чайка

Экономика Вэнса, или Красная магия

Традиционная для множества игр система магии работает очень похоже на деньги.

У тебя есть «счёт» – мана под любым названием. Ты можешь тратить средства на этом счёте, чтобы «покупать» магические действия. Обычно, чем масштабнее чудо, тем оно дороже. Если мана кончилась – извини, никакого колдовства для тебя, пока не пополнишь счёт.

Доход может быть пассивным (мана восстанавливается со временем) или активным (действия или предметы, которые восстанавливают её сразу).

Правда, мана обычно ограничена сверху, а денег теоретически можно накопить сколько угодно. Но то такое – любая аналогия хромает.

К тому же деньги тоже в определённом смысле ограничены сверху. Всем нам памятны истории людей, на которых в одночасье свалилось богатство – выиграли в лотерею, получили наследство, что-нибудь ещё... Мало кто из них сумел сохранить прежний уровень жизни, а уж тем более перейти на более высокий. Большинство тупо спустили все деньги и остались ни с чем.


Но системы, основанные на мане – лишь один из двух популярных подходов.

Второй известен как магия Вэнса, в честь писателя, придумавшего один из первых вариантов этой системы.

В магии Вэнса у любого чудотворца есть фиксированное количество заклинаний, которые он может использовать за игровой период. Начинающий маг способен, например, в день на три заклинания первого круга и одно – второго. Адепт ковырнадцатого уровня спокойно кастует восемь заклинаний первого круга, шесть – второго, и так далее, вплоть до единственного заклятия наивысшего, пятого круга.

Какие именно это будут заклинания – зависит от вариантов системы. В одних маг должен заранее «подготовить» или «запомнить» чары, с которыми будет ходить весь следующий период. В других – может выбирать на лету из списка изученных. В третьих – набор жёстко фиксирован, и по мере роста уровня просто открывается доступ к следующей ступени ассортимента.

Так вот.

Перевернём аналогию и представим, как бы выглядело общество, где доступ к благам устроен таким же образом.

У каждого есть уровень – положение в социальной иерархии. От него зависит, какие именно блага и в каком количестве тебе будут доступны. Разумеется, простых жизненных вещей ты можешь получить больше, предметов роскоши – меньше. На некоторые, самые пафосные товары и услуги ты вообще получаешь право только раз в год, а то и реже, и то лишь по достижении достаточно высокого уровня.

Запомнить чары у костра – заказать «меню» товаров и услуг на следующий день/неделю/месяц. Выбрать из списка – выбрать в магазине из доступного ассортимента. Фиксированный набор – опять же, твоё положение жёстко определяет, на что ты имеешь право, и всё это у тебя будет, неважно, воспользуешься ты им или нет.

Не правда ли – если мана делает магию «рыночной», то магия Вэнса похожа больше всего на советскую распределительную систему?

По-моему, интересное наблюдение.

чайка

Минутка воспоминаний: о проявлениях Бога

Эту статью я выложил третьего марта восемь лет назад. Сейчас мне подкинул её робот, и я её с удовольствием перечитал.

Как обычно, не со всем написанным я согласен, кое-что высказал бы иначе, что-то уточнил бы, но основная мысль по-прежнему кажется мне разумной и логичной. Что, впрочем, неудивительно -- людям вообще свойственно любить сказанное собой-вчерашним :)



чайка

Неизбежное зло

У христианских апологетов 19-20 веков была одна любимая тема, которую они часто упоминали. Человек, избавившись от идеи Бога, непременно приходит к обожествлению себя.

Это и в самом деле практически всегда так и есть. Человеку нужен Бог, и не просто абстрактная Истина.

Бог – непостижимая тайна за пределами познания. Бог – предельная сила, властная над всем и неподвластная ничему. Но у Него есть воля. Он открывается нам по собственному желанию и предлагает путь, каким мы можем достигнуть Его.

И если религия отказывается от Бога, должность непостижимой тайны и верховной силы занимает человек. Всё, что при старых порядках казалось проявлением божественного в нас, при новых делается признаками нашей собственной божественности.

У этой религии человекобога есть два основных варианта.

Либо обожествляется человек как образ – те качества и свойства, что делают его человеком, выделяют из прочего творения. Разум, воля, сознание – всё это Бог в тебе, это высшее, что может существовать во вселенной. Если кто-то, кроме человека, и заслуживает звания божественности, то только другие, более развитые существа, в которых эти качества достигли совершенства, а противоположные им полностью отсутствуют.

Либо новым Богом становится человечество как единство. Когда-нибудь оно достигнет всемогущества, всеведения и бессмертия. Оно пересоздаст вселенную по своему плану и сотворит новую разумную жизнь по своему образу и подобию.


Но это работает и в противоположную сторону.
Collapse )
чайка

Милостивые и милосердные

Мысли приходят внезапно и из неожиданных источников.

Кто бы мог подумать, что просмотр двух коротких отрывков из аниме – популярных, но не первой величины – наведёт меня на размышления о милосердии.


Для начала, я понял, в чём разница между милосердием и состраданием.

Сострадание – душевное качество, и заключается оно в том, что на чужие страдания ты реагируешь так же, как на свои собственные. Не более и не менее.

Поэтому сострадание, вообще говоря, не подразумевает активной помощи кому-либо. Если ты собственные страдания стоически переносишь и полагаешь, что они только делают тебя сильнее, то и к чужим будешь относиться точно так же.

А вот милосердие – совсем другое дело. Оно всегда проявляется в действиях, и вне действий не существует.
Collapse )
чайка

Поговорим о странностях любви

Мне в очередной раз встретился на просторах интернета крик души: «Ну почему, люди, вы хотите одно, а выбираете другое?». И дальше – несколько трагичных историй о мужчинах и женщинах, которые выбрали себе партнёра с определёнными наклонностями, а затем начали требовать от него измениться до полной неузнаваемости.

Ну в самом же деле – нелогично. Если тебе, дорогой Н, хочется, чтобы рядом с тобой была тихая домашняя девочка, боготворящая своего мужчину и на всё готовая ради него – какого, собственно, органа ты женился на энергичной тусовщице, экстравертной на все сто сорок шесть процентов, душе компании, обожающей походы и ролевые игры отнюдь не в постели? (Обратные случаи тоже бывают, и они не менее печальны).

Какого, собственно, органа ты тратил время и силы, чтобы вначале очаровать её, а затем переломать под свои интересы? Почему было не искать с самого начала подходящую, и не портить жизнь ни себе, ни избраннице?

У меня есть вариант ответа на этот больной вопрос.

Collapse )
чайка

Мой комментарий к записи «Жрецы и не жрецы» от myrngwaur

Красивое рассуждение, но исторически так почти нигде и никогда не было. Вы опять смешиваете в кучу разные понятия.

Есть традиции Откровения. Там всё строится вокруг мифа о пророке-основателе, который находился в непосредственном контакте с божеством и принёс от него, собственно, откровение. Откровение может быть записанным, а может быть неписаным, но оно есть, и изменению оно не подлежит. Жрецы хранят ортодоксию, принесённую основателем.

Это христианство, это иудаизм, это зороастризм. Даже римская религия такова — правила взаимодействия с богами установлены Нумой Помпилием, первым и последним, кто с богами разговаривал. Дальше небесная воля выражается только через знамения и оракулы.

В традициях Откровения конфликт между пророками и жрецами происходит на довольно поздней стадии. Там всё наоборот — когда традиция начинает понемногу разлагаться, появляются пророки, претендующие на контакт с божеством и новое откровение от него. Так было в иудаизме, собственно, во времена пророков. Так было в христианстве на протяжении почти всей его истории. Так было в индуизме: кризис брахманской ортодоксии в первом тысячелетии до нашей эры привёл к появлению "философии" Упанишад, буддизма, джайнизма — и, в конечном счёте, к рождению индуизма, каким мы его теперь знаем.

А есть традиции исторически сложившиеся. Это практически все остальные религии. И там момент конфликта между шаманами и жрецами — собственно, момент рождения самой традиции. Он происходит на очень ранней стадии, настолько доисторической, что до нас только в некоторых случаях доходят легенды, как это было.

Одна такая легенда записана у центральноамериканских индейцев. Там с неба пропадает солнце, и шаманы всеми своими песнями и танцами не могут его вернуть. Тогда жрецы устанавливают ритуалы, распределяют роли служителей, и все вместе выводят людей в новый мир к новому солнцу. Очень показательный текст. И самое в нём показательное, что он повествует о додревних временах, задолго до прихода белых.

Собственно, даже в Шумере и Египте мы уже находим жрецов не как людей с мистическим опытом, а как исполнителей ритуалов и хранителей ортодоксии. Там конфликт шамана и жреца, очевидно, произошёл ещё в дописьменную эпоху.

А вот в синто реформа произошла куда позже. Там мико ещё относительно недавно были пророчицами, наподобие пифий, и уже на исторической памяти стали просто храмовыми служительницами. Так что это, наверное, единственный пример, который хоть как-то укладывается в вашу схему. Ну, может быть, кроме зороастризма ещё, тут не могу судить.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

чайка

Сказки о силе, или High and Mighty English Language

Я не раз слышал, как англичане и американцы восторгаются русским языком. Благодаря логичной орфографии, глядя на написанное слово, мы всегда знаем, как его читать. Благодаря падежам и прочим суффиксам с приставками – можем выразить тонкие оттенки смысла порядком слов в предложении. «У попа была собака» – не совсем то же, что «Собака была у попа».

А я вот время от времени завидую английскому словарю. Нет, русское наречие тоже богато как отечественными словесами, так и импортной лексикой. Но раз за разом оказывается, что на интересующие меня темы удобнее говорить именно по-английски – настолько точнее тамошние слова подходят к нужным мне понятиям.


Англичанину проще осознать разницу между волей и желанием. To want обычно переводят, как «хотеть», но это глагол, образованный от существительного. Want – недостаток, нехватка. Если о человеке говорят «We found him wanting», это не значит, что он член монашеского ордена, запрещающего желания, и его застукали на запретном. Нет, он всего лишь был проверен и провалился, не дотянув до высоких требований.

Желание, таким образом – не более чем страдание, вызванное нехваткой. Концентрироваться на нём – значит, увеличивать его без всякой пользы для себя. Страдание останется с вами, пока вы не сделаете что-то, чтобы устранить его причину.

У англичан есть еще и wish. Это в некотором роде противоположность want – не «мне плохо, потому что мне этого недостает», а «мне будет хорошо, если я это получу». Поэтому I want – резкое требование «дай мне это немедленно», а I wish – мягкое пожелание «а может, все-таки дашь, ну пожалуйста?». Но вот это детское «дай» в обоих словах весьма отчётливо.

Воля же по-английски будет will, и точно так же звучит глагол-связка будущего времени. I will do it – я это сделаю. Где воля, там и действие, друг без друга они не существуют.

Этим же словом называют, если помните, и завещание, и тоже весьма логично. Завещание – последнее действие человека, которое он совершает уже после смерти, чужими руками. Это он сам распределяет свое имущество между людьми, которым хочет его отдать.


Но самое удивительное – это «сказки о силе».
Collapse )
чайка

Введение в ритуальную силу

У меня уже много лет есть цель – создать минимальную инструментальную теорию магии.

Что это значит?

Минимальной я называю теорию, из которой выкинуто всё лишнее. Останется только то, что действительно необходимо знать и понимать.

Инструментальной я называю теорию, которая не занимается ответами на вопрос «что это такое?» и «каково его место в великой схеме вещей?». Оно есть, оно как-то действует, с ним можно работать. Нас интересует, как оно действует и как с этим работать.

Инструментальная теория электричества, к примеру – то, что обязан назубок знать каждый электрик, прежде чем его можно будет подпускать к сколько-нибудь серьёзным устройствам. Постоянный и переменный ток. Сила тока, мощность, напряжение, сопротивление. Законы и правила электрической цепи. Аккумуляторы, конденсаторы, резисторы. Вот это вот всё.

Эта теория не зависит от того, что учёные думают о природе электромагнитного взаимодействия и квантовых свойствах, порождающих заряд. Она останется истинной, даже если эти научные представления изменятся полностью.

Точно так же теория магии не должна зависеть от конкретной картины мира или от языка, который ты используешь для её описания. Она не должна зависеть даже от того, что ты называешь магией, как бы парадоксально это ни звучало. Это набор практических правил, которые позволяют добиваться определённых результатов, а как вы их назовёте, уже детали.

Поэтому мне так понравилось введённое религиоведами понятие ритуальной силы (или власти ритуала – ritual power). Оно одинаково определяет и церемонии Золотой Зари, и визуализации поклонников «Секрета», и христианскую литургию, и суфийские медитации. Всё это – жесты, от которых ожидают реальной действенности, в чём бы она ни заключалась.

Сейчас, как мне кажется, я подошёл к цели достаточно близко, чтобы уже можно было делиться получающимися наметками.

Моя теория – общая формула, подобная формуле волшебной сказки, выведенной Проппом. Она описывает структуру ритуальной практики, перечисляет все её основные переменные. Любую конкретную традицию можно получить, присвоив этим переменным значения.

Collapse )
чайка

В этот день 5 лет назад

ЖЖ предлагает новую фишку — вспомнить, о чём ты писал в этот день пять лет назад.

Можно сказать, его хозяева додумались до идеи рубрики «минутка воспоминаний», которая у меня в блоге существует уже достаточно давно :)

Но почему бы и нет? Сегодня будет вот так.