

То, что они практиковали, Ян Ассман предложил называть космотеизмом – почитанием божественности во вселенной.

У космотеизма есть характерная особенность – переводимость имен богов. Еще в древнем Шумере были сводные таблички, где сопоставлялись имена богов из пяти или шести разных пантеонов. Когда римляне утверждали, что Меркурий, Гермес и Вотан – имена одного бога, они лишь следовали традиции, которой было на тот момент уже больше двух тысяч лет.

Такая традиция и в античном мире, и в Индии привела к космическому монотеизму: все боги всех религий – лишь маски единого Бога. У Него нет имени, потому что оно Ему не нужно: имена требуются, чтобы различать, а Бог только один, и нет никакого другого.

Римлянин никак не мог заявить, будто он верует, скажем, в Юпитера. Это было бы просто утверждение, что есть такое имя. Другие народы чтят того же бога под другими именами, и почитание – то, что действительно важно.

Новые религии – христианство, ислам, иудаизм и буддизм – в корне отличаются от космотеизма. В них появилось понятие, которого там не было и быть не могло: понятие ложных богов и ложной религии.

Дело не в том, что христианин или иудей почитает только одного Бога – с этим там тоже некоторые сложности. Дело в том, что ему запрещено почитать любых других богов.

Поэтому истинному Богу, хоть Он и единственный, все равно нужно имя, и исповедание этого имени так важно. «Святить Имя» – еврейское название для мученической смерти, так что задумайтесь, что значит фраза из молитвы «да святится имя Твое». Те, кто называет Бога другим именем, служат другому, ложному богу.

Отсюда и важность веры. Веровать – значит, свидетельствовать, что именно этот Бог истинный, и нет других богов, кроме Него.

В буддизме нет Бога, которому нужно служить. Даже Адибудда – скорее образец для подражания, идеал и философская концепция. Однако о ложной религии говорят и буддисты тоже. Всякий, кто возлагает упование на богов и демонов, не приближается к освобождению, но погружается во тьму невежества. Боги не в силах вывести человека из сансары, поскольку сами у нее в плену. Единственный вариант – провозгласить свою верность Четырем Истинам и Трем Сокровищам и явить эту верность неустанными трудами.


А что же тогда такое язычество?

Оно появилось в христианском мире. Все современные язычники – выходцы из христианских или атеистических семей. Иногда встречаются бывшие иудеи и мусульмане, но намного реже.

Они сами называют себя язычниками, а свою религию – язычеством.

Они вроде бы поклоняются олицетворениям природных сил, как и космотеисты прошлого. Правда, обычно они заимствуют из истории имена богов, но не ритуалы, которыми их чтили.

Можно объяснить, почему язычники не строят храмов. Христианство, в конце концов, тоже прошло через Реформацию, которая его сильно рационализировала и выкинула на мороз практически всю «магию». Космотеизм тоже может существовать в минимальном варианте, почти без внешней торжественности.

Но они не приносят жертв, а без них космотеизм невозможен, немыслим. На жертве построено все – миф о сотворении мира, обряд посвящения, погребальные и свадебные ритуалы... Понять смысл и значение жертвы – значит понять главное в космотеизме.

Зато язычники отлично знают, что такое истинная и ложная вера. Они веруют в родных богов, исповедуют их имена и провозглашают, что поклоняться иным богам запретно или бессмысленно.

В других течениях язычества они готовы признать свою правду. Но, за редким исключением, никто из них не скажет, что Христос или Аллах – лишь другое имя для того же безымянного космического Бога, которого чтит он сам. Нет, все это ложные боги, и все, кто в них верит, служат лжи.

Язычество – не продолжение древних традиций. Это новая религия, заимствовавшая некоторые внешние формы у космотеизма, но внутри вполне современная.

Поэтому приставку «нео-» я считаю излишней.
Tags: религиозные штудии
Subscribe

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Размышлизмы о свободе слова

    Русский язык удивителен в своих отрицаниях. У нас полно случаев, когда фраза и её отрицание обозначают одно и то же. «Девушка реально…

  • Минутка воспоминаний: от кого добра не жди

    Этот пост был опубликован 2 года назад. А ещё до того он был опубликован 5 лет назад. Мне кажется, интересно не только перечитать его сейчас, но и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments

  • Минутка воспоминаний: ошибка Таноса

    Этот пост был опубликован 3 года назад. Сейчас я сам назвал бы его несколько идеалистическим, так что не нужно мне на это указывать. Но основные…

  • Размышлизмы о свободе слова

    Русский язык удивителен в своих отрицаниях. У нас полно случаев, когда фраза и её отрицание обозначают одно и то же. «Девушка реально…

  • Минутка воспоминаний: от кого добра не жди

    Этот пост был опубликован 2 года назад. А ещё до того он был опубликован 5 лет назад. Мне кажется, интересно не только перечитать его сейчас, но и…