Иногда практикующий теоретик (anairos) wrote,
Иногда практикующий теоретик
anairos

Category:

О праведности и благочестии

Каждый православный знает, что Иисус Христос спорил с фарисеями и книжниками. А о чем он с ними спорил? Или, точнее, о чем они с ним спорили, в чем не соглашались?

Припомнив проповеди, православный скажет, что Христос обличал книжников в лицемерии. Ну, и еще говорил, что суббота для человека, а не человек для субботы.

Но в том-то и дело, что как раз тут ему ничего не возражали. Говоря о лицемерии, он обличал законников в том, что они и сами считали грехом. Говоря о субботе — повторял слова тех, кого они сами называли мудрыми учителями, постигшими суть Закона. Что тут возразишь? Разве только опустишь голову и начнешь оправдываться: «Я не такой плохой, вы просто не так меня поняли…».

Спорили не о грехах, а совсем наоборот— о праведности. Почти все, что церковь считала праведным и благочестивым, Иисус отвергал. Взамен же предлагал совершенно иной принцип отношений человека с Богом.

Заметьте, я не случайно, говоря о церкви, не добавил «тогдашняя» или «ветхозаветная». Потому что все те формы праведности, которые Иисус отвергал, христианская церковь сохранила, ужесточила и освятила его именем.

Все, кроме субботы. Это единственное ритуальное правило иудеев, которому христиане не последовали — и то, думается мне, исключительно ради того, чтобы отличаться от них.

А в остальном — достаточно открыть Евангелие и просто пойти по тексту. Находим, что Иисус осуждал — ищем именно это, предписанное в канонических правилах.

С иронией говорит Иисус о фарисее, который мнит себя праведным, потому что постится дважды в неделю. Церковь сделала двукратный пост (в среду и пятницу) обязательным для всех, а к нему еще присовокупила четыре многодневных поста, вместе занимающих большую часть года.

«Не будьте многословны в молитве», учил Иисус. Сам он молился всегда своими словами, а единственный «канонический» текст продиктовал ученикам только по их настоятельной просьбе. Церковь же громоздит канон на канон, акафист на акафист, так что даже простая молитва перед едой у монахов превращается в этакий «чин молебный на принятие пищи».

Тот, кто жертвует храму пропитание своих престарелых родителей, не угоден Богу, поскольку отменяет заповедь Божью преданием старцев. Церковь прославляет тех, кто в юности ушел в монастырь, оставив родственников без помощи и поддержки.

Чистота и нечистота — не в соблюдении ритуальных правил, а исключительно в сердце. Церковь и вправду отменила ветхозаветные предписания, но вместо них ввела собственные ритуальные правила, еще более обширные и строгие. Они главным образом относятся к тому, кто достоин, а кто не достоин войти в храм, присутствовать на службе и подойти к Чаше. И чистота сердца, как прихожанина, так и священника, не играет тут совершенно никакой роли.

Иисус говорил, что Бог — наш Отец, а мы — Его дети, а потому можем всегда обратиться к Отцу, и Он обязательно нас услышит. Нам не нужен никакой посредник и ходатай перед Богом. В ответ церковь провозгласила самого Христа единственным Сыном Божьим, единственным посредником и ходатаем, а на деле между Богом и людьми выросло священство, обладающее исключительным правом молиться за всех и совершать таинства.

Торговля в храме — ее упоминают так часто, что у церкви уже появилось стандартное возражение. Мы — говорят они — не торгуем. Свеча — не товар, а жертва Богу, и свечная лавка только обменивает деньги, которые жертвовать неудобно, на свечи, которые удобно.

Те менялы и торговцы, которых Иисус гонял самодельным бичом, делали то же самое. Они обменивали языческие римские деньги на то, что можно было принести в жертву — священные храмовые шекели и специально отобранных жертвенных животных. Иисусу этот довод, по всей видимости, не показался достаточно убедительным.

Дальше — больше. Иисусу случалось в разговоре выдвигать неотразимые доводы, которые приводили оппонентов в замешательство. Но церковь нашла ответы на все эти доводы.

Если хочешь стать совершенным, раздай имение свое и следуй за мной? Совершенство для князей и епископов не в том, что для простого человека. Им роскошь не только позволительна, но и обязательна. Раздавая свое имение, они введут народ в искушение, поэтому должны его копить и сурово карать тех, кто на него покушается.

Не может сатана изгонять сатану? Не может человек творить чудес, если не будет с ним Бог? Неправда — любой чудотворец, не одобренный церковью, чудит не иначе как бесовской силой, а если и изгоняет бесов — то это лишь видимость. Бес по сговору с колдуном создает видимость исцеления, притворно отступая от больного, чтобы тем вернее увлечь его душу в погибель.

Если будете веровать и не усомнитесь, что сбудется по слову вашему, то ничего не будет невозможного для вас? Вовсе нет: не вера, а Бог творит чудеса, и отвечает Он только на смиренную молитву, смирение же заключается в том, чтобы повседневно провозглашать, что ты слаб, ничтожен и бессилен.

Будьте кроткими и смиренными, как я? Христос, говоривший это, называл священников и старцев крашеными гробами, а себя именовал Сыном Божьим, которого Бог освятил и послал в мир. Церковь же учит, что такое поведение называется гордыней и дерзновением, а кротость и смирение в том, чтобы нигде и никогда не вести себя так, как вел Иисус. Подражать нужно совсем другим персонажам.

В общем, Христос всегда и всюду говорил: иди за мной, будь как я, делай как я. И беда не в том, что церковники, на словах принимая его, на деле поступают иначе — это неприятно, но для веры не смертельно. Только слабый человек, отождествляющий веру с ее иерархами, может всерьез соблазниться «попами на мерседесах».

Беда в том, что официально, на уровне соборных правил, ритуальных предписаний и богослужебных канонов, Христос изгнан из церкви куда-то на небо. Идти за ним запрещено — можно только кланяться и возносить мольбы. Быть, как он, запрещено — даже желать этого нельзя, это карается отлучением. И уж ни в коем случае нельзя делать, как он — это богохульство и святотатство. Те самые преступления, за которые Иисуса и распяли, к слову сказать. Нынешняя церковь полностью солидарна с ветхозаветной: тот, кто так говорит и так поступает, достоин самого сурового наказания.

Не стану озвучивать никаких выводов. Они и так очевидны, на мой взгляд.
Tags: злые песни
Subscribe

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Неизбежное зло

    У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к…

  • Милостивые и милосердные

    Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников. Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не…

  • Поговорим о странностях любви

    Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше…