Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

Жрецы юридической магии

Мой взаимный френд и хороший друг lena_malaa выставила на обозрение публики очередное скопище альтернативно мыслящих граждан – движение живородящих телег живорожденных человеков.

Но Лена и не подозревала, что нашла лишь одну из многочисленных ложноножек той химеры, что привольно раскинулась в океане человеческой глупости. Химера эта представляет исследовательский интерес и для нас тоже, ибо соединяет в себе сразу несколько популярных суеверий нашего времени.

Сегодня я приглашаю вас вместе со мной погрузиться в глубины и обозреть зверька целиком.


Никто не знает, в какой момент в англоязычных странах зародилось движение Freemen on the land. Название замелькало в прессе и судебных протоколах в 2008 году, но основные идеи определенно существовали еще в семидесятых.

Вероятно, фримены возникли в результате кристаллизации мыслей, очищения основного понятия от всего постороннего содержания. Примерно так принципы «Нового мышления», достигнув предельной чистоты и сфокусированности, породили фильм «Секрет» и его последователей.

Это не секта и вообще не организация. Это комплекс идей, которые распространяются через нескольких влиятельных гуру и инфицируют народ налево и направо. В основном они существуют в англоязычном мире – больше всего их в Канаде и Австралии, но и Англия, и США тоже вполне охвачены. Как показала Лена, теперь они встречаются и на наших просторах.

Чтобы понять, что они собой представляют, я рекомендую владеющим буржуинским наречием обратиться к статье на проекте RationalWiki. Там куда больше фактов, цитат и ссылок, чем в обычной википедии.

А чтобы понять, какие чувства они вызывают у юристов – слово американскому судье, которому однажды пришлось с этим разбираться:

Тупое и идиотское содержание аргументов мистера Мидса – лучшее объяснение той избыточно запутанной формы, в которой он их представляет. Доводы OPCA (общее название для всех подобных групп, предложенное автором – прим. мое) никогда не подаются как простые идеи, но всегда в виде изощренных интриг, больше всего похожих на сюжет романа в стиле темного фэнтези.
В тексте используют множество латинских слов и величественно звучащих выражений. Документы покрыты странными отметками и печатями. Тяжущиеся ведут себя в суде так, словно исполняют ритуал. Все это необходимо гуру OPCA, чтобы успешно продавать свои схемы отчаявшимся, плохо информированным, психически неустойчивым и не всегда законопослушным клиентам.
Это важно знать, чтобы понимать бессмысленность всех концепций и стратегий OPCA. Они рассчитаны не на то, чтобы впечатлить или убедить суд, но лишь на то, чтобы впечатлить последователей гуру.


Фримены верят, что любые законы и установления основаны на магической власти слов. Они действуют только на тех, кто соглашается с ними и тем самым заключает обязывающий контракт. Если же ты не соглашаешься, то никакие законы на тебя не распространяются.

Государство, по их учению, прекрасно об этом осведомлено, и потому прилагает все усилия, чтобы выцыганить у своих граждан согласие на подчинение помимо их воли. Имея дело с государственными структурами, нужно быть предельно осторожным, чтобы ни единым словом не дать понять, будто ты согласен.

Интересный извод конспирологии – государство играет роль Инопланетных Повелителей, у которых нет никакой реальной силы и власти, и потому они вынуждены скрываться в тени и действовать обманом. Выражения «аппарат принуждения» они, вероятно, не слышали.


Типичные черты фрименов по всему миру таковы:

– они избегают писать имена заглавными буквами, поскольку такое написание, по их верованиям, превращает человека в собственность государства;
– они помешаны на морском и торговом праве и утверждают, что все законы основаны на нем, а потому человек в них всегда либо товар, либо военный преступник;
– они не называют себя по имени и фамилии, а вместо этого говорят нечто вроде «Джон из рода Смитов»;
– они, наконец, отказываются платить налоги, штрафы и пени, а счета отправляют обратно, написав на них «нет контракта».


Важная часть доктрины фрименов – теория юридического тела.

Трудно судить, какие тайные соображения заставляют оккультистов стыдливо умалчивать о том, что у каждого человека, помимо астрального, ментального и некоторых других тонких тел, имеется ещё и юридическое. Невидимое простым глазом, оно, как и все вышеупомянутые тела, обитает обычно в нашей материальной оболочке, хотя способно покидать её и в течение бесконечно долгого времени существовать отдельно, оставляя следы на документах разными почерками. В деловых бумагах такое явление иногда уклончиво именуют юридическим лицом, однако даже малым детям известно, что лицо должно к чему-то крепиться.


Евгений Лукин, вероятно, даже не подозревает, что эта его шутливая концепция из «Портрета кудесника» уже давно стала основой мировоззрения, чьи адепты воспринимают ее смертельно серьезно.

Фримены верят, что у человека, помимо физического тела, есть еще и юридическая персона. Она создается государством и воплощена в свидетельстве о рождении. Именно она подчиняется закону. Только ее, а ни в коем случае не живого человека, касаются все налоги, штрафы и прочие легальные неприятности. Следовательно, говорят они, стоит тебе публично – а лучше письменно – отказаться от нее, и закон государства утратит над тобой власть.

Что интересно, они продолжают в это верить даже несмотря на то, что такая тактика не сработала в суде еще ни разу. Более того, судьи настолько к ней привыкли, что любого, кто пытается объявить себя фрименом или использовать характерные для них заклинания, тут же штрафуют или даже привлекают к административной ответственности.


Для многих фрименов путь в это движение начинается с поисков лайфхака. Согласитесь, если у тебя тяжелое положение, проблемы с законом или что-то подобное, очень хочется верить, когда тебе предлагают магическую формулу. Произнеси ее в суде – и он замрет, бессильный что-либо сделать с тобой.

Основы учения тоже по-своему здравы. Проповедников, восстававших против несправедливых законов, хватало всегда. Пониманию, что законы общества – результат общественного соглашения, тоже не одна сотня лет. О магии слов, пронизывающей все наше общество, начали говорить еще в середине прошлого века.

Ощущение государства, как системы, опутывающей тебя тысячами цепей, знакомо вообще почти каждому, кому приходилось бороться с бюрократией. И немало было тех, кто в разное время пытался полностью порвать с этой системой, уйдя от мира в монастырь или другую изолированную от социума общину.

В юридической практике действительно хватает лазеек, которыми можно воспользоваться, чтобы выйти сухим из воды. Преступник, оправданный в зале суда лишь потому, что при сборе улик были нарушены процессуальные нормы, оставляет в некрепких умах очень сильное впечатление.

Но все эти соображения, помножившись на невежество адептов и враньё гур, дают вычурный карго-культ, от которого никому нет пользы.

Почему я столь уверенно говорю о вранье, ведь есть же основатели сект, которые искренне верят в то, что проповедуют? Потому что наставники и проповедники фрименов никогда сами не пользуются той магией, которую продают другим. У них есть все документы, они называют себя легальным именем, они зарегистрированы как предприниматели и платят налоги с продаж своих книг и семинаров.


Сравнив фрименов с юристами и другими пользователями возможностей социума и государства, проще всего понять разницу между настоящей магией и обывательскими представлениями о ней.

Наверное, этим они меня в конечном счете и заинтересовали.
Tags: простые истины, религиозные штудии, сила слова, энциклопедия заблуждений
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments