Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

чайка

"Смотри, вот это новое", или Протокол о намерениях

Мудрый Экклесиаст сказал, что нет ничего нового, всё уже было когда-то. Но верно и обратное – если что-то кажется от века существовавшим, почти наверняка у него было начало, и это начало куда ближе к нынешнему моменту, чем кажется.

Весь европейский оккультизм, каким мы его знаем, сложился в течение «долгого 19 века» – эпохи, которую Хобсбаум определил с 1789 по 1914 год, то есть с французской революции до Первой мировой войны. Время империй, самое пафосное и наполненное мифами в западной истории.

Даже если кажется, что некая эзотерическая или магическая фишка идёт из глубокой древности или, наоборот, появилась совсем недавно – её почти всегда можно проследить до первоисточника где-то в этом периоде. Тогда появились спиритизм, теософия, церемониальная магия, легенды о магической Атлантиде и европейской «религии ведьм». Тогда возникло «Новое мышление», положившее начало «закону притяжения». В «долгом 19 веке» были придуманы концепции астрального плана и астральных путешествий. Благодаря Месмеру Европа открыла для себя гипноз и начала изучать его эффекты. В те же времена оккультизм позаимствовал понятия жизненной энергии, тонких материй и вибраций.

Да и неоязычество со своим националистическим (а порой и откровенно нацистским) уклоном идёт оттуда же – первый всплеск языческих движений в Европе приходится как раз на 19 век, и даже мифология «славяно-арийства» в принципе зародилась в то же время.

Конечно, всё это не с потолка взялось и не зародилось само собой от сырости. Корни оккультизма тянутся в прошлое, во времена Возрождения, в средние века и позднюю античность. Но 19 век преобразил все эти идеи до неузнаваемости и сделал такими, какими мы их знаем сейчас.


Слово «намерение» у всех на слуху благодаря Кастанеде. Именно с его руки оно пошло в широкие массы.

Одни считают, что он сам его придумал и был первым, кто указал на важность намерения в магии. Другие – что намерение тысячелетиями было основой магической традиции шаманов-толтеков. Третьи – что это само собой разумеющееся правило магии как таковой.

Однако, судя по тому, что мне удалось узнать, ошибаются они все. Есть основания полагать, что источник и термина, и его применения не в двадцатом веке, не в глубине тысячелетий и даже не в Латинской Америке.
Collapse )
чайка

На свой - чужой рассчитайся!

Сегодня у меня снова есть вопрос к читателям. Касается он в некотором роде национального самосознания.

Я -- русский. Когда я читаю о завоевании Руси Ордой, то воспринимаю это однозначно: "они" разгромили и поработили "нас". Когда я читаю о борьбе Московского царства с Казанским ханством, опять всё понятно: "мы" победили и завоевали "их".

Когда Александр Невский прогоняет из Новгородской земли шведов и немцев, это опять наша победа. Но когда Иван Грозный захватывает Новгород -- это снова наша победа, хотя в этот раз новгородцы проиграли (моральную сторону этой победы оставим сейчас за кадром). А вот Андрей Боголюбский, сжигающий Киев -- просто разборка русских князей между собой, в которой я не ассоциирую себя ни с одной стороной.

В общем, в любом историческом конфликте я чувствую себя на стороне тех, кто ассоциируется у меня с Россией. В случае противостояния между народами, которые впоследствии стали Россией, "своими" для меня оказываются русские. В случае конфликта между русскими -- Москва.

При этом сам я москвич по матери в третьем поколении, а по отцу вообще в первом, то есть мои реальные биологические предки, вероятнее всего, были как раз среди тех, кого Москва в своё время покоряла и присоединяла. И это не говоря уже об изрядной доле нерусской крови.

Соответственно, у меня вопрос: а как вы для себя это ощущаете? Если вы из Твери, переживаете ли вы за Тверское княжество в его вражде с Московским? Если вы татарин из Казани, ощущаете ли, что "они" в шестнадцатом веке завоевали "вас"? Если среди моих читателей есть калмыки или другие наследники народов Орды -- как вы воспринимаете историю Батыева нашествия и освобождения Руси от ига?

