Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

чайка

Под властью коварного предлога

Предлог «в» – не то, чем кажется.

Притворяясь обычной звонкой согласной, он несёт верную службу в грамматике русского языка. Но под этой безобидной личиной прячется лазутчик, ожидающий своего часа. Едва оказавшись в подходящем положении, он нанесёт нежданный и смертоносный удар.

Это положение – после слова «верить».

Мало кто может сразу осознать магию вопроса «веришь ли ты в...?». Даже тот, кто его задаёт, обычно не понимает, что совершает акт тонкой манипуляции. Ему кажется, что он просто хочет узнать ваше мнение о том или ином тезисе.

На самом же деле за этими словами стоит целый список представлений – лишь частично осознанных – и вам предлагается принять или отвергнуть их все сразу, чохом.
Collapse )
чайка

Сдвиг границ

Дневниковая запись для приведения мыслей в порядок.


Для одних философов главная граница в мире пролегает между материальным и идеальным. С одной стороны грубые несовершенные вещи, с другой – идеи, формы, законы и уравнения, которые всем этим движут. Это у нас будут условно платоники.

Для других граница находится где-то между материей и сознанием. С одной стороны грубые несовершенные вещи, с другой – субъект, который эти вещи воспринимает, что-то по этому поводу чувствует и думает.

Дальше начинается спор между материалистами, идеалистами, дуалистами и всеми прочими о том, что тут первично, что вторично, а что вообще не существует, а только кажется нам.

Материя, сознание, идеи – это всё философские категории. Мы понятия не имеем, что тут материально, а что нет, зато легко отличаем видимое от невидимого. Одно мы воспринимаем глазами и можем потрогать руками, другого касаемся только воображением, третье и подавно существует лишь в уме, его даже представить невозможно.

Глядя на историю магии и религии, мы видим, как на Западе главная граница сдвигалась со временем.

Та Сторона для традиционного сознания – вовсе не мир духов. Духом наполнено всё, и по эту сторону, и по ту. Всё живое, всё дышит, со всем можно так или иначе пообщаться.

Граница отделяет своё от чужого. С нашей стороны её охраняют шаманы и колдуны, с той стороны – боги и предки. Все они стараются, чтобы в мире людей оставался только правильный дух, от которого как можно меньше вреда и как можно больше пользы.

А вот дальше она начала двигаться. В точности как писал Льюис в «Мерзейшей мощи», в мире человека Запада материя становилась всё материальнее, а дух – всё духовнее. В видимом мире оставалось всё меньше жизни, сознания и воли, они перемещались дальше, за границу.

В конце концов как раз и родилось противопоставление материи и сознания, сформулированное Декартом. Дух больше не материален, материя больше не сознающа.

Учёные заняли место колдунов и начали охранять новую границу, но уже не от духов, а от людей – чтобы люди, не дай бог, не перепутали, что где.


Это внесло дополнительную путаницу и в понятие магии. Для одних это любые взаимодействия между телом и духом и попытки с помощью одного повлиять на другое. Для других – только то, что имеет дело с чуждым духом из-за рубежа, а то, что задействует только свой, правильный дух – не магия и должно называться как-то иначе.

чайка

Божественные глаголы

Я заметил, что боги, как слова, делятся на существительные и глаголы.

С существительными всё просто – это персонификации. Бог воплощён в чём-то, на что можно показать пальцем. Бог солнца и есть солнце. Бог моря и есть море. Бог подземного мира и есть царство мёртвых. (На него, правда, пальцем не покажешь, но тем не менее).

Божественные глаголы – покровители действий, занятий, состояний. Бог ткачества – не персонификация ткачества, а архетипический ткач. Тот, воплощением которого становится любой человек, занимающийся этим ремеслом. Очень часто это первый ткач в мире – тот, кто изобрёл (добыл, украл) это умение и принёс его людям.

То же самое можно сказать о богах кузнечного ремесла, охоты, музыки, воровства, торговли и многих других.

«Существительные» раздельны, «глаголы» же легко соединяются между собой. Один и тот же бог не может повелевать морем и огнём, это слишком разные смыслы. Но один культурный герой может открыть людям и владение огнём, и искусство делать лодки, и ещё письменность до кучи, как Прометей.

Самые широкие полномочия обычно у трикстеров. Они действуют просто потому, что могут и хотят – «это будет интересно», и других доводов уже не нужно. Трикстер вполне в состоянии покровительствовать одновременно спортсменам, торговцам, путешественникам и ворам, при всей несхожести этих занятий.


Почти каждый культурный герой в той или иной степени трикстер


Самое интересное, как всегда, происходит на границе между тем и этим.
Collapse )
чайка

Немного разрозненных мыслей

Ещё немного мыслей, не дотягивающих до полноценных статей. В дневниковом формате, просто рассуждения вслух.


Collapse )


Collapse )

Collapse )


Collapse )


Collapse )
чайка

Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал.

Как обычно, не со всем написанным я согласен, кое-что высказал бы иначе, что-то уточнил бы, но основная мысль по-прежнему кажется мне разумной и логичной. Что, впрочем, неудивительно -- людям вообще свойственно любить сказанное собой-вчерашним :)



чайка

Неизбежное зло

У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к обожествлению себя.

Это и в самом деле практически всегда так и есть. Человеку нужен Бог, и не просто абстрактная Истина.

Бог – непостижимая тайна за пределами познания. Бог – предельная сила, властная над всем и неподвластная ничему. Но у Него есть воля. Он открывается нам по собственному желанию и предлагает путь, каким мы можем достигнуть Его.

И если религия отказывается от Бога, должность непостижимой тайны и верховной силы занимает человек. Всё, что при старых порядках казалось проявлением божественного в нас, при новых делается признаками нашей собственной божественности.

У этой религии человекобога есть два основных варианта.

Либо обожествляется человек как образ – те качества и свойства, что делают его человеком, выделяют из прочего творения. Разум, воля, сознание – всё это Бог в тебе, это высшее, что может существовать во вселенной. Если кто-то, кроме человека, и заслуживает звания божественности, то только другие, более развитые существа, в которых эти качества достигли совершенства, а противоположные им полностью отсутствуют.

Либо новым Богом становится человечество как единство. Когда-нибудь оно достигнет всемогущества, всеведения и бессмертия. Оно пересоздаст вселенную по своему плану и сотворит новую разумную жизнь по своему образу и подобию.


Но это работает и в противоположную сторону.
Collapse )
чайка

Мой комментарий к записи «Жрецы и не жрецы» от myrngwaur

Красивое рассуждение, но исторически так почти нигде и никогда не было. Вы опять смешиваете в кучу разные понятия.

Есть традиции Откровения. Там всё строится вокруг мифа о пророке-основателе, который находился в непосредственном контакте с божеством и принёс от него, собственно, откровение. Откровение может быть записанным, а может быть неписаным, но оно есть, и изменению оно не подлежит. Жрецы хранят ортодоксию, принесённую основателем.

Это христианство, это иудаизм, это зороастризм. Даже римская религия такова — правила взаимодействия с богами установлены Нумой Помпилием, первым и последним, кто с богами разговаривал. Дальше небесная воля выражается только через знамения и оракулы.

В традициях Откровения конфликт между пророками и жрецами происходит на довольно поздней стадии. Там всё наоборот — когда традиция начинает понемногу разлагаться, появляются пророки, претендующие на контакт с божеством и новое откровение от него. Так было в иудаизме, собственно, во времена пророков. Так было в христианстве на протяжении почти всей его истории. Так было в индуизме: кризис брахманской ортодоксии в первом тысячелетии до нашей эры привёл к появлению "философии" Упанишад, буддизма, джайнизма — и, в конечном счёте, к рождению индуизма, каким мы его теперь знаем.

А есть традиции исторически сложившиеся. Это практически все остальные религии. И там момент конфликта между шаманами и жрецами — собственно, момент рождения самой традиции. Он происходит на очень ранней стадии, настолько доисторической, что до нас только в некоторых случаях доходят легенды, как это было.

Одна такая легенда записана у центральноамериканских индейцев. Там с неба пропадает солнце, и шаманы всеми своими песнями и танцами не могут его вернуть. Тогда жрецы устанавливают ритуалы, распределяют роли служителей, и все вместе выводят людей в новый мир к новому солнцу. Очень показательный текст. И самое в нём показательное, что он повествует о додревних временах, задолго до прихода белых.

Собственно, даже в Шумере и Египте мы уже находим жрецов не как людей с мистическим опытом, а как исполнителей ритуалов и хранителей ортодоксии. Там конфликт шамана и жреца, очевидно, произошёл ещё в дописьменную эпоху.

А вот в синто реформа произошла куда позже. Там мико ещё относительно недавно были пророчицами, наподобие пифий, и уже на исторической памяти стали просто храмовыми служительницами. Так что это, наверное, единственный пример, который хоть как-то укладывается в вашу схему. Ну, может быть, кроме зороастризма ещё, тут не могу судить.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

чайка

Введение в ритуальную силу

У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии.

Что это значит?

Минимальной я называю теорию, из которой выкинуто всё лишнее. Останется только то, что действительно необходимо знать и понимать.

Инструментальной я называю теорию, которая не занимается ответами на вопрос «что это такое?» и «каково его место в великой схеме вещей?». Оно есть, оно как-то действует, с ним можно работать. Нас интересует, как оно действует и как с этим работать.

Инструментальная теория электричества, к примеру – то, что обязан назубок знать каждый электрик, прежде чем его можно будет подпускать к сколько-нибудь серьёзным устройствам. Постоянный и переменный ток. Сила тока, мощность, напряжение, сопротивление. Законы и правила электрической цепи. Аккумуляторы, конденсаторы, резисторы. Вот это вот всё.

Эта теория не зависит от того, что учёные думают о природе электромагнитного взаимодействия и квантовых свойствах, порождающих заряд. Она останется истинной, даже если эти научные представления изменятся полностью.

Точно так же теория магии не должна зависеть от конкретной картины мира или от языка, который ты используешь для её описания. Она не должна зависеть даже от того, что ты называешь магией, как бы парадоксально это ни звучало. Это набор практических правил, которые позволяют добиваться определённых результатов, а как вы их назовёте, уже детали.

Поэтому мне так понравилось введённое религиоведами понятие ритуальной силы (или власти ритуала – ritual power). Оно одинаково определяет и церемонии Золотой Зари, и визуализации поклонников «Секрета», и христианскую литургию, и суфийские медитации. Всё это – жесты, от которых ожидают реальной действенности, в чём бы она ни заключалась.

Сейчас, как мне кажется, я подошёл к цели достаточно близко, чтобы уже можно было делиться получающимися наметками.

Моя теория – общая формула, подобная формуле волшебной сказки, выведенной Проппом. Она описывает структуру ритуальной практики, перечисляет все её основные переменные. Любую конкретную традицию можно получить, присвоив этим переменным значения.

Collapse )
чайка

Ключ к европейскому колдовству

Если прочитаешь достаточно много исследований, касающихся европейских народных верований о колдовстве и ведьмах, постепенно начнёшь замечать, что тебя буквально преследует одно и то же слово.

Мара.

Оно встречалось мне в книге Аларика Холла «Elves in Anglo-Saxon England». В труде Льва Клейна «Воскрешение Перуна», где автор реконструирует культ этого верховного славянского бога. В румынских материалах, говорящих о ведьмах, колдунах и вампирах. А ведь были и другие, где я находил мару под другими именами – но она все равно оставалась узнаваемой по виду и поведению. Например, в этнографическом сборнике «Народная демонология Полесья».

Чем больше я читал, тем яснее мне становилось, что я нашёл нечто действительно важное. Мара оказалась настоящим ключом к пониманию европейского (если даже не индоевропейского) колдовства.

Collapse )
чайка

Встаньте, дети, встаньте в круг...

Средневековый маг чертит круг на полу. Он будет призывать демона. На время ритуала круг станет кусочком Иного Места, будет принадлежат потустороннему миру. Поэтому маг тщательно следит, чтобы граница круга была замкнута, и до конца ритуала не пересекает эту границу. Оказаться внутри – значит попасть во власть призванной силы.

Виккане, собравшиеся на общий ритуал, тоже чертят круг и все вместе входят туда. На время ритуала круг станет священным пространством, кусочком Иного Места, и туда необходимо войти, чтобы встретиться лицом к лицу с Богиней.

Самое здесь интересное – что в течение тысячелетий круг использовался в магии с прямо противоположной целью.


Для несчастного Хомы Брута меловая линия на полу тоже служила границей миров. Но сам он оставался внутри, а ведьма-панночка и призванная ею нечисть – снаружи. Круг был крохотным островком прозаического, человеческого мира, невидимым и недосягаемым для потусторонних сил.

Почему магический круг вывернулся наизнанку? Потому что точно так же вывернулся сам мир.
Collapse )