Есть ли для вас в истории России свои и чужие, и если есть, то кто?

UPD На всякий случай поясню. Это не вопрос "за кого ты был бы, если бы жил в те времена". Людям вообще редко выпадает возможность сознательно выбрать, за кого они тут. Они стоят за близких, за свой дом, за друзей -- или просто примыкают к какой-то стороне, потому что обстоятельства так сложились.

Это именно вопрос "с кем ты сейчас, глядя назад". Чьим победам ты радуешься? Чьи поражения тебя ранят? За чьи преступления и злодейства тебе стыдно?

чайка

Суровая северная магия

В последнее время взялся заново изучать народные магические традиции – на предмет поискать, что я там мог упустить.

В частности, решил перечитать средневековый сборник исландских заклинаний Galdrabok – ну и всю дополнительную информацию, которая к нему прилагалась.

Оказалось, упустил много интересного.


В Исландии, как и по всей Европе, в шестнадцатом-семнадцатом веках шла охота на ведьм. Шла довольно активно для такой маленькой страны, где все всех знают – в среднем по одному ведовскому процессу в год. Правда, жгли далеко не всех – большую часть осуждённых приговаривали к изгнанию.

Но по местным понятиям колдовство считалось мужским делом. Из более чем двухсот обвиняемых наберётся хорошо если тридцать женщин. Все остальные – малефики мужеского полу.

Это к популярному среди некоторых феминисток мнению, будто охота на ведьм была вызвана женоненавистничеством и стремлением подавить природную женскую религию.

Collapse )
чайка

Золотое правило

В который уже раз убеждаюсь, что правило, выведенное мною несколько лет назад, не знает исключений.

Если в речи некого автора промелькнуло что-то вроде "от вас скрывали", "вам лгали" или "эту проблему много лет/веков/тысячелетий замалчивали" – значит, всё, что он скажет дальше, будет до краёв наполнено самым разнузданным враньём.

Что характерно – даже (и особенно) в том случае, если действительно скрывали, врали и замалчивали.
чайка

Скажите, как его зовут?

В статье про образ инквизитора в массовой культуре я уже писал, что образ этот стопроцентно узнаваем и практически неизменен в разных вымышленных мирах.

Мне стоило сделать важное уточнение. У инквизитора зачастую две ипостаси. Первый -- судья и следователь. Его задача -- установить, что случилось, и вычислить виновного. Второй же -- охотник. Ему виновный уже известен, и задача -- выследить и уничтожить того, кто сильнее человека.

Вот посмотрите на этих милых людей:
Collapse )
чайка

Судьба инквизитора

Вот и добрался я, наконец, до цикла «Конгрегация». За выходные прочитал две книги и начал третью. Наверное, буду и дальше читать. Надежда Попова – отличный автор. У нее достоверны и характеры, и мотивы, и поступки, и обстановка – достоверны не в «заклепочном», а в настоящем смысле: их понимаешь, им сопереживаешь, почти ничего не царапает, нарушая иллюзию. Она умеет играть за обе стороны, делая протагониста и антагониста одинаково живыми и объемными, а их мотивацию – одинаково понятной и убедительной.

Но тема сегодняшнего обсуждения – не эти книги, а сам образ инквизитора в литературе.


Когда-то он был более или менее похож на исторический прототип. Инквизиция была «кровавой гэбней» Ватикана – идеологическим отделом, пресекающим всякое вольнодумство и инакомыслие.

Просветители 18 века начали упрекать инквизиторов и в охоте на ведьм (хотя в основном этим занимались совсем другие люди, и для инквизиции это никогда не было основным делом). Шло это в том же русле обвинений – инквизиторы-де сражались против прогресса и разума, а сами были в плену диких суеверий. Впрочем, женщина, пляшущая голой на шабаше, однозначно еще более дика и суеверна, так что в произведениях того времени «ведьма» – всегда жертва навета. Рассказ Чехова «Грешник из Толедо» – прекрасная пародия на типичный «ведьмовской» сюжет.

Фэнтези подарило литературе новую возможность – мир, где ведьмы реальны, их магия могущественна, и они в самом деле могут обращать ее во зло людям. В результате появилось два новых сюжета.
Collapse )
чайка

Мысли великих

Сегодня, для разнообразия, поделюсь не собственными мыслями, а чужими – цитатами, которые показались мне нетривиальными и интересными.


Начнем с великого Честертона, чью цитату я поставлю чем-то вроде эпиграфа:

Все эти слова из научных книжек – «закон», «необходимость», «порядок», «тенденция» и так далее – по-настоящему неразумны. Мне всегда казалось, что Природу можно удовлетворительно описать только словами из детских сказок – «чары», «заклинания», «зачарования». Они выражают произвольность факта и его тайну. Дерево приносит плоды, потому что оно волшебное. Вода течет вниз, потому что она так зачарована. Солнце светит, потому что оно заколдовано.
Такой подход нельзя называть фантастическим или даже мистическим. Мистицизм может появиться у нас позже, но этот язык сказок полон рациональности и агностицизма.

Г.К. Честертон, «Ортодоксия» (1908)

Collapse )
чайка

Ужасы китайского городка

Добрался наконец до "Демонологии древнего Китая" Яна де Гроота. Конечно, рассуждения о религии и магии конца 19 -- начала 20 века сейчас звучат уже забавно. Но вот фактического материала там собрано не меньше, чем у Фрэзера или Проппа. И он весьма поучителен.

Охота на ведьм в Европе продолжалась от силы двести лет, с 16 по 18 век. Охота на ведьм в Китае началась еще до нашей эры и закончилась... да, в общем, во времена де Гроота она еще не закончилась, так что, видимо, предел тут положила уже революция.

По мнению китайских властей, ведьмы и колдуны были повсюду. Одни вредили при помощи подручных духов людей и животных. Другие насылали особый невидимый яд. Третьи похищали души, чтобы лечить смертельно больных -- жизнь за жизнь. И все это не народные верования, а прописано в нормативных актах. А по милому законодательству Китая за особо тяжкие преступления (каким считалось колдовство) казнить полагалось не только преступника, но всех его родственников до второго колена, а также слуг и наемных работников. Не разбирая пола и возраста.

Так что, товарищи, христианство, при всех выкрутасах некоторых его последователей -- и в самом деле мирная, гуманная и милосердная религия, воспитывающая в своих приверженцах разум и здравомыслие. Если вам кажется иначе -- вы просто других вариантов не видели.
чайка

Ключ к европейскому колдовству

В последнее время я прочитал достаточно много исследований, посвященных европейской народной религии и магии. И меня буквально преследовало одно и то же слово.

Мара.

Оно встречалось мне в книге Аларика Холла «Elves in Anglo-Saxon England». В труде Льва Клейна «Воскрешение Перуна», где автор реконструирует культ этого верховного славянского бога. В румынских материалах, говорящих о ведьмах, колдунах и вампирах. А ведь были и другие, где я находил мару под другими именами – но она все равно оставалась узнаваемой по виду и поведению. Например, в этнографическом сборнике «Народная демонология Полесья».

Чем больше я читал, тем яснее мне становилось, что я нашел нечто действительно важное. Мара оказалась настоящим ключом к пониманию европейского (если даже не индоевропейского) колдовства.

Collapse )
чайка

Волшебные превращения

Начнем с истории, которую поведала в своем журнале Тикки Шельен tikkey. Не буду портить ее замечательное изложение своей передачей, а просто процитирую:


Collapse )


Подобные волшебные превращения происходят, оказывается, довольно часто – причем с древнейших времен.

Collapse )